Медиакарта
17:49 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сделаем наш город уютным и зелёным

Сделаем наш город уютным и зелёным
10:39 | 05 июля 2012
Источник:

Генеральный план Тюмени депутатами гордумы перенесен на рассмотрение в сентябре. Как известно, у основополагающего документа давняя история. Начинали его разработку в 2003 году у нас. Затем почти готовый проект передали в Санкт-Петербург. В 2007-м наконец-то генплан был принят. Но и ныне действующий потребовал корректировки.

Депутаты планировали внести поправки в феврале, однако вмешалась общественность. Выразило несогласие с новым проектом правительство Тюменской области. Была создана согласительная комиссия для его экспертизы.

Коллегия экологов Общественного совета города Тюмени провела независимую экспертизу проекта изменений в генплан. Наш корреспондент попросил рассказать об этом координатора организации, члена Совета Гражданского форума Тюменской области Альберта Фахрутдинова.

– Альберт Кабирович, почему так долго разрабатывается генплан?

– Главная причина в том, что идет борьба за конкретные земельные участки. Поправки в генплан на девяносто процентов обусловлены желанием фирм-собственников видеть город застроенным своими объектами.

– Скажите, а экологов информируют о намерениях изменить генплан?

– Конечно же, нет. Информацию мы собираем по крохам. Например, в течение трех лет и до сегодняшнего дня не можем получить проект реконструкции Гилевской рощи. И это при том, что мы представляем серьёзную организацию, сопредседателями которой являются мэр и председатель гордумы. Последний полученный ответ, подписанный заместителем главы администрации города Ларисой Теплоуховой, содержит сообщение о том, что проект не прошел экспертизу.

– Независимую?

– Как раз напротив. Ее проводит созданная самими органами власти организация. Поэтому в общественную комиссию по контролю за строительством подземного перехода, созданную по инициативе губернатора, вошли опытные специалисты разных отраслей. В том числе известные ученые-практики, которые душой болеют за город. Например, академик архитектуры Виктор Борисович Станкевский, профессор, специалист в дорожном проектировании Борис Петрович Елькин, эколог Татьяна Витальевна Германова. Они пришли к выводу, что подземный переход на стыке улиц Максима Горького и Республики ничего не дает.

– Расскажите подробнее об этом объекте, поскольку у многих тюменцев он вызывает интерес.

– Когда комиссия побывала на площадке, обнаружила массу нарушений в ходе строительных работ. Никакой документации нам не предоставили. Сам проект выдавали долго. Выяснилось, что он не в полном объеме, а главное – вся документация оформлена на строительство подземного перехода не здесь, а ближе к середине площади 400-летия Тюмени, там, где улица Салтыкова-Щедрина выходит на улицу Республики. А это большая разница. Известили об этом губернатора, и стройка была приостановлена. Администрация города тоже среагировала, более половины нарушений было устранено сразу. А на оформление нового проекта и экспертизу ушло полтора месяца.

– Переходы задумывались ведь в благих целях. Чтобы обезопасить пешеходов и разрядить пробки на дорогах.

– Ученые из нашей комиссии посчитали: если построить переход на ранее запланированном участке, то движение транспорта действительно ускорится за счет того, что уберут лишний светофор и пешеходную «зебру». А здесь, на Максима Горького, невозможно убрать светофор, потому что машинам нужно поворачивать как с Республики, так и с Горького. Спрашивается, если транспорт останавливается, горит светофор, почему не перейти людям? Почему им под землю нужно спускаться? Это тяжело для мам с колясками, инвалидам, пожилым людям. С точки зрения безопасности тоже никому объяснять не надо, что подземки являются источником угрозы криминала и терроризма. То есть направлять в тоннели надо не людей, а машины, как это делается во всем мире. По прежнему генплану предусматривалось строительство тоннеля под проезжей частью улицы Республики от музея до улицы Пермякова. Поэтому мы свое заключение сделали и направили губернатору. Благодаря нашему вмешательству проект этого перехода примерно на сто миллионов рублей стал дешевле. Мы пришли к выводу, что нет необходимости делать его широким и глубоким, а также применять дорогостоящие облицовочные материалы. Сейчас тема новых подземных переходов закрыта. Как сказал губернатор, без обсуждения с общественностью ни один подобный проект приниматься не будет.

