Малые деревни. Мы продолжаем цикл материалов об их самобытной жизни, о традициях и ежедневных заботах. Жители деревни Бигила журналистов «районки» в гости ждали давно, звонили, приглашали. Да и у нас накопилось много вопросов, которые хотелось бы задать бигилинцам. Однако после визита в деревню вопросов стало еще больше, изменились лишь их адресаты. Но обо всем по порядку…
У самого въезда в Бигилу становится понятно: деревушка тихая, мирная, ухоженная… Улица Садовая, едва ли не единственная в деревне, асфальтирована, подъезды к домам – тоже. На дороге нанесена разметка. Трава вдоль обочин скошена. Фонарные столбы стоят ровным строем. Есть, конечно, покосившиеся заброшенные домишки, но рядом с жилыми – порядок. Аккуратно уложены дрова в поленницы, высажены цветы.
Бигилинцы – народ добродушный и приветливый. Первая же встреченная нами жительница деревни Ольга Щеткова предложила свою помощь – созвать всех. Ольга Николаевна «работает» в Бигиле почтальоном. Эту ставку, правда, сократили. Но не оставлять же население без прессы и писем. Так по старой памяти и работает, безвозмездно. Ольга Николаевна быстро взяла из дома стопку корреспонденции и через несколько минут уже разнесла почту, попутно пригласив всех на встречу с нами к домику в центре деревни. Народ собрался дружно: вышли и старожилы, и новоиспеченные бигилинцы.
О своей деревенской жизни рассказывали наперебой. Как у всех есть простые человеческие радости – красивые пейзажи вокруг, грибные и ягодные места, старинные праздники и деревенские посиделки. Так бы и жили без забот и хлопот, если бы не несколько весомых «но».
С тем, что в деревне нет ни одного рабочего места, смирились давно. Кто искал работу – нашел ее в другом месте. Но вот к отсутствию магазина никак не привыкнут. Это для Бигилы – настоящее бедствие. «Раньше был магазин, - рассказывают местные жители, - видимо стал нерентабельным. Закрыли. Вместо этого
запустили «автолавку». Но вскоре и она ездить перестала. Сослались на то, что мало покупаем. Снова невыгодно». Сейчас единственное, что могут приобрести жители деревни – хлеб. Его привозят трижды в неделю. Но даже хлеба хватает не всем и не всегда. Сахар, муку или растительное масло приходится заказывать с кем-то, кто едет в Маранку или в Ярково. Иногда продукты привозят дети, которые приезжают на выходные. А купить молоко, мясо, яйца, овощи или фрукты – продукты скоропортящиеся, но для каждого человека необходимые, - просто невозможно. Как быть? Бигилинцы верят только в то, что найдется предприниматель, который пойдет навстречу населению и будет, например,привозить продукты раз или два в неделю, по заявкам. Такой вариант пока и вправду видится единственно возможным. Кстати, в соседней деревне Бор та же проблема - нет магазина. Найдется ли человек, готовый взяться за поставку продуктов в Бигилу и Бор? Было время, когда жители обеих деревень спасались рыболовством. Но сейчас и это
время прошло. Единственный водоем – река Манзала - пришел в негодность, зарос. Почему? Местные жители видят проблему в том, что путь воде перекрыли запруды, поставленные одним частным предпринимателем на соседнем озере. Имени его биги-линцы не знают.
С боровчанами объединяет жителей Бигилы и другая беда. В населенных пунктах нет медицинского работника. А народ в деревнях в основном пожилой, да и ребятишки маленькие есть. Особое беспокойство вызывает тот факт, что машина скорой помощи на вызов в Бигилу просто не приезжает. Доезжает только до парома, а дальше – своими силами. В такой ситуации без медика просто не обойтись. И вот с этого момента начинается, пожалуй, самая интересная история Бигилы, перед которой меркнет даже продуктовый дефицит.
Недавно в деревне появились новые жители, временные. Семья Васильевых. Жанна Николаевна
и Сергей Валентинович – тюменцы. В Бигилу раньше ездили на отдых и рыбалку. А потом и вовсе решили сменить городскую жизнь на деревенскую. Купили домик, привели его в порядок. Теперь постоянно приезжают вместе с маленьким сыном Тимофеем в Бигилу на лето и в зимние каникулы. Двое старших детей уже живут самостоятельно в городе. Жанна и Сергей рады бы остаться в Ярковском районе насовсем, тем более что жильем здесь уже обзавелись, но, увы, – нет работы. Жанна Николаевна уже обращалась в отдел кадров Областной больницы № 24 (с. Ярково), где ей ответили, что медсестры не нужны. Сергею Валентиновичу – военному, с высшим образованием, места тоже не нашлось. Причем искал он его в той сфере, в которой о кадровом голоде говорят постоянно – в образовании. Сергей Валентинович в первую очередь обратился в управление образования в поисках вакансии в одной из ближайших к Бигиле деревень – в Маранке или Варваре. Диплом позволяет ему вести уроки истории, обществознания, ОБЖ или преподавать военное дело. Но такой специалист Ярковскому району тоже оказался не нужен. Остается загадкой, почему мы постоянно боремся за возвращение специалистов в село, а когда они приходят к нам сами, кстати, не требуя жилья, отвергаем их кандидатуры?
На фоне таких глобальных проблем отсутствие уличного освещения кажется мелочью. Но бигилинцев все же беспокоит. «Свет в нашей деревне горит только для собак, - с сарказмом говорят бигилинцы. - Зимой фонари зажигаются в восемь вечера, когда уже никому не нужно, а гаснут в шесть утра, когда народ только просыпается». Кто-то из местных успокоил – реле купили, освещение должны отрегулировать в скором времени. А пока свет не горит.
При таком-то количестве видимых невооруженным взглядом проблем, кажется, что нет в деревне никакой радости. Но это не так. Бигилинцы по-своему счастливы. Их уклад жизни и местные традиции не дают горевать, а напротив заставляют улыбаться наперекор препятствиям.