Не первый раз бываю на животноводческом комплексе в Киндере и не перестаю удивляться масштабам этой фермы. На площади более пяти гектаров разместилось шесть животноводческих помещений, два доильных зала с европараллельной и карусельной дойками. Есть родильное отделение для коров и телятник для молодняка. Несмотря на беспривязное содержание, 2400 дойным коровам необходим активный моцион, поэтому, по словам управляющего фермой В.Уляшева, здесь строятся выгульные площадки. И как бы в подтверждение его слов за корпусами новых коровников один за другим стали разгружаться КамАЗы, доставившие очередную партию грунта.
Вопреки досужим рассказам о вымершем на 100 процентов поголовье американских нетелей, все они достаточно благополучно акклиматизировались, прижились, не менее благополучно растелились, принесли 800 тёлочек и около 400 бычков и сейчас дают совсем неплохое молоко.
Средняя продуктивность по комплексу – 24-25 литров суточного надоя на фуражную корову. Ежедневно отправляется на переработку до 40 тонн первоклассного молока – это больше половины валового надоя по району.
Понятно, что всех скептиков и злопыхателей посмотреть на житьё-бытьё иностранок, а здесь ещё до американок в 2009 году были завезены нетели из Венгрии, гамузом не пригласишь, но можете поверить на слово, что контролёров за работой местных животноводов и без того хватает. Даже специалисты из США не раз приезжали, оценивали, насколько благополучно прижились их коровки в Сибири, интересовались сохранностью поголовья, устойчивостью к болезням, рационами кормления и продуктивностью. И если одним словом выразить их мнение по всем этим вопросам, то это оценка «хорошо».
Существует и ещё одно негативное мнение по поводу вложения огромных средств якобы ни во что и в никуда. В этой связи хотелось бы заметить, что без серьёзных капитальных вложений интенсификация отрасли животноводства, о которой много говорят на всех уровнях, попросту невозможна. А без неё и об эффективности производства говорить не стоит, как, впрочем, и о производительности труда, за которой стоит рост заработной платы и благополучие работников.
Сегодня на комплексе многие трудозатратные процессы механизированы и автоматизированы. В доильных залах установлена европараллель и карусельная дойка. По каждой корове с помощью компьютерной программы ALPRO налажен индивидуальный контроль от рождения: случки, отёлы, потомство, продуктивность и физиологическое состояние. По словам старшего ветеринарного врача комплекса Е. Карева, работающего здесь с первого дня запуска в эксплуатацию крупнейшей в районе молочной фермы, в помещениях установлены датчики, фиксирующие активность животных, их данные моментально поступают на центральный компьютер. Если всё пойдёт так, как запланировано, а сомневаться в этом каких-то поводов нет, то к осени здесь появятся полностью роботизированные доильные установки, во время работы которых (просто какая-то фантастика!) живой человеческий труд полностью исключается. Так что это не пустая трата довольно серьёзных средств, а вложения, направленные на интенсификацию производства.
Примерно то же самое можно сказать и о закупке чистопородного племенного скота. Понятно, что можно к улучшению породных качеств и увеличению продуктивности животных идти эволюционным путём – от поколения к поколению улучшая породу, это процесс весьма долгий, но предсказуемый. Закупая же скот из-за океана, мы имеем, безусловно, определённую долю риска, но все эти риски просчитываются и соизмеряются с предполагаемыми условиями содержания и кормления, к тому же возрастает и степень ответственности людей, ухаживающих за животными. И очень хорошо, что пока на Киндерском молочно-товарном комплексе всё это удалось свести к нулю.
Не случайно, когда речь зашла о людях, об их отношении к работе, Виталий Леонидович крепко призадумался и не потому, что назвать некого, просто кадры сюда изначально подбирались надёжные, добросовестные, ответственные, а потому и выделить кого-то - значит других обидеть ненароком можно. И всё-таки была названа фамилия Е.Пичуговой, она с первых дней работает дояркой в родильном отделении. Практически все нетели после растёла прошли через её руки. Кто хоть когда-то держал корову, знает, сколько сил, терпения и любви к животным надо проявить, раздаивая корову после отёла, а тут нетель. Здесь и степень ответственности довольно высокая, поскольку продуктивность коровы в период лактации во многом зависит от качественного раздоя.
Труд животновода всегда отличала высокая степень ответственности, обязательность и добросовестность, сдобренные любовью, поскольку без всего этого не жди большого молока. Понятно, что это трудно и не каждому дано – рано вставать, поздно ложиться, а дома ещё семья, дети. Поэтому администрация комплекса делает всё возможное, опять же с помощью механизации и автоматизации, чтобы облегчить труд животноводов, создать благоприятные условия на производстве, как-то эстетически приукрасить. Наверное, поэтому на территории благоухают цветочные клумбы, для рабочих организовано трёхразовое бесплатное питание, а средняя заработная плата составляет около 18 тыс. рублей. Не так, может быть, много, как хотелось бы получать за свой нелёгкий труд, но что есть, то есть.
Уже уехали с комплекса, а чувство некоторого удивления от увиденного всё ещё не отпускало: насколько всё-таки здесь продвинулись вперёд в плане внедрения новых технологий, а какие у нас замечательные люди работают в сельском хозяйстве. Именно во всём «сельском», поскольку не зря говорят, что молоко у коровы на языке, а у земледельцев полным ходом идёт заготовка кормов – вот так всё взаимосвязано, работает целая цепочка, в которой каждое звёнышко по-своему важное и незаменимое.