Медиакарта
0:46 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Прятали форму в сундуках

16 июля исполнилось 20 лет со дня выхода в свет Постановления Верховного Совета РСФСР о полной реабилитации казачества.

Данный документ отменил как незаконные все акты в отношении казачества, принятые, начиная с 1918 года, в части, касающейся применения репрессивных мер. За казачеством были признаны права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций.

…Дед потомственного донского казака ныне старшего урядника Заводоуковского казачьего общества Юрия Ашумова в Гражданскую войну сражался на стороне белых.

– Родился дед мой, Нестор Емельянович, в 1895 году. Мальчишкой до тринадцати лет рос в семье генерала Грекова. Была тогда у дворян такая прихоть – держать для своих сынков сверстников из простолюдинов вроде живой игрушки. После революции, уже будучи статным казаком, воевал в кавалерийской дивизии Грекова, – перессказывает Юрий Рафаелович историю, услышанную от деда.

После поражения белогвардейских войск тысячи и тысячи казаков нашли прибежище за рубежом. Над оставшимися нависла угроза если уж не истребления, то жестокого преследования. Усадив чад и домочадцев на две подводы (а было одних только детей одиннадцать душ да старики-родители), повёз их дед в Казахстан – от греха подальше. В долгой дороге умерла старшая дочь. Не вынесли тяжёлого голодного пути и престарелые родители, отдававшие последний кусок внукам.

Осела казацкая семья в Кустанайской области. Всех сумел поднять Нестор Емельянович на ноги, дать образование.

– Мои дядья все вышли в люди. Один заводы строил, другой капитаном дальнего плавания служил, и педагоги были… А вот дядя Ваня в первый же год погиб на Великой Отечественной. Дед не уставал им повторять: «Вы взрослые, воля ваша, но эта земля нам не родная. Постарайтесь вернуться на родину, на Дон, в станицу Гусаровскую…», – рассказывает казак.

Слушая его, вспоминаю, как достаточно проживший, впервые увидел казаков в их традиционном облачении где-то в самом конце 80-х. А ведь до перестройки просто не мог объявиться в райцентре человек в штанах с лампасами, кубанке на голове, с нагайкой в руках, не говоря уж о шашке на боку.

Сам Ю. Ашумов первый раз увидел казачью форму семилетним, когда дед забыл навесить замок на сундук. Открыл… а там аккуратно сложена полная казачья экипировка. Но что одежда! Поверх неё – боевая казачья шашка. У мальчишки дух перехватило. Шасть с шашкой в ограду. До того только прутом воевал с лопухами, а тут настоящее оружие в руках! А вон и «супротивник» – гусята бегают. По вытянутым шеям им и досталось… Короче, берёзовая каша, которой досыта накормил его тогда дед в отместку за гусят, по сию пору не забыта...

Да, было время. Прятали казаки и амуницию свою, и оружие по сундукам, ларям да схоронам. Но никем и никогда не был укрощён дух казацкой вольницы, любовь к святыням своим и бережное почитание традиций.

Александр ПАРАМОНОВ

Фото автора