Как часто родителям и педагогам приходится сталкиваться с проблемой жестокого обращения среди детей?
Члены совета родительской общественности городского округа в конце учебного года проанкетировали на данную тему 46 учителей и 78 родителей.
Респондентам предложили десять вопросов, касающихся проблемы жестокого обращения и насилия среди детей.
– С помощью анкеты мы хотели выяснить, существует ли в школах округа такая проблема и если да, то каковы причины её возникновения и какие пути решения видят педагоги и родители, – говорит член совета родительской общественности Наталья Палецких.
На вопрос: как часто вам приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями вашего ребёнка, ученика, большинство опрошенных ответило, что иногда. Никогда не сталкивались с этой проблемой 36% родителей и 30% педагогов.
При этом на вопрос: существует ли связь конфликтов и насилия, ответы распределились следующим образом: «да, прямая» – сказали 8% родителей и 10% педагогов, «не обязательно» считает 62% родителей и 63% педагогов, «нет» – 30% родителей и учителей.
Встречается ли в школе насилие, жестокое обращение? Два процента родителей уверены, что встречается часто, 59% (а это большинство) считают, что встречается иногда. И 39% опрошенных никогда не слышали о случаях жестокого обращения в их школе. При этом родители отмечают, что чаще всего имеет место психологическое насилие (42%), а также физическое (32%).
– Интересный факт: учителя единодушно считают, что если в школе и есть случаи жестокого обращения, то лишь среди учеников, – продолжает Наталья Викторовна. – А вот 6% родителей убеждены, что в школе чаще всего встречается жестокое обращение между учителем и учеником, то есть психологическое насилие.
Почему же жестокое обращение среди подростков стало едва ли не нормой? Все опрошенные считают, что, прежде всего, это способ самоутверждения. Многие из респондентов также выделили ответ «так принято у взрослых».
Более всего на популяризацию жестокости среди подростков влияет телевидение. Так считают 74 %. В этом ответе педагоги и родители оказались единодушны. Также было отмечено негативное влияние Интернета и компьютерных игр.
Для решения проблемы жестокости в школе мамы и папы предлагают провести тематические классные часы. А вот педагоги отмечают, что в школе недостаточен контроль и надзор за поведением учеников.
Учителя считают, что необходимо создать социальную службу в помощь жертвам насилия и жесткого обращения (24% опрошенных). А родители (2%) уверены, что ребята, занимающиеся в кружках и секциях, не сталкиваются с жестокостью вообще. А 6% преподавателей советуют отцам и матерям как можно больше уделять времени своим детям, тогда проблемы, о которой идёт речь, можно будет избежать.
Из анкет родителей видно, насколько высок авторитет клас¬сных руководителей. В случае если конфликт в школе всё же произошёл, 58% родителей готовы вмешаться и попытаться разрешить ситуацию. При этом 33% из них обратятся прежде всего за помощью к классному руководителю. В администрацию школы в таком случае готовы прийти лишь 4% респондентов и столько же оставят всё, как есть.
Педагоги, в свою очередь, при разрешении конфликтов опираются в основном на личный опыт разрешения конфликтов (74%), консультации со специалистами используют 17% учителей, столько же – соответствующую литературу. Пять процентов опрошенных педагогов в случае конфликта проведут дополнительную диагностику ребёнка.
– Мы проанализировали данные анкет, – завершает разговор Наталья Палецких, – и, к сожалению, увидели, что и родители, и педагоги сталкиваются с жестокостью среди детей и подростков.
Необходимо укреплять институт здоровой семьи и нельзя эту проблему замалчивать. Специалистам, работающим с подростками (классным руководителям, социальным педагогам, психологам), необходимо научиться видеть тех, кто стал жертвой жестокого обращения, и помогать таким ребятам. Делать это надо очень тактично, деликатно и аккуратно.
Подготовила Ольга МЯСНИКОВА
Фото автора