Показателей, по которым дается оценка качества работы педагогических коллективов школ района, достаточно много. Одним из наиболее существенных из них являются итоги экзаменов за курс основной и средней школ.
Волнения, тревоги, связанные с ними, позади, у бывших одиннадцатиклассников уже иные заботы, а школы и управление образования занимаются анализом и подведением итогов уходящего в прошлое учебного года.
О результатах ЕГЭ и государственной итоговой аттестации девятиклассников рассказал начальник управления П.Г. Гонцул.
- Петр Георгиевич, в прошлом учебном году показатели знаний девятиклассников школ нашего района по русскому языку в сравнении с другими территориями выглядели до неприличия унизительными: 52 неуда, средний балл по пятибалльной шкале ниже 3,5, общая успеваемость 63,8%. А в итоге – последнее место в таблице рейтинга районов. Каковы результаты года нынешнего по этому предмету?
- Значительно лучше. Средний балл выше областного. В упомянутой вами таблице с последнего места мы переместились ближе к его середине. Тем не менее оснований для радости по этому нет. Во-первых, мы всего лишь только в середине списка, а во-вторых, в ряде школ выпускники 9 класса показали весьма посредственные знания.
- Математика, как и русский язык, является обязательным для сдачи по нему экзамена предметом. Каковы успехи здесь?
- Несмотря на то, что и по этому предмету результаты существенно выше прошлогодних, тем не менее в отличие от русского языка показатели по математике ниже областных. Однако радует уже то, что по обязательным предметам в нынешнем году мы выглядим значительно более достойно.
Да и в целом девятиклассники показали неплохие знания. Все 240 выпускников получили аттестат об основном общем образовании, 14 из них – аттестат с отличием, в том числе пятеро зареченских, 4 школьника Вагайской школы и по одному учащемуся Черноковской, Шестовской, Карагайской, Казанской, Юрминской школ.
- ЕГЭ – это испытание более высокого ранга. Сколько выпускников 11 класса было в нынешнем году и, отвлекаясь от темы, какова динамика изменения их числа за последние годы?
- В нынешнем году 204 выпускника.
Их количество за последние годы значительно сокращается. Так, 8 лет тому назад аттестат получили 396 выпускников, то есть сокращение почти двукратное. Еще четыре года их число будет на уровне нынешнего, затем последует незначительное увеличение.
- А теперь об экзаменах. Прежде всего – какие предметы дети предпочли в этом году?
- Все более популярной становится физика, что естественно. Если в 2006-2007 учебном году ее выбрали всего лишь 4 человека, а в 2007-2008 – ни одного, то в нынешнем - 44 выпускника, то есть каждый четвертый.
За последние 4 года из года в год численность выбравших физику растет. По - прежнему выпускники оказывают предпочтение обществознанию, биологии, меньше – географии, истории. В числе наименее предпочтительных оказались, к сожалению, иностранный язык – 1 выпускник, информатика – 4. Литература в этом же списке – всего 2 человека.
- Поговорим подробнее об обязательных экзаменах – по математике и русскому языку.
- При пороговом, критическом балле по математике в 24 балла в среднем по району мы имеем 43,2. Вообще говоря, показатель неплохой, однако он ниже прошлогоднего. Лучше среднего по району показателя достигли учителя математики Зареченской, Черноковской, Дубровинской, Тукузской,Птицкой, Вагайской, Шестовской школ.
Учителя же математики Карагайской школы превзошли средний по району показатель более чем на 10 баллов. Кстати, карагайские школьники на протяжении последних трех лет стабильно показывают высокие результаты.
Вероятно, надо сказать и о том, что самый высокий балл по математике у вагайской выпускницы Овчинниковой Марии, 68 б.
Лучше, чем в прошлом году, сработали учителя русского языка и литературы. Кстати сказать, за последние три года наблюдается явно выраженная положительная динамика итогов экзаменов по этому предмету.
11 школ имеют показатели выше среднего по району, недосягаемыми оказались 4 выпускника, а вместе с ними и учителя Тукузской школы – 64,5 балла при среднем районном показателе, равном 55, 2. Основательные знания по этому предмету показали, кроме того, учащиеся Аксурской школы – второй по качеству за тукузцами показатель, Зареченской, Черноковской, Дубровинской школ.
Самые низкие знания у выпускников Первомайской, Осиновской, Куларовской школ. Не зачтены, то есть по качеству ниже критического уровня работы двух школьников – по одному из Второвагайской и Шишкинской школ. А самый высокий результат по этому предмету, 82 балла, у выпускников Зареченской и Супринской школ, по 79 баллов – у троих школьников, по одному из Дубровинской, Зареченской и Черноковской школ.
Несмотря на некоторые успехи, к сожалению, в таблице рейтинга районов Вагайский район во второй половине списка территорий.
- Кратко – каковы результаты экзаменов по выбору?
- Все выпускники сумели преодолеть пороговый балл по истории, химии, географии.
В то же время «незачет» по физике получили один выпускник Черноковской и два Супринской школ. По обществознанию не зачтены работы одиннадцатиклассников Куларовской, Бегишевской, Вагайской школ (по одному) и двух учащихся Осиновской школы. Наиболее «урожайными» в этом смысле оказались экзамены по биологии осиновских школьников, «незачет» по этому предмету получили аж 7 выпускников, не зачтены работы двух выпускников Куларовской школы и по одной – Второвагайской и Бегишеской школ.
- Вагайский район испытывает дефицит педагогических кадров. Средний возраст вагайского учителя довольно приличен. В связи с этим вопрос: сколько выпускников нынешнего года пожелали поступить в педагогические учебные заведения?
- По предварительным итогам их устройства только в Тобольскую педагогическую академию хотели бы поступить 55 одиннадцатиклассников нынешнего года. Естественно, этот показатель претерпит какие – либо изменения.
Однако в любом случае с учетом изменений в лучшую сторону отношения к учительской профессии часть из них вернется со временем в родной район.
Беседовал Ишмухамет ГАЙСИН