В некотором царстве, в тридевятом государстве жил-был Иван, крестьянский сын. Три года жил - не тужил, а на четвёртый коня своего, старого-доброго Бурку, застраховать решил. Авось ненароком под сохою падёт, али на соседов плетень набредёт – мало ли забот с хозяйством движимым? Страховала лошадок у них на деревне соседка Никифоровна, от ООО «Самоделкино» работала. Приняла его соседка ласково, самовар подогрела, обрадовала. Царский указ, говорит, в году этом вышел, по нему на коня проще пареной репы бумаги выправишь. Ты, главное, Ванюш, сумму надобную приготовь, а я тебе и докУмент осмотра без ненужного разглядывания (что я в твоём Бурке не видела?) выпишу, и сразу страховку по нему ж и оформлю. Всё сами, всё и сразу сорганизуем, на то и кличут нас: «Самоделкино».
Почесал в затылке Иван, да сдуру и ляпни: «Мне зачем твой «осмотр» самодеятельный, если я и сам любопытствую, что с моим коньком ладное аль неладное творится! Не проще ль его ветеринару Тольке на осмотр свести, не выгодней?» «Оно тебе надо?» - подкрутила висок свой упитанным пальцем Никифоровна. «Вместо того, чтоб в райцентр по ветеринарам мотаться, вот тебе бумага с печатью, а вот – договор страховой. Знай плати, а за заботу я с тебя по-соседски и комиссии не потребую». Уступила Иванова совесть, уступило его беспокойство соседкиной логике. Застраховал он коня без осмотра и прочих формальностей. И друзьям рассказал, посоветовал. Есть ведь люди такие! Заботливые…
Решайте сами, иметь или не иметь
На новогодние праздники наступающего на страну високосного года 2012-го подарили благодарному россиянину парочку любопытных законодательных новшеств. Как и любые подарки, со вкусом подобранные, оба нововведения крайне гармонично сочетались. Во-первых, согласно Федеральному Закону № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств», с 1 января были введены новые правила техосмотра, по которым оный переходил из ведома ГАИ в руки частных компаний. И, с другой стороны, инспекторы ДПС утеряли право требовать у водителей к предъявлению талоны технического осмотра автомобилей. Следовательно, иметь талоны на руках (свидетельства пройденного ТО) оставалось бы целиком на совести самих автовладельцев. Если б не один нюанс: процедура ТО не должна была кануть в Лету благодаря части 3 статьи 16 Закона «О безопасности дорожного движения», где прописано, что обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства государственного технического осмотра и прочее.
Если подойти уж совсем объективно, то наличие ТО на практике, получается, начало контролироваться лишь автостраховщиками и автовладельцами, а где-то между в этом слаженном дуэте подразумевалось множество частных станций техосмотра, аккредитованных для его проведения. Но там, где договариваются двое, третьему велик риск оказаться лишним.
Сказка – ложь?
Уже в апреле текущего года в прокуратуру Казанского района поступило интересное заявление. В нём указывалось, что менеджером известнейшей из действующих в нашей местности страховых организаций были заключены договора ОСАГО с двумя владельцами автомобилей, у которых на момент заключения данных договоров отсутствовали талоны ТО. Но полисы «автогражданки» тем не менее были оформлены. Взятка, коррупция? Как бы не так. Оказывается, функции оператора техосмотра взяла на себя девушка-менеджер. Она и выдавала (разумеется, после оплаты квитанции) водителям талоны ТО. От лица некоего ЗАО «Техосмотр». Заметьте, без обязательной в этом случае диагностической карты машин. Откуда, если эти машины лишь в документах подразумевались! Но при этом девушка предусмотрительно брала с мужчин письменные обещания (в виде купонов с уведомлением), что в определённый срок водители пройдут ТО в г. Тюмени, на станции ЗАО «Техосмотр» по указанному в купоне адресу. Внизу такой расписки обязательно уточнялось, что страховой агент «не несёт ответственности за неисполнение заказчиком обязанности пройти технический осмотр».
Как соглашались взрослые здравомыслящие люди на сделку по схеме «утром деньги – вечером стулья»? Почему предпочли заплатить ту же сумму (около трёхсот рублей), что и при реальном техосмотре, за не оказанную фактически услугу? А потому, что здесь заканчиваются экономика и право, и начинают действовать тонкие механизмы психологии и маркетинга.
Объездная дорога
Берусь лишь предположить, что помогло агенту и подвело мужиков. Во-первых, наверное, должно срабатывать то, от кого исходит предложение. А это ведь организация, звучное наименование которой ненавязчиво отсылает нас к привычному за советские годы государственному страховому монополисту. Ну не может ведь «государственная структура» среди бела дня, протоколировано и документировано государственный же закон нарушать! И, во-вторых, кому охота зимой (по гололёду), весной (по распутью), летом (по страде) ехать куда-то, на деревню к дедушке (в данном случае – по малоизвестному адресу где-то в тюменях), ежели можно и вовсе не ездить! Шофёру дарится безымянная бумажка-инструкция, в которой жирным шрифтом написано, что «с 01 января 2012 года ОТМЕНЯЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (именно так, прописными буквами) за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр» и подробно о том, как грамотно себя вести, если вас к этой ответственности привлечь посмеют. А полис ОСАГО – вот он, заплати и кати! И платят, и катят. В обход технической диагностики, в объезд того самого закона, где говорится, что не может быть подписан договор об ОСАГО без действующего на момент подписания талона ТО. А талон не выдаётся без карты диагностики…
В итоге, автовладельцы получали на руки не документ о прохождении ТО, а лишь бланк документа, не действительный без данных о дате проведения ТО, его операторе и подписи технического эксперта, его осуществившего. Напрашивается вопрос: действителен ли в этом случае полис ОСАГО, коль выдан он по недействительному техталону?
