Гордость наставника - его ученики
С каждым годом школьники из провинции всё чаще доказывают, что уровень их обучения ничуть не хуже столичного. Доказательство - высокие результаты на олимпиадах, конкурсах и конференциях самого разного уровня.
Еще несколько лет назад Уват-ский район мог похвастаться разве что участием учеников местных школ в зональных олимпиадах. Сейчас ребята с легкостью выходят на региональный уровень научно-практических конференций в различных областях знаний и даже приезжают с победами из крупных городов России.
Так, совсем недавно одиннадцатикласссница Туртасской школы Оксана Евсеенко стала лучшей, защитив свою работу на конференции «Шаг в будущее», прошедшей в Екатеринбурге. Она вошла в группу ребят, которых пригласили принять участие в самой высшей ступени «Шага в будущее» - во всероссийском этапе, проводимом в Москве.
Сам факт, что Оксана попала на этот конкурс, уже означает отличную подготовку и талант. Но девушка сумела и из столицы привезти домой диплом призера - она заняла третье место на XVII Всероссий-ской конференции молодых исследователей «Шаг в будущее».
А началось увлечение Оксаны три года назад. Тогда почти случайно она попала в районный экологический лагерь «Росинка». Там всерьез занялась биологией и поняла, что ей это действительно интересно.
«Каждый, кто отдыхал в лагере, за смену должен был написать научную работу по биологии, - рассказывает Оксана. - Моим научным руководителем стала Татьяна Александровна Канаева. Именно она предложила тему «Исследование чистоты воздуха методом лихеноиндикации». Тема сразу же пришлась мне по душе, и я решила, что можно продолжать развивать ее далее.
Позже у меня сменился руководитель, им стала Валентина Николаевна Никитина, а работа осталась прежней, то есть уже три года я изучаю зависимость роста лишайников от чистоты окружающей среды.
В процессе исследования выяснилось, что чем больше видов лишайников произрастает в лесу, тем чище воздух. Для того чтобы картина получилась наиболее полной и правдивой, мы исследовали территории нескольких населенных пунктов: Горнослинкино, Красного Яра, Туртаса и Першино. Результаты оказались ожидаемыми: самый чистый воздух в селе Горнослинкино, а самый загрязненный - на станции Юность Комсомольская, возле железной дороги».
Оксана с искренней увлеченностью рассказывает о теме своей работы. Видно, что ей это и правда интересно. Наверное, именно поэтому из года в год она упорно старалась добиваться высоких результатов. Еще в девятом классе смогла пройти на областной уровень конференции молодых исследователей, заняв там второе место. В десятом классе вновь неплохо показала себя в Тюмени - привезла диплом третьей степени.
В нынешнем году легко преодолела барьеры районного, областного и регионального этапов, завоевав третье место на Всероссийской конференции. Это при том, что только одна лишь делегация из Тюменской области насчитывала 10 человек, а в секции «Экология гидросферы», где Оксана защищала свою работу, соревновались 28 школьников из всех областей России!
Отличный результат - это, безусловно, совместное достижение воспитанника и его наставника. Научный руководитель Оксаны Евсеенко, учитель биологии Туртасской школы Валентина Николаевна Никитина, гордится своей подопечной, ведь она первая из ее учеников достигла высшей ступени «Шага в будущее».
«Мы всегда считали, что попасть на любой этап конференции - это очень большой успех как для ученика, так и для педагога, который с этим учеником занимается, - говорит Валентина Николаевна. - Поэтому меня переполняет чувство гордости за Оксану. Она очень увлеченный, дисциплинированный, ответственный человек, на которого можно положиться. Оксана - девушка серьезная, очень много работает, и если ее интересует какой-то вопрос, то изучает его очень подробно, ищет литературу, дополнительные источники.
Тема исследования Оксаны уникальна не только для нее, как для автора, но и для меня, так как никто из моих учеников до этого данную тему не разрабатывал. К тому же и победа такого уровня у моего подопечного впервые.
К сожалению, Оксана уже заканчивает школу, но есть еще несколько ребят, на которых я возлагаю большие надежды. В первую очередь, это Дима Куликов, Ирина Козина и Сергей Репин, которые с удовольствием занимаются научно-исследовательской деятельностью.
Конечно, мне хотелось бы привлечь еще больше школьников, но для педагога исследовательская деятельность - это всё же большая нагрузка, так что пока будем все силы прилагать к повышению уровня успехов тех детей, которые уже сейчас работают над раскрытием тем своих докладов.
Вообще я считаю, что начинать заниматься исследовательской деятельностью наиболее уместно с 6-7 класса, когда уже понятны увлечения и способности ребят. Я обычно приглядываюсь к ученикам, отмечая, кто именно всерьез увлечен биологией и имеет тягу к научной деятельности.
Если я не ошибаюсь в своем выборе, то ребенок почти сразу достигает определенных успехов, что очень подстегивает его к развитию своих способностей и продолжению занятий научной деятельностью. К тому же это очень повышает их самооценку, ведь многие темы, за которые берутся ребята, в рамках школьной программы не изучаются, а это дает возможность выделиться из общей массы детей, показать свою индивидуальность».
Валентина Николаевна знает, о чем говорит. Она опытный педагог, который занимается с ребятами научной деятельностью уже 10 лет. За это время учитель вовлекла в такую работу более десяти учащихся, часть из которых, окончив школу и вузы, реализовали себя в жизни. Причем некоторые, получив аттестаты, выбрали для дальнейшего обучения естественно-научное направление: химию, биологию, экологию. Должно быть, для учителя очень приятно и важно, когда его предметом увлекаются, продолжая дело, начатое еще за школьной партой.
Наталья НАЗИМКОВА
Фото автора