Медиакарта
13:12 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Большое видится на расстоянии

Большое видится на расстоянии
08:30 | 03 июля 2012
Источник: Наша жизнь

Свою задачу я мог бы упростить и облегчить до минимума, ограничившись биографической справкой героя моего рассказа. Дополнить эту справку, замолвить доброе слово пожелают многие мои земляки, потому как узнаваем и памятен человек, о котором пойдёт речь.

Осенью Николаю Дмитриевичу Долгушину исполняется 77 лет. Эти «седмицы» вобрали в себя целую эпоху. И великую войну Николай Дмитриевич помнит, и голод, и бабий вой по убиенным на полях сражений, и раннее своё взросление. Память эта закалила характер. Она до сей поры не позволяет праздно относиться к жизни. Многие сверстники Николая Дмитриевича рано ушли из жизни. По суровой сути ни детства, ни юности у этого поколения не было.

– Вкалывали мы наравне со взрослыми, – вспоминает Николай Дмитриевич, – в пору сенокоса мужики подсаживали мелюзгу на лошадей, и отряд сопливых копновозов до крови сбивал свои худосочные задницы. Ребятня постарше управляла конными граблями. Я, к примеру, по мере обретения опыта дорос до «гусевого» на лобогрейке – был такой агрегат, от работы на котором лоб потел, а не грелся. Пятидесятикилограммовые мешки с зерном мы подростками таскали на себе, поспевая за взрослыми. Хотя в каждом из нас было по два пуда веса, не более.

В двенадцать лет назначили Николая учётчиком полеводческой бригады. Должность ответственная, сурово контролируемая с двух сторон. Причём колхозное начальство выступало в роли молота, а полеводы родной бригады – наковальни. Нетрудно догадаться, какое место отводилось учётчику. Но юный колхозный номенклатурщик уцелел. Спустя время порог приёмной комиссии Ишимского ремесленного училища переступил безусый юноша, колхозному стажу которого могли позавидовать взрослые мужики. Полученные в училище знания Николай закреплял в поле. В ту пору в стране и у нас в районе шло историческое освоение целинных и залежных земель. Героем-целинником уходил Николай на службу в армию. Воинский эшелон увозил Долгушина в далекую Венгрию.

Советская власть с кадрами работать умела. Чего стоил один только лозунг «Кадры решают всё». Говорю я об этом без капли иронии. Да, многие человеческие судьбы эта система безжалостно ломала через властное колено, но в отличие от нынешнего времени случайные, бездарные, корыстные до омерзения люди не составляли во власти определённую весомую её часть. При социализме по службе продвигались в основном самые талантливые и самые работоспособные. Николай Дмитриевич из этой кадровой обоймы. Убеждать людей, вести их за собой учился он в комсомоле. В 1959-м году Николай Долгушин возглавлял комсомольскую организацию крупнейшего в области совхоза «Ильинский», в состав которого входило одиннадцать отделений. Каждое отделение – деревня, многочисленный отряд молодёжи. Секретаря избирали всем миром. Одни выдвигали, другие голосовали, третьи поддерживали. В ту далёкую пору комсомол умел не только провозглашать лозунги, но ещё и работать с молодёжью.

Спустя время, проверенного в делах боевого вожака молодёжи избирают первым секретарём Казанского райкома комсомола. В память о том – фотографии, газетные вырезки, комсомольские награды и привычка настраивать себя на доброе отношение к людям и жизни. Этот комсомольский настрой никогда не покидал его. В совхозе «Яровской», который возглавлял Долгушин почти полтора десятка лет, молодёжным починам не было конца. Долгушин, на правах равного по духу, выступал на комсомольских собраниях, спорил, предлагал, помогал осуществлять дерзновенные планы. На всё он находил время и средства: строил для старшеклассников в живописном месте добротный лагерь труда и отдыха, подбадривал девчат, изъявивших желание поработать на комбайнах. Фамилии яровчанских комбайнёрок Раи Поляковой, Тамары Абатуровой и Надежды Савинкиной не сходили со страниц газет. Как данность воспринимались визиты именитых тюменских спортсменов. Хоккеисты совхоза «Яровской» скрещивали клюшки на льду со знаменитым тюменским «Рубином». По инициативе неугомонного директора в Яровском появился филиал Казанского СПТУ.

Но вернёмся к биографической справке. Следующей строкой значится работа заведующим орготделом райкома КПСС. Этот отдел называли ещё и райкомовским штабом. Начальнику штаба в ту пору не было и тридцати. Этот факт говорит о многом. Со стороны может показаться, что по-солдатски просто складывалась жизнь этого человека. Сверху отдавался приказ и Долгушин впрягался в работу. Но каждое новое назначение Николай Дмитриевич осмысливал бессонными ночами, готовил себя к предстоящей работе, настраивался, ставил перед собой задачи, выверял, выстраивал манеру своего поведения, определял остроту проблем, с которыми ему придётся столкнуться. Сомневался, тревожился, переживал. Но перед подчинёнными новоиспечённый начальник появлялся в образе спокойного, уравновешенного и уверенного в себе человека. Лицо, взгляд не отражали и тени тревоги и неуверенности. Безупречный костюм, свежая сорочка с элегантным галстуком подчеркивали деловой настрой начальника.