Прокуратурой факты, изложенные в заявлении, были проверены и подтверждены. Директору Тюменского областного филиала провинившегося ООО прокурором Казанского района было вынесено представление. С требованием «незамедлительно принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства», «решить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности» и прочее, что входит в компетенцию прокуратуры.
Как рассказал мне заместитель прокурора Казанского района Н. И. Лущиков, пока больше жалоб с той поры не поступало, о прецедентах с невыплатами страховых сумм в результате ДТП, связанных с техническим состоянием транспорта, пока неизвестно. Пока…
Мы пойдём другим путём
В конце июня в редакцию пришёл В.П. Янченко, выложил на стол злополучный зелёный полузаполненный бланк и высказал всё, что накипело. Вы сами уже, конечно, догадались, о чём. Заглянуть в свои бумаги случилось ему только после того, как приятеля с таким же «талоном» жёстко завернули казахстанские гаишники. Солидный штраф научил незадачливого «руссо-туристо», что виртуальным может быть всё, что угодно, но не техосмотр. Дважды пришлось платить за ТО и приятелю, и Владимиру. На сей раз он проходил его вполне легально, а ту сделку с ООО назвал «помутнением разума». Хорошо, можно допустить и такое у среднестатистического гражданина, как правило, юридически слабо подкованного. Но чем продиктованы действия специалистов-страховщиков?
Это я начала понимать, увидев своими глазами, сколько вложений и подготовки требуется, чтобы провести реальную процедуру ТО, к тому же диагностику обязаны осуществлять люди с соответствующим техническим образованием. Есть ли оно даже у многограмотного страхового менеджера? Сомневаюсь.
Будет, кстати, небезынтересным узнать, что работники тюменской прокуратуры, озабоченные шквалом тревожных сообщений даже в официальном блоге губернатора, выезжали по адресам прохождения ТО, указанным страховыми агентами. Практически всегда на месте отсутствовали и специалисты по ТО, и нужное оборудование, и даже сами станции техосмотра.
Такая вот фата-моргана в государственных масштабах. Это не преувеличение. СМИ и Интернет пестрят заметками о подобных махинациях с техталонами в Самаре, Саратове, Кирове, Псковской, Калининградской областях, Краснодарском крае, Бурятии. Признала выданные по этой схеме полисы ОСАГО недействительными прокуратура маленького города Опочки…
Всего вышеперечисленного могло бы и не быть, если б нашлось у человека семнадцать минут времени. Именно столько я засекла от въезда машины на станцию ТО ИП Анафина Т.А. до выдачи счастливому автовладельцу полного пакета документов, включающего и карту диагностики, и талон государственного техосмотра, и даже полиса ОСАГО. Ибо станция ТО ИП Анафина – аккредитованная официально для проведения ТО организация. Единственная пока в нашем районе таковая.
Всего вышеперечисленного могло бы и не быть, если б нашлось у человека семнадцать минут времени. Именно столько я засекла от въезда машины на станцию ТО ИП Анафина Т.А. до выдачи счастливому автовладельцу полного пакета документов, включающего и карту диагностики, и талон государственного техосмотра, и даже полиса ОСАГО. Ибо станция ТО ИП Анафина – аккредитованная официально для проведения ТО организация.
Единственная пока в нашем районе таковая.
Мораль сей басни
ужасна, говоря напрямую. Даже не анализируя ситуацию глубоко, становится очевидным, что на сегодняшний день фактически НИКТО не несёт ответственности за то, что движется по нашим дорогам. Исправен ли тормозной шланг, в порядке ли рулевая система – Бог знает… И ООО предполагает, то ООО, которое САМО выдаёт талоны техосмотра без техосмотра и на их основании оформляет полисы ОСАГО.
Долгое время на этот беспредел, кроме прокуратуры, не реагировал никто. Но в последние месяцы всё чаще филиалы ООО фигурируют в широкомасштабных скандалах. В начале июня Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении одной страховой компании по признакам недобросовестной конкуренции, да и сами страховщики России уже создали союз по борьбе за соблюдение законности страхования. В него вошли пять крупнейших страховых компаний страны. Не вошло лишь одно ООО. Как думаете, какое?
Информация для размышления: по данным официальной статистики, в Тюменской области за прошлый год (год моратория на техосмотр) на 3 процента выросло число ДТП, на 5 процентов – количество погибших, на 4 процента – количество травмированных.
Цифры за первый квартал 2012 года шокируют: число ДТП увеличилось на 27 процентов, погибших – на 29 процентов, раненых – на 34 процента. Каждая 11-я авария – с участием детей.
Всего на дорогах страны только за первые три месяца этого года из-за поломки автомобилей случилось 139 автокатастроф (рост на 35%), в которых 37 человек погибли (рост на 54,2%) и 196 получили травмы (рост на 47,4%).