Медиакарта
2:43 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Самотлорский сувенир

В моей квартире на видном месте хранится дорогой для меня сувенир- небольшая деревянная подставка, на панельке которой изображен силуэт буровой вышки, а рядом с рисунком прикреплена обычная стеклянная пробирка с черной маслянистой жидкостью, закупоренная резиновой пробкой. А ниже надпись: «Самотлор-74. 100 млн тонн нефти». И в пробирке как раз и находится образец этой самой нефти со знаменитого Самотлорского месторождения. В июне текущего года исполняется 38 лет со дня появления этого сувенира. Дата, конечно, не круглая, но тем не менее является поводом для воспоминаний событий того времени.

Шел 1974 год. Большими темпами велось освоение нефтяных и газовых месторождений на Севере нашей области. Строились новые города. Осуществлялся грандиозный проект – создание в Западной Сибири, в том числе на тюменской земле, мощного топливно – энергетического комплекса. Со всей страны ехали на новостройки посланцы всех республик и областей тогдашнего Союза.

Особая задача ставилась и перед населением районов нашей области: увеличить производство и продажу продукции сельского хозяйства.

Немало молодых людей отправилось осваивать северные богатства. И все-таки местные жители задачи, поставленные руководством страны, воспринимали не с должным вниманием. Поэтому потребовалась усиленная пропаганда решений и постановлений руководства партии и страны. И в этом особая роль отводилась местным средствам массовой информации. По инициативе и поддержке ЦК КПСС обком партии стал усиленно проводить различные пропагандистские мероприятия. И мы, районные газетчики, почувствовали это на себе.

Четко налаженная учеба журналистов в областном центре предусматривала прежде всего владение ими важнейшей информацией об обстановке на Севере, в трудовых коллективах, партийных организациях.

Хорошо помню выступления перед журналистами разных СМИ области первого секретаря обкома партии Б.Е. Щербины, позднее Г.П. Богомякова, сменившего его на этом посту. Они говорили о сложных вещах понятно и доходчиво и требовали от нас, чтобы газетчики так же понятно информировали читателей со страниц своих изданий. Бывало, выступали и специалисты нефтяной и газовой отрасли.

Однако теоретической учебой журналистов дело не заканчивалось. Организовывались поездки на предприятия, встречи там с партийными работниками.

Особенно запомнился мне областной семинар редакторов областных, городских, районных газет, проводимый обкомом КПСС с участием работника аппарата ЦК партии. Он проходил в конце июня 1974 года с выездом в г. Нижневартовск и на знаменитое Самотлорское нефтяное месторождение. Я был на нем как заместитель редактора газеты «Сельский труженик».

Утром того дня группа редакторов в несколько десятков человек вылетела на самолете ТУ-134 в этот северный город, где, как нам сообщили, выдался первый по настоящему летний жаркий день.

Через час полета мы увидели под крылом самолета в лесах и на болотах огненные точки –то были факелы горящего так называемог попутного газа, что потом вызвало немало вопросов: «Почему он горит без пользы?», «Можно ли его как-то применять?» и т.д.

Группу временно поселили в небольшой деревянной двухэтажной гостинице, в которой незадолго до того останавливался Председатель Совмина СССР А.Н. Косыгин, прилетавший в Нижневартовск для решения важных государственных вопросов. Нам же предстояло только ознакомиться с ними.

Экскурсию по городу и на буровую на озеро Самотлор проводил наш коллега, редактор местной городской газеты «Северная вахта» т. Корчемкин, хорошо знавший не только нужные объекты, но и интересующие пишущую братию вопросы.

Проезжая по проспектам и улицам города, мы видели строящиеся здания. Все строительство велось на мягкой болотистой почве и потому использовались вместо обычного фундамента огромные железобетонные сваи.

Мы с трудом двигались на автобусах по дороге на Самотлор. По ней мчались грузовики, груженные песком, и порожние мощные «КРАЗЫ» и «Татры». Даже в сопровождении автомобилей ГАИ ехать было небезопасно: шоферы спешили и не снижали скорость. Стремились как можно больше сделать рейсов.

Грунт везли на озеро, где отсыпались так называемые «пятачки», земляные площадки для установки на них буровых вышек, и подъезды к ним. Дно Самотлора болотистое, и требовалось насыпать большое количество грунта, в основном песка.

Но если бы, как сказали нам позднее, с каждого «пятачка» бурили только одну скважину, то их надо было насыпать огромное количество. Однако благодаря кустовому методу бурения этого не потребовалось. Дело в том, что одна буровая бурила несколько боковых скважин, и таким образом один «куст» охватывал большую площадь в глубине пласта. Это была новинка.

До нашего приезда на это уникальное месторождение «черного золота» была сооружена дорога с твердым покрытием не только до озера Самотлор, но и вокруг него для проезда транспорта, перебазировки вышек…

На Самотлоре не только я, но и многие из прибывших на экскурсию впервые «вживую» увидели буровые вышки. На одну из них я по примеру вездесущего фотокорреспондента «Тюменской правды» А. Космакова, человека уже немолодого, даже попытался подняться. Осилил лишь несколько ступенек лестницы и спустился вниз под смех рабочих. Зато мой коллега, видимо, не раз бывавший на буровых, поднялся намного выше и сделал несколько панорамных снимков. Потом я видел эти фотографии в газете. Впечатляли.

Побывали мы и на других объектах, в частности, на дожимной станции, где действовала редкая по тем временам автоматика. «Погрелись» у газового факела, где и задали инженерам те самые вопросы, о которых я упоминал выше.

Из той поездки на нефтяной промысел и молодой северный город Нижневартовск я, кроме массы новых впечатлений, привез также множество записанных бесед и рассказов в корреспондентском блокноте для газетных материалов. А еще привез тот самый сувенир – пробирку с самотлорской нефтью. Такие сувениры были вручены каждому участнику экскурсии в горкоме партии.

После возвращения домой написал несколько корреспонденций о строительстве города, освоении нефтепромысла.

Думается, публикация подобных материалов в «районке» все же помогла населению района больше узнать о тех задачах, которые решал наш народ по созданию топливно-энергетического комплекса в Тюменской области. На Север отправлялись уже не отдельные люди, а молодые семьи. Но следует заметить, что наш район задолго до этого включился в решение этих задач: на его территории были построены дюкер нефтепровода Усть-Балык-Омск и нефтеперекачивающая станция «Вагай», где трудились десятки людей.

Кстати сказать, нынче исполняется 45 лет со дня пуска в эксплуатацию этого нефтепровода. 30 октября северная нефть пришла на нефтеперегонный завод в г. Омске.

А от этой поездки на Север в моей памяти остались картины прошлого: красивые городские строения, мощные грузовики, высокие нефтяные вышки, худосочные деревья на болотистой почве, груженные суда на Оби, разбитые и брошенные механизмы на обочинах дороги и, конечно же, сильные, крепкие люди с обветренным лицом, с обляпанными грязью и нефтью рабочими руками, с хрипловатым голосом, но с хорошим настроением.

А еще остался тот сувенир, из пробирки которого за прошедшие почти 40 лет испарилось две трети подаренной драгоценной нефти. Но оставшаяся по – прежнему напоминает мне о том, без преувеличения можно сказать, героическом времени.

Яков Чистяков, член Союза журналистов России