Он по-прежнему лёгок на подъём, и в почтенном своём возрасте Николай Дмитриевич сохранил стать. Годы и испытания не пригнули его к земле, не сломили жизненного стержня. Замкнутое пространство кабинета гнетёт его, как несвобода. В кресло его не усадишь. Николай Дмитриевич предпочитает общаться стоя, опершись руками о спинку стула. Нам с ним есть о чём поговорить и вспомнить. Сменились не только века, но и политические эпохи.

– Николай Дмитриевич, – обращаюсь я к Долгушину как к человеку, обладающему здравой реакцией на юмор, – отечественные шутники выявили шесть противоречий социализма. Перечислить? Долгушин в знак согласия кивает головой, предваряя мой монолог иронической улыбкой.

– Итак, шесть противоречий социализма:

1.Безработицы нет, а никто не работает.

2.Никто не работает, а планы выполняются.

3.Планы выполняются, а в магазинах ничего нет.

4.В магазинах ничего нет, а холодильники полны.

5.Холодильники полны, а все недовольны.

6.Все недовольны, а голосуют «за».

– Дружочек, мой, – тяжело вздыхает Николай Дмитриевич, – а ты пройди по улицам наших деревень, побеседуй с людьми, и они перечислят тебе сто противоречий российского капитализма. И от этих противоречий народ не смеётся, а плачет горючими слезами.

И Долгушин, в свойственной ему манере, выбрасывает вперёд ладонь левой руки и начинает перечислять доводы, поочередно загибая пальцы правой рукой:
– По поводу того, что никто не работал – это, мягко говоря, выдумка. Выходит, Святой дух возводил в Казанском, Яровском и Сладчанке жилые дома и производственные помещения? Да что там дома, застраивались жильём улицы. Родом из социализма дом культуры, школа, баня, столовая, родильный комплекс на центральной усадьбе совхоза «Яровской». При всех противоречиях социализма в крохотной как хуторок Сладчанке, мы сумели построить типовой клуб, медпункт, детский сад-ясли на тридцать мест, начальную школу с квартирой для учителя, магазин, баню, гараж, складские помещения, мини-ферму на двести коров, кошару для овец. Из новостроя в Сладчанке сегодня модуль фельдшерско-акушерского пункта да дачи небедных приезжих людей.

Николай Дмитриевич переводит дух:
– Кое-кто стал забывать о том, что в советские времена более полутысячи человек, проживающих на территории Яровского сельского совета, обеспечены были работой. Постоянной и высокооплачиваемой. В совхозе «Яровской» насчитывалось свыше трех тысяч голов крупного рогатого скота, полторы тысячи свиней, до трех тысяч овец. До шестидесяти комбайнов выходило в поле. Работали в две смены, намолачивали до 26 тысяч тонн зерна. Сегодня противоречий не существует. Безработица есть, и почти никто не работает. Как сегодня не вспомнить о том, что каждый год мы чуть ли не насильственным образом отправляли в санатории и на курорты людей отдохнуть и подлечиться. Отправляли абсолютно бесплатно. На каждой животноводческой ферме действовали столовые, лечебно-оздоровительные профилактории. Сегодня в Яровском и Сладчанке и бывшем Казанском отделении ни ферм, ни столовых, ни профилакториев. Получается, как в известном афоризме – и чего только у нас нет… И о выборах. Да, голосовали мы за безальтернативного кандидата в депутаты. Но во сколько советский парламент обходился казне и сколько обходится бюджету содержание нынешней Государственной Думы? О бескорыстии и корысти прежних и нынешних депутатов пусть за меня договаривает читатель.

Долгое сидение в начальственном кресле порой доводит человека до состояния самодура. Отношения с подчинёнными строит такой руководитель по принципу: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Начальственное долголетие Долгушина не испортило. Напротив, нам, журналистам районки (а мы, поверьте на слово, пристально приглядываться к людям умеем), всегда казалось, что с годами Долгушин становится всё доступнее и доступнее людям, невзирая на их положение. А его знаменитое обращение к собеседнику «Дружочек мой» располагает к Долгушину окончательно и бесповоротно.

Долгушин умело подбирал и расставлял кадры. До сих пор на слуху фамилии талантливых руководителей и специалистов совхоза «Яровской» Н.А. Малахова, Л.М. Пономарева, П.М. Быкова, М.А. Евтушкова, Р.В. Медведева, В.М. Абрамовой, В.В. Гладких, Е.В. Бачурина, Н.В. Дробахиной, Н.Д. Фалькова, П.А. Тупикова, В.А. Яркова, К.С. Котова, И.А. Шорохова, И.И. Бурашова, Н. Тупикова, Н.С. Кисляка и других.

Надолго в совхозе прописывались переходящие красные знамёна района, области и даже страны. Николай Дмитриевич за успехи был награждён двумя трудовыми орденами.

В 1986 году Николай Дмитриевич, опять-таки по приказу сверху, назначен был директором совхоза-техникума «Ишимский». И на этой должности он сумел достичь многого. И хоть прописан Николай Дмитриевич в славном городе Ишиме, мысленно он с нами. Он земляк наш и по корням своим, и по заслугам.

Наверное, подошёл и наш черёд отнестись к знаменитому нашему земляку с должным почтением. Не умаляя заслуги перед районом ни одного из почётных жителей, скажу с уверенностью, что вклад Николая Дмитриевича в историю района, в его развитие не меньший. Но почему он не в числе славных земляков, причисленных к званию «Почётный гражданин Казанского района»? Давайте подумаем вместе на эту тему, потому как должное отдавать человеку нужно при его жизни. Пока он рядом с нами.

Автор: Олег ДРЕБЕЗГОВ