Медиакарта
9:16 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жизнь прожил достойно

Участник Великой Отечественной войны Николай Александрович Мясников в этом году отмечает 88-летие. На долю его поколения выпали такие испытания, при мысли о которых становится страшно.

Коля родился и вырос в деревне, которую основали его предки по отцовской линии. После окончания начальной школы пошёл трудиться в родной колхоз «Красный Октябрь». Многие его сверстники по призыву комсомола шли работать в сельское хозяйство. С ранней весны до поздней осени они трудились в полеводстве, а зимой возили сено на лошадях с урочища «городского» (это пятнадцать километров пути только в один конец), никто им скидки на возраст и погоду не делал.

Известие о начале войны в Криволукской узнали от уполномоченного, который добирался до деревни двое суток. В сорок первом году было большое половодье, Тобол затопил все окрестные поля и луга. Один раз в день моторная лодка с прицепной баржей, нагруженной флягами с молоком, ходила до пристани, расположенной у завода сухого молока в Ялуторовске. Для жителей деревни это было привычным делом - они продолжали жить и трудиться, несмотря на все трудности, которые почти ежегодно преподносила река. Общественный скот переправляли в леса, а для полеводов была выделена пашня на чукреевских и томиловских увалах, где в основном работала молодёжь.

Осенью 41-го Николай вместе с односельчанами трудился на полях у Чукреево. В конце сентября получил повестку на фронт. Сборы были недолгими. И вот эшелон с новобранцами уже мчался на восток, в город Барабинск, где формировался особый лыжный батальон. Молодые курсанты обучались стрельбе, осваивали военный устав и ежедневно преодолевали огромные расстояния на лыжах. Командир батальона отмечал отличные успехи бойца Мясникова, да по-другому и быть не могло: крестьянская закалка помогала ему преодолевать любые трудности. Через три месяца приняли присягу, и эшелон с молодым пополнением двинулся на запад. А там уже шли кровопролитные бои за столицу нашей Родины. Когда поезд стоял на станции Рыбинск, Николай встретил родного брата Игнатия, который в составе своей части тоже ехал на фронт. Встреча была скоротечной - только успели обменяться приветствиями. Состав с бойцами прибыл в Великие Луки, где формировались войсковые соединения. Красноармейца Мясникова назначили связным к командиру роты. Приходилось по-пластунски, под шквальным огнём, под свист пуль выполнять различные поручения командира. Страшные бои шли под Ржевом. Николай Александрович вспоминает: «Артиллерия с обеих сторон работала не напрасно. Передовые рубежи обстреливались так плотно, что погибали целые роты солдат, постоянно происходила смена воинских подразделений». В этих страшных боях его первый раз ранило - пуля вошла в правое плечо, а вышла под лопаткой. Николая отправили на лечение. Санитарный эшелон, в котором везли раненых, разбомбили фашисты. В живых остались немногие. После лечения в госпитале города Коврова Николая отправили под Оршу, в ещё один огненный котёл, где полегли сотни тысяч наших солдат. Вокруг города фашисты за время оккупации успели возвести оборонительные укрепления, которые по своей мощности превосходили линию Маннергейма. Ведь Орша - один из крупнейших железнодорожных узлов, освобождение которого открывало нашим войскам путь на запад, а фашисты оставались без поддержки тыловых подразделений.

По прибытии на место боевых действий наш солдат попал в роту лейтенанта Столяренко. Земляк из Омска взял молодого бойца в артиллерийский расчёт пехотной роты наводчиком. С большими потерями была прорвана оборона врага. Наши войска продвигались на запад к Могилёву, Витебску. В одном из боёв артиллерийский расчёт Мясникова уничтожил огневые позиции врага. За мужество и героизм, проявленные в этом сражении, красноармеец Мясников награждён медалью «За отвагу». Николай Александрович участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы. При форсировании реки Неман его дивизия особо отличилась, а полку, в котором воевал, присвоили имя Неманский. Дивизию наградили орденом Красного Знамени, младшему сержанту Мясникову от Верховного Главнокомандующего объявили благодарность. С боями продвигались к Восточной Пруссии. Тяжёлые и страшные сражения продолжались под Кёнигсбергом. Фашисты стояли насмерть - отступать некуда, ведь Берлин к этому времени уже был окружён советскими войсками. По словам Николая Александровича, каждая пядь земли Восточной Пруссии пропитана кровью наших солдат. По последним данным, там полегло около миллиона советских воинов. Под Кёнигсбергом в апреле сорок пятого года наш земляк получил второе ранение - пехотной миной оторвало ступню. Его отправили на лечение в Чкалов. День Победы встретил в больничной палате.

После демобилизации Николай Александрович возвратился в родную деревню. С первых дней мирной жизни пошёл трудиться в колхоз. На фронте он всегда был на передовой, так и в мирной жизни не любил уступать никому. Несмотря на инвалидность, трудился наравне со здоровыми мужиками, а иногда даже и побольше ношу взваливал.

Николай Александрович всегда занимал ответственные должности: работал бригадиром полеводов, дважды избирался председателем Криволукского сельского Совета, не один десяток лет возглавлял животноводческую ферму. По организации труда, чистоте и порядку ей не было равных не только в районе, но и в области. В последние годы Николай Александрович трудился в потребкооперации. И здесь фронтовик не сдавал позиций. Если сегодня сравнить боевые и мирные награды нашего ветерана, трудно определить, какие из них весомее.

Со своей женой Татьяной Михайловной вырастили шестерых детей: старший сын Пётр, а за ним появились на свет Вера, Надежда, Любовь, Галина и Ольга. Родословная Мясниковых продолжается в восьмерых внуках и восьмерых правнуках. Счастлив наш ветеран, что прожил такую богатую жизнь, с достоинством преодолел все испытания, которые встретились на жизненном пути.

Николай РАДЬЕ