Медиакарта
17:53 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Река не любит беспечных

Река не любит беспечных
10:45 | 11 июля 2012
Источник:

С начала купального сезона на водоёмах юга Тюменской области погибли 17 человек. В числе утонувших – пятеро малолетних детей и подростков.

Знойным летом нас всё сильнее манит к воде, хочется охладиться, смыть утомление, налипающее в офисах и в душной автобусной тесноте пыльного города. С каждым жарким днём число отдыхающих на водоемах возрастает.

Усиливается в эту пору и патрулирование водных источников. В профилактические рейды со специалистами МЧС выезжают сотрудники полиции, рыбоохраны, общественности и органов власти. В одном из таких рейдов по Туре мне довелось побывать.

Погода выдалась нежаркой, с бодрящим ветерком, потому купающихся на Туре было мало. Народ устремился к более теплым водам озер и карьерных прудов. Зато желающих позагорать, прокатиться по водной глади на лодках, прогулочных катерах и теплоходах хватало. Рыбаки встречались на всех самых «клёвых местах». Чайки тоже ловили рыбу. Где-то за поселком Метелево мы наблюдали редкую картину: две огромных собаки пытались догнать «раненую» утку, которая, перелетая, уводила своих преследователей подальше от берега, где в кустах прятались её малыши – утята. Словом, хорошо на природе, особенно на реке, в такую погоду.

Но благостное настроение исчезло, когда капитан патрульного катера госинспектор Анатолий Бобров подал знак сирены и над рекой раздался мегафонный голос нашего гида – руководителя Тюменского отделения Центра государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Тюменской области (ГИМС) Олега Ильмурзина: «Тихонько пристаем к берегу! Готовим документы на судно!». Слова эти были обращены к людям только что отчалившей лодки.

Пока Олег Николаевич пробивал по компьютеру регистрационные данные о судне, владельце и беседовал с пассажирами, второй инспектор оформлял протокол об административном правонарушении.

– Мало того что хозяин перегрузил судно на три лишних пассажира, так еще мужчины «не совсем» трезвые, а с ними двое малолетних детей и женщины, – комментировал протокольную запись Анатолий Владимирович. – Ладно, хоть жилеты спасательные у всех есть. Посмотрите, сколько надводной части борта осталось. Перегруз судна – одно из самых опасных нарушений на воде. Мы предъявляем сейчас владельцу штраф тысячу рублей. На обратном пути посмотрим, как он выполнил наши требования. Если нет, ещё один протокол составим. Ведь случаев, когда перегруженные шлюпки тонут от волны встречных лодок и кораблей, немало.

Забегая вперед, скажу, что штрафовать второй раз никого не пришлось. Компания отдыхающих покинула берег вместе с лодкой.

Проверили и катерок, бросивший якорь в сотне метров от берега. На нем, в пример другим, хозяин предусмотрел меры безопасности. Культурно рыбачила на удочки и спиннинги вся семья: дед с бабушкой, сын с женой и внуками. Правда, хозяину «жилета не хватило». Всё остальное у них было в порядке.

Инспекторам приходится сталкиваться с разными ситуациями. Бобров рассказал о курьезных и трагических случаях, о тех ЧП, которые, благодаря работникам МЧС, закончились благополучно.

– Да вот только что перед этим рейдом, – распалился Анатолий Владимирович,– перегонял катер к спасательной станции. Заметил судно без номера. Подъезжаю, хозяин показывает номер на другом борту и уверенно говорит, мол, кто-то из эмчеэсников ему сказал, что достаточно одного номера. Да такого не может быть! Пришлось объяснить судовладельцу, что номера должны размещаться на хорошо видимом месте носовой части судна с обеих сторон. Вроде бы вразумил. Главная наша задача не наказать, а предупредить чрезвычайные происшествия, прийти на помощь, – пояснил инспектор. – Вот проезжаем сейчас так называемый Воронинский дикий пляж. В прошлом году мы с главным инспектором Сергеем Каплиным вытащили из воды двух молодых людей. Один стал тонуть, второй подныривал, чтобы удержать его на поверхности. До берега они точно бы не доплыли, оба пьяными были. Однако чаще всего гибнут как раз те, кто умеет хорошо плавать. А вот неделю назад патрулировали на озере Андреевском. Там две девчонки уснули на резиновом матрасе, их ветром унесло на середину – берег еле видно. Мы подъехали, у них испуг, истерика. Ответить ничего толком не могут. Доставили их на берег. Благодарят, мол, письмо напишут начальству нашему, чтобы нам медали дали. Конечно же, у них состояние было шоковое.

Надо заметить, что немало людей приходит в Центр ГИМС к спасателям службы экстренного реагирования и в Главное управление МЧС по региону с тортами-конфетами, чтобы выразить благодарность тем, кто спас их на воде.

– Больше всего несчастных случаев происходит на Туре,– делится главный госинспектор по маломерным судам Тюменской области Сергей Каплин, – там, где захламлены русла, сильное течение и омуты. Река ведь не стоит на месте. На дне могут быть железные конструкции. Бревна-топляки зависают так, что их не видно с берега. Из зафиксированных и расследованных случаев гибели людей на водоемах восемьдесят процентов приходится на несанкционированные пляжи. Кстати, диких пляжей с массовым посещением известно по югу области 18. Двадцать процентов купаний заканчивается смертельным исходом по причине алкогольного опьянения. Взрослые люди ныряют, пытаются переплыть реку на спор. Прыгают с мостов, чтобы доказать геройство и смелость друзьям или возлюбленным. Дети погибают из-за того, что купаются без присмотра взрослых. Подростки зачастую считают себя самостоятельными и подражают старшим: устраивают соревновательные прыжки и заплывы в опасных для купания местах.

Запрещено, например, купание на левом берегу Туры у Заречных микрорайонов, у новой набережной. Нельзя плавать у пришвартованных барж и кораблей, так как течением может затянуть человека под их днище.

Самым суицидным местом назвали сотрудники служб МЧС Мост влюбленных в Тюмени. Там теперь установлен пост с постоянным дежурством наряда полиции общественной безопасности. На днях на мосту к главному инспектору Каплину подошел мужчина навеселе, только что оштрафованный полицейскими, и спросил: «А с какой все-таки точки моста лучше прыгать?». Сергей Сергеевич указал ему «оптимальную» точку… над набережной. «Там же плиты внизу!», – возмутился ныряльщик. «А разницы нет. Высота моста такая, что даже спортсмену не дает шанса выжить», – ответил специалист МЧС. Ушел мужик в раздумьях.

Согласно законодательству, ответственность за обустройство мест отдыха на водоемах и установку предупредительных знаков, ограждений лежит на муниципальных властях. Однако в ряде городов и райцентров ответственные за это чиновники не выполняют свои обязанности в полной мере. От надзорных служб МЧС они получают штрафы, но зачастую и эти меры малодейственны.

На водоемах юга области лицензированных пляжей сегодня 15. К ним на этой неделе добавятся ещё два разрешенных места отдыха – в Аромашевском и Упоровском районах. Здесь дно исследовано водолазами, качество воды проверено санэпидемслужбой, несут дежурство аттестованные спасатели.

В Центре ГИМС зарегистрировано более 3 000 маломерных судов. Действуют школы судоводителей (четыре в Тюмени и две в Тобольске). Ежегодно после окончания обучения сдают теорию и практику в Центре и получают права около 300 человек. К слову, с 2006 года не произошло ни одного случая гибели людей на маломерных судах.

Автор: Андрей ЛУКИЧ /фото автора/