О том, что сын уходит в армию, Надежда Бобылева узнала за день до отправки. Уйти служить парень хотел еще в восемнадцать лет, но в военкомате давали отсрочку, чтобы смог закончить обучение в агропедагогическом колледже. А в прошлом году Никита решил сдать выпускные экзамены экстерном, чтобы успеть на ближайший призыв в армию. Диплом за него уже получала мама.
Наскоро организованные проводы оказались масштабными. Новость быстро облетела всю родню и друзей, и они шли, чтобы успеть попрощаться на целый год.
– Никитка всегда был очень общительным, я знала, что у него много друзей, но даже не думала, что столько, – рассказывает Надежда Яковлевна. – Собралось у нас тогда человек сорок.
Грустнее всех на том застолье была Маша – девушка новоиспеченного призывника. Пугала неизвестность – куда отправят любимого, что ждет их в ближайший год. О решении Никиты она тоже узнала в последний момент – не хотел раньше времени расстраивать.
Беспокойное для них время мама и девушка солдата переживали вместе, делились последними новостями, вместе собирали посылки, которые шли долго-долго, прямо в Забайкалье. В танковые войска Читинской части определили юношу. После окончания учебки домой в Голышманово пришло Благодарственное письмо за воспитание достойного сына, а после еще одна новость – Никите присвоили звание сержанта, назначили командиром взвода. Маму это не удивило – скорее взволновало. Она переживала, как он там, как кормят, не болеет ли – климат для него совсем не подходящий: большая влажность, резкие перепады температур. А тут еще такая ответственность.
Переживал и сам Никита. Как найти общий язык, понять каждого, помочь, углядеть за всеми? Хоть и не боевая точка, опасностей хватает. Солдаты постоянно выезжали на стрельбы, где, что зимой, что летом, неделями жили в палатках, учились стрелять из автомата, пулемета, гранаты бросать. А припасы не учебные, а самые настоящие.
Отношения со взводом у Никиты наладились сразу. Прислушался к совету папы – уважать каждого вне зависимости от звания. С отцом они могли подолгу по-мужски секретничать по телефону. Сравнивали, как изменилась армия. Теперь в казармах все по евростандарту: стиральные машины, телевизоры, спутниковые тарелки, компьютеры, всегда можно позвонить близким. С тех пор, как наряды по кухне солдатам отменили и готовить начали профессиональные повара, на обед всегда выбор из нескольких блюд. Но все равно ждали посылок с «солдатской радостью»: печеньем, конфетами и сгущенкой.
Оценили Никита с товарищами и новую военную форму. Конечно, красива, но «к боевым задачам не готова» – летом в ней жарко, зимой холодно. Никите даже довелось примерить на себя форму времен Великой Отечественной войны, в ней солдаты маршировали на параде Победы 9 Мая в Чите.
Никита к службе готовился с детства, занимался на турнике, который ему соорудил папа во дворе. Позже начал посещать спортивные секции: борьба, футбол, волейбол. Даже в армии, где физические упражнения по распорядку три раза в день, в свободное время занимался на тренажёрах.
– Для поддержания формы. Я же должен быть примером для своих солдат, – пояснял он маме.
И сейчас, уже вернувшись домой, каждое утро Никита начинает с зарядки – армейская привычка. Близкие замечают, что у него постоянно вырывается: «Отставить!», а по телефону отвечает не иначе как: «Сержант Бобылев слушает».
На мой вопрос, что дала ему армия, Никита, не задумываясь, ответил, что он многое понял, увидел, как люди ведут себя в разных ситуациях: кто-то стал ему примером, кто-то наоборот. Армия не только школа мужества, но и школа жизни. Не зря Никите, тогда ещё юному новобранцу, «дембель» подарил на память собственные часы, что считается хорошей приметой – значит, служба пройдет нормально. Вот и Никита, отправляясь домой, свою форму раздал товарищам, которых у него теперь еще больше, привез с собой лишь сержантские лычки и два нагрудных знака. А еще игрушечный автомат в подарок любимому племяннику Максимке. Теперь он тоже мечтает стать солдатом.
Сейчас Никита планирует поступать в вуз, устроиться на работу – все дороги открыты. Как ни уговаривали остаться в части по контракту, торопился приехать домой, по привычке сюрпризом, обнять родных, набрать знакомый номер и сказать: «Собирайся, скоро заеду. Я вернулся».
Фото из семейного альбома