– Еще какие проблемы, требующие безотлагательного решения, обозначили эксперты?

– На наш взгляд, очень важным является вопрос озеленения. По этому показателю Тюмень занимает одно из последних мест в России. В многомиллионной Москве, например, на одного жителя приходится 23 квадратных метра, в Екатеринбурге – 22, а в Тюмени – 2,3 метра. Москва, кстати, признана самым зеленым городом Европы. Генпланом же нашего города предусмотрено иметь 21 кв. м зеленых насаждений. Чиновники заявляют: эту проблему решить невозможно, так как земли не хватает для разбивки новых скверов и бульваров. Поэтому они предлагают близлежащие леса благоустроить под места общего пользования. Но от этого в городе дышать легче не станет. Мы же говорим: выход есть. За черту города выносятся предприятия – устройте на освободившихся территориях скверы. Нам отвечают, что эти земли переведены в собственность. Но ведь когда оформлялась земля в частную собственность, владелец заплатил в городской бюджет. Ему можно вернуть деньги, с учетом инфляции, и изъять земли. Это предусмотрено Земельным кодексом. И в Тюмени такая практика применяется. Скажем, когда строился мост у «Стрелы», 60 земельных участков было изъято. При этом 40 из них – «мирным» путем, без судебных решений. Сейчас завод «Пластмасс» готовится к переезду. Давайте разобьем на его месте сквер!

– Вынос предприятий – старая тема, а есть какой-то график?

– Мы настаиваем, чтобы в генплан были записаны сроки – хотя бы год, и место, куда перенесут завод. У нас шестнадцать таких объектов. И ещё: там, где сносится ветхое жильё, не стройте высотки, разбивайте скверы! Это надо занести в генплан.

– Нарекания вызывает не только уничтожение деревьев, но и грубая их обрезка. Зачем, скажем, «оболванивать» березы и клены, которые могут просто истечь соком и погибнуть?

– Мы боремся с этим давно. Если обрезать тополь, то это потеря 20 кубометров кислорода в день. Ни в каких документах такой прием, как обрезка «на столб», не предусмотрен, и в других городах не применяется. У нас же в результате этого погибли тысячи деревьев. В решениях по обрезке указывается: «Дату начала работ сообщить комитету по благоустройству и озеленению не позднее, чем за 5 дней». Это делается, чтобы специалист поприсутствовал на обрезке, принял участие в приемке работ.

К сожалению, это не везде выполняется. Мы добились того, что в Правилах благоустройства записали: взамен одного снесенного дерева высаживается три. Есть литература, в которой указаны и породы деревьев, рекомендуемые к озеленению в Западной Сибири. В первую очередь это сосна, ель, лиственница, пихта. Сейчас добиваюсь от управы Центрального округа, чтобы во дворе дома, где я живу, взамен трех снесенных тополей посадили десять сосен. Пять домов вокруг двора. Будет прекрасный хвойный оазис для людей. Посмотрите, какие прекрасные лиственницы на Текутьевском бульваре, в сквере им. Немцова! Некоторым по 120 лет. Хвойные деревья долго живут, их не надо обрезать. В 2009 году при поддержке прокуратуры нам удалось узаконить запрет на глубокую обрезку деревьев «на столб».

Задача у нас одна – улучшить экологическое состояние в городе не через полвека, а как можно быстрее. В 2008 году не выделялось ни рубля на озеленение. Мы добились того, что в 2011-м было привлечено на эти цели 192 млн руб. За счет застройщиков. Еще мы добились строительства мусороперерабатывающего завода. Считаю, для города это тоже большая польза.

Автор: Андрей ЛУКИЧ, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/