Эту женщину, живущую в посёлке Новоселезнёво, я знала лишь заочно – по материалу, который был опубликован в районной газете «Наша жизнь» в ноябре 2010 года. В нём рассказывалось о Зое Владимировне Калабо, об её крепкой семье, в которой шестеро детей и семеро внуков.
А в прошлом году, когда проводился конкурс, посвящённый 80-летнему юбилею района, у меня появилась возможность познакомиться с её удивительными стихами. И вскоре состоялась наша встреча, очная.
От души, от сердца…
Небольшая квартира в двухэтажном многоквартирном доме. Здесь живут три поколения семьи Калабо – родители, дети и внук Илюша. Так любовно называет его бабушка Зоя, дедушка Толя и все-все. Потому что этот ребёнок долгожданный, а потому дорогой и любимый…
На стене – фотографии. И на шкафу тоже. Но вот интересная деталь – каждая фотография Зои Владимировны неповторима и не похожа одна на другую. Скажете, что этого не может быть? Оказывается, может. Между каждой из этих снимков – не череда длинных лет. Их разделяют небольшие промежутки времени. Просто Зоя Владимировна, переживая самые сложные свои периоды в жизни, менялась внешне. И каждый раз её перемены были разительными.
Сейчас она радуется жизни, воспитывает внука, помогает детям. Остальные внуки и внучки приезжают в гости. Для встречи их большой и дружной семьи (Зоя Владимировна называет её в шутку колхозом «Красный лапоть») она старается написать дружеский шарж, какое-то шутливое четверостишие, стихотворение, идущее от всего её большого материнского сердца…
Простой солдат войны
Каждое стихотворение Зои Калабо имеет свою предысторию.
После окончания Петропавловского педагогического института Зоя Владимировна работала в школе учителем русского языка и литературы, была классным руководителем. О том, что в селе Кустовое Соколовского района жил ветеран Великой Отечественной войны Андрей Королёв, знали все в округе. Сражаясь на фронтах, Королёв был прекрасным снайпером. Из своей винтовки, которую называл «боевой подругой», уложил более двухсот фашистов.
Узнав об этом историческом факте, Зоя Калабо решила написать стихотворение. О потрясшем её до глубины души подвиге простого русского солдата, вернувшегося живым с войны, она рассказала школьникам. И они тут же приняли решение – пешком дойти до села, где жил Королёв, и прочесть ему стихи, написанные от души.
Шли два дня. Девчонки в кровь стёрли свои ноги, а мальчишки, стойко выдержав двухдневный путь до Кустового, ждали отставших у околицы.
– Андрей Трофимович был дома. Старый седовласый солдат, который передвигался с помощью костылей, растрогался, увидев нас, и заплакал, – рассказывает Зоя Владимировна.
Дети приготовили ветерану концертные номера, подарили ему кисет, прочитали стихотворение. Солдат никогда не плакал на войне. Он сражался. А после прочтения стихотворения слёзы потекли по его щекам…
Только выживи, сынок!
2000 год. Сын Зои Владимировны Дмитрий, уже младший сержант, служит в рядах российской армии. Уже в течение восьми месяцев он находится в Чечне, в горах Аргунского ущелья. Один только факт, теперь уже исторический, характеризует действия наших солдат: первого марта 2000 года в Аргунском ущелье почти полностью погибла 6-я рота 104-го гвардейского парашютно-десантного полка. Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до 2 тысяч стволов.
Отрывочная информация о войне, задержка писем от сына, а то и полное их отсутствие… Зоя Владимировна не жила, а существовала. И родилось стихотворение, адресованное сыну. А называется оно «Выживи». Сын, получив конверт из дома, носил это листок со стихотворением в нагрудном кармане. И выжил, вернулся домой. Сделал так, как просила его мама:
«Стынут слёзы в глазах,
от мольбы неподвижных,
Сердце шлёт позывные,
не зная дорог.
Материнские губы шепчут:
«Выживи, выживи,
Ну, пожалуйста, выживи,
слышишь, сынок…»
В жизни Зои Владимировны было немало горечи. С рождения болела её младшая дочь Юлия. Переехав в Россию из Казахстана, мать обратилась к докторам. Девочке сделали операцию, и она стала поправляться. Только Богу известно, сколько пережила эта женщина! А в 2011 году родилось стихотворение, которое она назвала «Хромоножка»:
«Тоскливо нависла луна
над окошком,
А девочка плачет, и ей не до сна.
Летит в неё камнем:
«Привет, хромоножка!»
Лишь поутру выйдет
из дома она…»
С этим стихотворением Зоя Владимировна Калабо направилась в редакцию одной из тюменских газет. Её хорошо приняли, выслушали и оставили стихотворение. Оно потом было напечатано на страницах этой газеты.
Опубликованных стихов у З.В. Калабо немного. Когда-то давно редактор одной из газет оценил творчество этой женщины по достоинству. В свет вышло несколько стихотворений. А к юбилейному дню рождения Зои Владимировны её сын Дмитрий сделал ей прекрасный подарок – тоненький сборник лучших стихов. Название его – «Музыка стихов Зои Калабо». В нём – стихи о любви, размышления о жизни, о её быстротечности.
Особое место в творчестве Зои Владимировны занимают стихи о родных и близких. С особой теплотой, любовью, трогательной заботой пишет она о своей маме, которой сейчас уже нет в живых. К юбилею мужа Анатолия, с которым Зоя Владимировна прожила более 30 лет в любви и согласии, она также написала стихотворение. Много стихов она посвятила людям, которые воевали. И это особая тема, та, что идёт от души.
Стихотворения, связанные с Великой Отечественной войной, Зоя Владимировна читала в школах, на митингах. В последний раз (это было года два назад) во время факельного шествия, организованного педколлективом и учащимися в посёлке Новоселезнёво. Она тогда с трудом, проглатывая слёзы, прочла стихотворение «Коптилка».
– И всё, как отрезало, – говорит мне З.В. Калабо. – Больше не могу читать вслух свои стихи. Ком в горле, и нет сил вытолкнуть из себя эти строчки…
В последнее время Зоя Владимировна пишет мало. Она не может писать по плану, ежедневно. Вдохновение приходит к ней после волнения, потрясения, события, взволновавшего её до глубины души. И тогда она уединяется, берёт в руки простой тетрадный листочек и пишет...