В субботу Заводоуковск отметит 52-й день рождения. Мы приглашаем вас на увлекательнейшую экскурсию по родному городу. Вы окунётесь в его историческое прошлое и узнаете немало новых интересных фактов. В роли экскурсовода - научный сотрудник Заводоуковского краеведческого музея Алексей Севостьянов.
По имени той реки названный…
– Уважаемые дамы и господа, занимайте места согласно купленным билетам! – шутит Алексей Александрович. – Наш импровизированный автобус отходит от микрорайона ДСУ – отсюда начинается Заводоуковск.
В далёком 1740 году здесь проезжал Максим Походяшин, молодой купец, выходец из ямщиков. В свои 28 лет он уже имел на Верхотурье медеплавильные заводы и искал пути сбыта, как сейчас говорят, цветмета. Удалось ли ему наладить продажу металла в Сибири, неизвестно, зато вместе со своим другом М. Походяшин основал на Уке два винокуренных завода. Один из них так и назвали – Уковский, другой – Падунский.
Но владел Походяшин ими недолго: винокурение объявили дворянской монополией. Так у заводов появился новый хозяин – граф Шувалов, говоря современным языком, креативный менеджер. Благодаря ему в 1758 году в Заводоуковске появилась Свято-Никольская церковь. Сюда же Шувалов перевёз своих крепостных. Так что многие заводоуковские семьи происходят от графских крестьян Дерябиных, Евсеевых, Агафоновых…
Первые упоминания о «весьма знаменитом, по имени той реки названном, винном Уковском заводе» можно найти в описаниях немецкого академика Российской академии наук Петра Палласа, побывавшего в наших краях в середине ХVIII века. Он честно сказал, что многое ему здесь не понравилось.
В частности тот факт, что водку в Сибири делали из хлеба. Видимо, П. Паллас быстро посчитал, сколько несчастных немцев можно прокормить этим зерном (Германия тогда здорово голодала) и, сурово осудив местных винокуров, заявил, что русские не будут жить хорошо до тех пор, пока такой важный продукт, как хлеб, переводят на такую гадость, как водку. Ему долго объясняли, что пшеницы у нас много и что на водку есть постоянный спрос (её охотно покупали аборигены Севера), но Паллас так и не понял такой коммерции.
Заводы принадлежали Шувалову только до 70-х годов ХVIII века: ну, не графское это дело – водкой торговать! Много раз завод переходил из рук в руки. В итоге производство сгорело и только в 60-х годах XIX века Падунскую винокурню восстановил знаменитый польский предприниматель Альфонс Поклевский-Козелл. Он приехал в Сибирь бедным ссыльным, а умер одним из богатейших людей Российской империи…
Сейчас мы сворачиваем на улицу Революционную. Здесь до сих пор стоит один из старейших домов Заводоуковска – здание сельского начального училища. Недавно его и без того неказистый вид подпортил пожар. Училище, построенное в 1895 году, было так велико, что классы пустовали. В свободных кабинетах решили развернуть сельский музей. Этот музей, возглавляемый Григорием Назаровым, был за Уралом единственным в своём роде.
С улицы Революционной отправляемся к федеральной трассе Тюмень – Омск. Здесь некогда стоял так называемый зАвод – этапная тюрьма. Представьте на мгновение: по пыльной дороге идут толпы ссыльных и гремят кандалами... За день каторжники проходили 25 километров, и этапная тюрьма была для них перевалочным пунктом. Есть версия, что наш город берёт название от слова «зАвод», но это не так: Сибирский тракт прошёл через Заводоуковск лишь в 1839 году. Всё же город наш назван в честь винокуренного Уковского завода.
Наследие купцов Колмаковых
Три-четыре километра по объездной дороге, и мы в микрорайоне Глазуново, названном так по фамилии первых поселенцев – старообрядцев братьев Глазуновых. Но в документах ХIХ века можно встретить и другое название этой бывшей деревни – Звездочётово. Почему она так называлась? Кто здесь считал звёзды? Это науке пока неизвестно. Но именно неофициальное название было широко известно местным жителям.
