Медиакарта
6:27 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Отношение к людям кубанское, этим всё сказано…»

«Отношение к людям кубанское, этим всё сказано…»
10:37 | 12 июля 2012
Источник:

В Краснодарском крае всплыл дефицит веры

В ночь на субботу после аномальных ливней в Краснодарском крае произошло наводнение – затопленными оказались Крымск, Новороссийск, Геленджик и несколько сел. Погибло более 170 человек.

В стране объявлен траур. О трагедии в круглосуточном режиме вещают по ТВ. Однако передать «атмосферу» в режиме новостных нарезок весьма сложно (если вообще возможно) – «это то, но не совсем то».

Ситуация изнутри выглядит примерно следующим образом.

Полина Налиушкина, 54 года, потеряла в наводнении сестру и зятя, накануне ходила в оперативный штаб регистрироваться как пострадавшая и оставила расписку в том, что о стихийном бедствии она была оповещена в 22 часа 6 июля.

– Мне в штабе сказали, что без этой расписки не дадут компенсацию, – рассказывает женщина.– И я расписалась, хотя все это вранье. Я работала ночью, дежурила, телевизор работал, телефон работал. Никакой бегущей строки, никаких эсэмэсок.

К женщине подходит человек в камуфляжной форме без погон и начинает терпеливо объяснять, что она не права, потому что, «чтобы одеть покойника, нужно четыре человека и время» (разговор происходит в понедельник у морга крымской городской больницы).

– Да у меня не к вам претензия, – говорит женщина и снова рассказывает про расписку.

– А, это да, но это не к нам, – соглашается мужчина. Представляться он не захотел, но и так понятно, что он здесь за старшего – представляет следственный комитет (СК). У него в руках тетрадка с именами и цифрами – следит за выдачей тел родственникам. Полина Налиушкина ждет своих Галину и Анатолия уже четвертый час, и мужчина обещает, что их сейчас оденут и выдадут.

– Выдано 37 человек, – показывает мужчина свою тетрадку. – Сегодня 23 и в воскресенье 14. Погибших 175 человек.

– Я расписывалась за своих, там был номер 315, а вы говорите 175, – возражает ему Надежда Виноградова из Темрюка, которая приехала в Крымск опознавать утонувшую в собственной спальне тетку.

– Вот отсюда возникают слухи,– не меняя тона, говорит мужчина. – Вы расписывались в журнале морга. У них там своя нумерация, которая к наводнению не имеет отношения. Ваша тетка 315-я с начала года, а не с начала наводнения.

Надежда Виноградова говорит, что в морге «покойников человек 20». Скорее всего, так и есть, человек из следственного комитета подтверждает, что «морга на всех не хватает», и снова просит не верить, что погибших больше, чем по официальной версии.

– Три машины, – говорит он. – Вот посмотри на себя, посмотри на меня и считай, сколько людей такой комплекции поместится в машину. Получится 175.

Машины, о которых он говорит, входит в подробности «Коммерсант», стоят здесь же, между больницей и моргом. Это большие фуры-рефрижераторы торговой сети «Магнит».

– Это у нас самая большая торговая сеть, – рассказывает представитель СК, – поэтому у них и взяли.

Надежда Виноградова, которой уже выдали ее тетку, садится в «Газель» с гробом и говорит сопровождающей ее родственнице:

– Выдали только труп и гроб. Отношение к людям кубанское, этим все сказано. Ни венков, ни цветов, ни попов. Отпевание-то могли организовать?

Главу района Василия Крутько, который накануне жаловался на неорганизованность как основную проблему Крымска, в понедельник уволил губернатор Александр Ткачев.

Вечером в понедельник город пережил очередную волну паники: какой-то человек с седьмого этажа девятиэтажки на Вишневой улице увидел с балкона «вторую волну», которая, как ему показалось, идет на город с гор, и сообщил об этом всем, кто был во дворе.

Через десять минут около сотни полуодетых граждан собрались в центре города у районного ОВД. Некоторые с вещами, женщины в слезах. Толпа вышла на проезжую часть, движение по Комсомольской улице, пересекающей улицу Ленина возле ОВД, остановилось, полицейские вступили в переговоры с гражданами, запрашивали всех по рациям: «Есть вода?» Воды нигде не было, но люди не верили.

…В семи километрах от Крымска в сторону гор все тихо. Станица Нижнебаканская, принявшая в ночь на субботу первый удар стихии, приходит в себя и ни о какой «второй волне» не думает.

Во дворах копошатся люди. Вода отступила еще в субботу, но дома заполнены жидкой грязью. Пенсионерка Нина Лукьянцева, дом которой еще после наводнения 2002 года признали аварийным, надеется, что хотя бы теперь ее куда-нибудь переселят – вода снесла полдома.

– Люди прикалываются: хоть на этот раз тебя признают пострадавшей,– говорит Нина Дмитриевна. Настроение у нее, кажется, даже хорошее.

