Главной темой заседания совета по вопросам реализации национального проекта «Образование» стала деятельность дошкольных учреждений района. «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», – это выражение В.А.Сухомлинского отражает суть прошедшего заседания.
ВОСПИТАНИЕ НЕ ВСЛЕПУЮ
О здоровьесберегающих технологиях в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения докладывали В.Н.Квасова, директор МАОУ Никулинская СОШ и А.А.Чудинова, директор МАОУ Усовская СОШ.
Никулинский сад посещает 44 воспитанника в возрасте от 1,5 до 7 лет. В группе полного дня 23 ребёнка, кратковременного пребывания – восемь, в консультативно-методическом пункте – 13. В детском саду работают два воспитателя, один с высшим образованием и один со средним специальным.
В Усовском садике воспитывается 33 ребёнка. Но после завершения капитального ремонта образовательного учреждения сад смогут посещать 46 малышей от двух до семи лет.
– Семья и детский сад – это микроклимат, в котором живёт ребёнок дошкольного возраста, среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется в обществе. Однако родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Для формирования позиций сотрудничества педагогов с детьми и их родителями создаётся единое пространство развития ребёнка. Акцент смещается от простого лечения к профилактике болезней, на укрепление здоровья, как самостоятельно культивируемой ценности. Необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, системы надёжных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства, – говорят руководители образовательных учреждений.
В детских садах используются разнообразные формы здоровьесберегающей работы. Это физкультурные занятия, подвижные игры, утренняя зарядка, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, закаливающие процедуры, прогулки, спортивные праздники, пальчиковая, дыхательная гимнастики и т.д.
– Положительный результат есть, дети стали реже болеть, а в период сезонных заболеваний число маленьких пациентов снизилось. Но ряд проблем существует. Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что надо теснее наладить связь со специалистами – психологом и логопедом. А также сказывается недостаточное количество игрового оборудования. Надеемся решить эту задачу с помощью родителей, – подытожила своё выступление В.Н.Квасова.
– В нашем саду из-за нехватки мест одну группу посещают дети с большой разницей в возрасте. После капитального ремонта надеемся снять эту проблему. Также наша школа подала заявку на участие в региональном проекте организации комплексной оздоровительной работы и получила одобрение, – сообщила А.А.Чудинова.
ВОСПИТАТЕЛИ И РОДИТЕЛИ –
ПАРТНЁРЫ
О формировании основ здорового образа жизни у дошкольников в условиях взаимодействия семьи и детского сада говорила О.Г.Крапивина, старший воспитатель Новоандреевского «Теремка».
– Организуя работу с семьями наших воспитанников, мы руководствуемся следующими принципами взаимодействия. Принцип партнёрства – это взаимопонимание и доверие, без которого все попытки наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу – значит направить совместные усилия на воспитание у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. Принцип согласованности действий – правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованными, в противной ситуации ребёнку невозможно усвоить правила ЗОЖ. Принцип самовоспитания, самообучения – ребёнок чувствует, как никто другой, обман со стороны взрослого. Потерять доверие ребёнка очень легко, завоевать трудно. Педагоги и родители должны избавиться от вредных привычек и приобрести полезные. Тогда и ребёнок, глядя на них, будет выполнять все рекомендации, например, делать зарядку каждое утро. Принцип ненавязчивости, благодаря которому родители и педагоги ощущают себя партнёрами в воспитании детей. Принцип жизненного опыта: мы делимся своим опытом, родители своим, и в совместных действиях он может пригодиться. Принцип безусловного принятия – это значит любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, способный, а просто за то, что он такой, какой есть, – говорит О.Г.Крапивина.
Всю работу с семьёй в новоандреевском «Теремке» педагоги разделили на несколько этапов. На подготовительном – главная задача заинтересовать и побудить родителей включиться в процесс по формированию здорового образа жизни у детей. На просветительском этапе действует клуб «Здоровячок», изучаются методические материалы по созданию здоровьесберегающей среды, распространяется лучший опыт семейного воспитания, ведётся непосредственная совместная деятельность детского сада с семьёй.
– Формы работы следующие. Интерактивная, которая включает анкетирование, дискуссии, круглые столы, консультации специалистов. Традиционная – это родительские собрания, семейные спортивные соревнования, праздники. И просветительская – выпуск бюллетеней, информационных листков, подготовка стендов. А также мы широко используем семейные традиции, – сообщила старший воспитатель.
В заключение О.Г.Крапивина вспомнила притчу: «Когда-то жил мудрец. Все шли к нему за советом, все его уважали. Но был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж и умный, и он может это доказать. Я задам ему вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках, и спрошу, что у меня находится: живое или не живое. Если он скажет «не живое», то я выпущу её. Если он скажет «живое», то я её задавлю, и он будет не прав. Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу, с зажатой в кулаке бабочкой: «Отгадай что у меня здесь. Живое или не живое?» «Всё в твоих руках», – ответил ему мудрец».
– Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за своё здоровье. Оно в руках каждого, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который приведёт к здоровью или к болезни. И нам, взрослым, необходимо помочь малышу сделать правильный выбор, – высказала точку зрения О.Г. Крапивина.
Заслушав всех докладчиков, совет принял информацию к сведению и рекомендовал руководителям дошкольных образовательных учреждений продолжить применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий.
– Необходимо более тесно сотрудничать с родителями, ведь они являются непосредственными партнёрами в воспитании, как никто другой заинтересованы в здоровье своих детей, – резюмировал А.М.Сажин, заместитель главы района по социальным вопросам.