Что характерно, такая же история повторяется и в современном Заводоуковске. Хотите пример? Пожалуйста! Вряд ли кто из сегодняшних жителей вам ответит на вопрос, где в городе находятся микрорайоны Новый или Южный. А вот где расположена Гороховка знают все! Это и есть неформальное название территории! Версий о его происхождении две: первая – когда-то здесь было большое гороховое поле, вторая – микрорайон назван в честь Александра Горохова, руководившего нашим городом. Он отдал эту землю заводоуковцам под застройку.
Если бы мы с вами жили в ХIХ веке, то из деревни Звездочётово за несколько минут добрались бы до Колмаковской заимки – одного из старейших микрорайонов города. Эту землю в 1840-х годах купил у наследников генерал-лейтенанта Семёна Богданова боровинский крестьянин Василий Колмаков. Василий Корнильевич вскоре умер, а его жена Вера впоследствии стала купчихой первой Ялуторовской гильдии. Восемнадцать её детей после смерти матери создали товарищество братьев Колмаковых. Его возглавлял старший – Василий Васильевич.
Работать у Колмаковых было очень выгодно: хозяин давал безвозмездно деньги на обзаведение хозяйством, но с одним условием: крестьянин должен был принять старообрядческую веру. Василий Колмаков построил в заимке пятиэтажную бревенчатую мельницу и перегородил Ук плотиной: так образовался пруд. Его внук Кирьяк Степанович вместе с немецким садовником Фейбером разбил замечательный парк, который сохранился до наших дней. А на месте сегодняшнего Свято-Георгиевского храма у Колмаковых стояла оранжерея, где росли не только дыни, но и бананы, и ананасы. Усадьбу купцов и «хрустальный дворец»-оранжерею в 1885 году посетил американский журналист Джордж Кеннан и был немало удивлён, что и в Сибири так хорошо прижились заморские растения.
Колмаковы владели заимкой до 1919 года, до тех пор, пока не пришли красные. С тех пор след этой известной семьи теряется, но местным краеведам удалось всё же найти потомка Колмаковых: Сергей Рысев сейчас живёт в Петербурге.
Без лошадок никуда
Двинемся дальше по улице Совхозной. Она названа в честь Новозаимского зерносовхоза, основанного в 1930 году. Тогда в Заводоуковск на освоение целинных земель приехали рабочие из разных уголков страны. Они копали землянки, жили в палатках и камышитовых постройках – сараях, утеплённых матами из камыша.
Вместе с целинниками к нам прибыла техника, в основном тракторы, а также лошади. Но во время Великой Отечественной ввели …военно-конскую повинность, и животных отправили на фронт. После войны в зерносовхозе появилось много трофейных лошадей и обращаться к ним нужно было на немецком и никак иначе. В 60-е годы ХХ века зерносовхоз преобразовали в опытно-производственное хозяйство. Долгое время оно оставалось одним из ведущих предприятий юга Тюменской области, да что там области – страны! Аграрии ОПХ собирали с сибирских полей небывалые кубанские урожаи зерна.
От планёров до вагончиков
Итак, дорогие друзья, мы приближаемся к парку машзавода. Это тоже творение рук трудящихся зерносовхоза. Уж очень его директору, латышкому стрелку Юлию Дзирланку, хотелось видеть в Заводоуковске кусочек родной Латвии. Такой ухоженный вид парк приобрёл лишь в ХХI веке. В советское время он больше напоминал неурегулированное зелёное насаждение.
Напротив парка – машиностроительный завод. Сегодня это предприятие выпускает мобильные вагончики «Кедр», а семь десятилетий назад здесь, в мастерских зерносовхоза, расположился эвакуированный из Воронежа авиазавод № 499.
Рабочие так тяжело пережили зиму 1942 года, что, едва дожив до весны, разбили на месте вышеназванного парка огороды. После окончания войны авиазавод переехал в Ленинград, оставив в Заводоуковске практически всё оборудование, но забрав с собой квалифицированных рабочих.
Правда, многие из них долго не соглашались срываться с насиженных мест и отправляться в голодный город на Неве, кричали, мол, куда мы денем подсобное хозяйство. На что директор авиазавода Александр Москалёв ответил, что выделит каждому по теплушке, куда можно будет загрузить всю домашнюю живность.