Нижнебаканская пострадала сильно, но вода не задержалась в станице, пошла дальше на Крымск, поэтому в станице погибли только четверо. Пострадавшие обращались в станичную поликлинику с радикулитом, рваными ранами, переломами.

Дежурный фельдшер говорит, что серьезных травм не было. Ну или она просто не помнит – стол для приема выставлен прямо на улицу, а медицинские карты жителей станицы разложены на траве и на кустах – сушатся. Из коридоров поликлиники люди лопатами выгребают грязь.

Специальный корреспондент «Коммерсанта» Олег Кашин, которому мы обязаны столь обстоятельными подробностями, спрашивает их главного (подполковника), как официальные спасатели координируют свои действия с волонтерами, приезжающими в Крымский район со всей России. Оказалось, координируют вполне сенсационно.

– Я передал волонтерам список того, что нужно купить, – ответил подполковник. – Нам нужны резиновые сапоги, 60 пар минимум, без них мы работать не можем, перчатки – 100 пар, респираторов тоже штук 100, потому что нужно трупы животных вывозить, а там уже запах сильный. Еще нет бензопил и тачек для мусора.

На вопрос, почему небедное ведомство само не обеспечило своих сотрудников предметами первой спасательской необходимости, подполковник разводит руками:

– А разве знать правду – это кому-нибудь нужно? Я стараюсь о таких вещах не думать.

Президент Владимир Путин срочно вылетел в Крымск, чтобы лично осмотреть место бедствия, сообщает «Российская газета».

Глава Ростехнадзора Николай Кутьин заверил президента, что сбросов с Неберджаевского водохранилища не было, это невозможно технически.

– Представьте себе ванну! Она заполняется. У нее нет шлюзов. У нее только отверстие вверху для того, чтобы вода не вылилась из самой ванны. Ну вот она и не вылилась! Шел автоматический слив воды из двухметровой трубы... Но разве это могло повлиять на затопление города?!..

Кутьин в очередной раз подтвердил, что «водохранилище находится в работоспособном состоянии» и «свою задачу по демпфированию притока оно выполнило. Переливов не было допущено, технически службы муниципального образования Новороссийск, которому принадлежит эксплуатирующая организация «Югводоканал», выполнили все правильно. «Инспекторы присутствовали на месте, следили за качеством выполнения всех работ».

Справедливости ради нужно признать, что отличить правду от лжи, опираясь на комментарии официальных лиц, практически невозможно. Некоторые еще помнят убогие нарезки, в которые превращались двусмысленные заявления вице-премьера Клебанова и министра обороны Сергеева по поводу «Курска». Прошло много лет, ничего не изменилось, отмечает Lenta.ru.

Вот представитель Следственного комитета заявляет, что Неберджаевское водохранилище работало в штатном режиме: выбросы небольшого количества воды происходили автоматически, но это не повлияло на развитие трагических событий. А по Интернету уже несутся заголовки: «СКР признал сброс воды из водохранилища». Товарищ хотел успокоить граждан, но эффект превзошел все ожидания. И так во всем.

Владимир Путин заметил, что группа граждан облетела водохранилище на вертолете и убедилась, что сказанное соответствует действительности. «Я и сам, пока не увидел, не поверил бы», – признался он.

Между тем, по словам членов инициативной группы, их «просто обманули», сообщает «Газета.ru». «Ткачев сказал нам, что нас повезут туда, куда мы скажем, но, когда мы прибыли к вертолету, пилоты сказали, что топлива у них очень мало, и мы полетели только на Неберджаевское водохранилище», – заявил Александр Думцев, один из участников группы.

Это же подтверждает другой член инициативной группы Павел Сорокапуд: «Нас повезли по маршруту, который был выгоден властям. Я подозреваю, что власти знают истинную причину, но не хотят об этом говорить».

Местные жители обращаются в следственные органы с жалобами на представителей краевого управления МЧС РФ. Люди утверждают, что их вовремя не проинформировали о подходе воды.

На селекторном совещании глава МЧС Владимир Пучков признал, что население Краснодарского края не было в полной мере оповещено об угрозе наводнения, поскольку система оповещения не сработала должным образом.

«По предварительной оценке, оповещение населения было организовано, но, к сожалению, комплексной работы проведено не было. Со стороны руководителей на местах и отдельных служб были допущены ошибки», – отметил Пучков.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев заявил, что оповестить каждую семью о стремительно надвигавшемся наводнении было невозможно:

– Оповещение о том, что возможны сильные осадки одновременно с последствиями выхода реки (из берегов), официальные данные, поступили в 22.00. Пик нагрузки воды начался в 01.00 и продолжался до 03.00. Вы это лучше меня знаете. Вы что думаете, дорогие мои, если бы сегодня даже в 22.00 с перерывом до часу ночи, что – можно было каждого обойти? Это невозможно. Какими силами? Это раз. Во-вторых, вы бы что – снялись и ушли бы из дома?

Ответ очевиден. Но вопрос «еще тот».

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