С первого июля любой человек, обратившийся за услугой в органы государственной или муниципальной власти, может предъявить только паспорт. У этого правила, как водится, есть исключения.
Если очередное повышение тарифов ЖКХ и штрафов ГИБДД, напрямую влияющее на объём наших кошельков, у всех на слуху, то переход на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде случился тихо и буднично. Между тем, это один из инновационных проектов, который реально влияет на отношения между государством и его гражданами, и при получении услуги (действия или деятельности одного лица в интересах другого) обеспечивает её доступность и прозрачность.
По сути, электронное получение услуг – это технология «одного окна». Отныне, приходя в органы государственной и муниципальной власти, человек не будет собирать документы, имеющиеся в распоряжении других властных структур, за него это сделают специалисты. Система межведомственного электронного взаимодействия, которая выстраивалась весьма непросто и продолжает совершенствоваться, позволяет передавать и обмениваться необходимыми данными по Интернету.
Но, по словам заместителя главы администрации округа Светланы Касеновой, в перечне остаётся ряд документов, которые заводоуковцам придётся предоставлять лично. К примеру, человек, страдающий тяжёлым хроническим заболеванием и желающий стать очередником на получение жилья, должен будет принести медицинскую справку. А несовершеннолетняя невеста, обратившаяся за разрешением на вступление в брак, – справку из женской консультации, подтверждающую наличие беременности.
Одними из первых в округе технологию «одного окна» начали внедрять специалисты управления социальной защиты населения. Заводоуковцы быстро оценили удобство получения нескольких видов социальной поддержки, разово предъявляя минимум документов. Все остальные сведения управленцы «добирали» из своего банка данных.
Сегодня, чтобы получить, к примеру, единовременную материальную помощь, человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, придётся предоставить паспорт, трудовую книжку (работающему), справки учреждения здравоохранения о необходимости медицинской помощи (если таковая нужна) и о доходах заявителя и всех совместно проживающих членов его семьи за три месяца до обращения. Остальные документы (в зависимости от обстоятельств, их может быть до семи) управление запрашивает у других ведомств и учреждений. Есть нюансы. К примеру, справку о составе семьи, проживающей в муниципальном или многоквартирном жилье, специалисту будет найти проще, чем сведения о семье, живущей в частном, не сданном в эксплуатацию доме.
Подготовлена подробная информация о документах, обязательных для получения всех услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления.
– В администрации Заводоуковского округа эта система действует уже год, – говорит С. Касенова. – За это время только комитет по жилищно-коммунальной политике сделал более 1000 запросов в Росреестр. За каждым запросом – человек, которому не пришлось лично обращаться в кадастровую палату. По такой же схеме работает комитет архитектуры. Специалисты давно не требуют от граждан документов, к которым имеют служебный доступ.
О проекте «Электронное правительство» Светлана Касенова рассказывает читателям не первый раз. И всё-таки есть необходимость напомнить, что с момента получения до исполнения заявки чиновнику отводится не более 30 дней. Сегодня муниципалитет оказывает 49 услуг в сфере соцзащиты, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-семейных отношений и т.д. По каждой из них будут подготовлены памятки, в которых перечислены документы, которые заявитель должен будет предоставить лично в обязательном порядке, и те справки, которые он волен принести или поручить их сбор чиновнику (из форм заявлений исключён перечень документов, которые не требуются).
Оказание услуг в электронном виде – дело новое. На этапе внедрения могут быть сбои. Но как только система межведомственного электронного взаимодействия будет отлажена, и у граждан, и у чиновников станет меньше поводов для взаимного недовольства.
Лилия НАЗАРЕНКО