Авиазавод уехал, а на его месте возник Новозаимский ремонтный механический завод, который впоследствии был переименован в «Тюменьсельмаш».
И неудивительно, что вокруг этого завода вырос густонаселённый район нашего города. Здесь же расположена самая большая школа Заводоуковска – № 2.
В «сердце» Заводоуковска
Мы держим курс в самое «сердце» города – на привокзальную площадь. На нашем пути река Ук, капитальный мост через которую построили лишь в 1972 году. До этого здесь был низкий деревянный переход, который ежегодно тонул в весенних водах. Приходилось делать канатную и даже паромную переправу.
Но самое интересное, что весной с одного берега на другой перекидывали молокопровод. Молоковозы часто утопали в грязи, поэтому у водителей была надежда только на трактор, который постоянно дежурил на горке, возле сегодняшнего агролицея. Кстати, раньше в этом здании находилась средняя школа, и старожилы сетовали на то, что, дескать, ученики повытоптали в близлежащем лесу (нынешнем центральном парке) все грибы и ягоды!
И вот мы на главной улице Заводоуковска – Первомайской. Это сейчас горожане могут полюбоваться фонтаном и прогуляться по широкому пешеходному бульвару, а раньше улочка была маленькой. Пятиэтажки на ней появились в 60-х годах ХХ века.
Рядом с Первомайской – привокзальная площадь. Именно она в годы войны стала местом встреч и расставаний: отсюда наши земляки уходили на фронт, сюда же привозили в эвакогоспиталь раненых, а в мае 1945-го на привокзальном пятачке ждали победителей. Поэтому здесь и решили воздвигнуть мемориал памяти.
Первоначально на постаменте была фигура солдата, но вскоре её сменил новый монумент. Позже рядом с памятником по инициативе краеведа Сергея Захарова появились и мраморные плиты с именами наших земляков, не вернувшихся с полей сражений.
А где же новостройки?
Мы перебираемся в район рынка. А знаете ли вы, что некогда он назывался Новостройкой? В конце 30-х годов прошлого века здесь был густой лес, который жителям разрешили вырубать самостоятельно и строить дома. Сейчас рынок – это улицы Советская, Фрунзе, Октябрьская… До войны они назывались иначе: 1-я улица, 2-я и так далее. У нас в музее до сих пор хранятся военные треугольники с необычными адресами: железная дорога имени Кагановича, станция Заводоуковская, посёлок Новостройка, 1,2,3,4 или 5-я улицы.
Не могу не рассказать о лесном массиве между остановками «Автопредприятие» и «Механизаторов». Здесь гости Заводоуковска частенько задают мне один и тот же вопрос:
– А что, город уже закончился?
– Нет, – отвечаю, – Это наследие прошлого века, ведь некогда лес разделял село Завод и станцию Заводоуковскую.
Район Юрского периода
Нашим вниманием осталась неохваченной залинейная часть города. Едем туда. Почти вся она построена силами работников бывшего леспромхоза. В годы войны рядом в зданиях бывшей санаторно-лесной школы учились будущие лётчики – в Заводоуковск была эвакуирована Московская спецшкола ВВС.
В советские времена за линией располагались крупные предприятия – швейная и мебельная фабрики, лесхоз. Они обеспечивали рабочими местами сотни горожан. Сегодня на плаву осталась лишь одна крупная организация – комбинат строительных материалов.
За линией прочно обосновалась учащаяся молодёжь: сюда перебрался второй корпус агролицея и филиал нефтегазового университета, работает средняя школа № 4.
Эту часть города можно смело назвать спортивной: совсем недавно на месте бывшего стадиона распахнул свои двери центр зимних видов спорта «Сосновый бор». Здесь же расположена детско-юношеская спортивная школа № 2, на ледовом корте которой занимаются не только хоккеисты: вечерами сюда, перекинув коньки через плечо, спешат горожане.
Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть знаменитые санаторские горки, где сейчас проходят трассы биатлонного центра. А известно ли вам, что горы эти не что иное, как острова Юрского моря? Но это будет уже совсем другая история и экскурсия!
Вот такой он, молодой Заводоуковск, с богатой историей!
Фото Ольги Мясниковой