Медиакарта
23:56 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Война за детские уши

Война за детские уши
10:41 | 20 июля 2012
Источник:

С 1 сентября 2012 года вступает в силу Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

И не только за уши. И не только за детские. Эта война с информационным беспределом давно уже развернулась по всем градам и весям. Агрессивные атаки рекламы спиртного и табачного, голые тётки в Интернете, жареные факты папарацци, почти беспрепятственная детская порнография и т.д.

Всё это особенно опасно для незрелых душ. Об этом говорили участники круглого стола, собравшегося в департаменте образования и науки Тюменской области, чтобы объединить усилия в реализации Федерального закона № 436, который вступит в действие с 1 сентября 2012 года.

В списке ораторов и представители официальных органов (скажем, Галина Калюжная, уполномоченная по правам ребенка в Тюменской области), и волонтёры, вступающие в сражение за чистоту информационного поля, не дожидаясь указки сверху (к примеру, глава общественной организации «Городской родительский комитет» Андрей Добрынин).

Разногласия возникали лишь по методам борьбы. Выступающие были единодушны в одном: мало принять Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Главное, его соблюдать. А для этого нужна добрая воля большинства.

Законов принято немало. В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, 1 июня Президентом страны В.В. Путиным был подписан Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В Тюменской области еще в 2002 году губернатором Сергеем Собяниным инициирован закон о дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей.

По итогам круглого стола родилась резолюция, в которой указано, что одной из нерешенных проблем в реализации прав и интересов детей, обозначенных в стратегии, является несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.

Принятие данного Федерального закона было обусловлено необходимостью обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию.

В настоящее время дети получают беспрепятственный доступ к информационной продукции, разрушающей традиционные семейные ценности, пропагандирующей преступления, жестокость, насилие, порнографию, иные виды антиобщественного и отклоняющегося поведения.

Нарушаются права несовершеннолетних при размещении рекламы, при публичном показе кинозрелищными предприятиями кино- видеофильмов (гражданам не всегда предоставляется обязательная информация о рекомендациях по возрастному ограничению аудиовизуальной продукции, кино- и видеофильмов).

Недостаточно обеспечена безопасность детской игровой среды. В розничной сети продаются игры и игрушки, отрицательно влияющие на психическое здоровье и развитие детей, провоцирующие их на агрессивные и безнравственные действия, вызывающие проявления жестокости, агрессии и сексуальные отклонения.

При этом не проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях защиты их от негативных воздействий в нарушение пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Средства массовой информации и даже специализированные печатные издания для детей и юношества все чаще превращаются в каналы негативного воздействия на несовершеннолетних, воспитывают детей в духе вседозволенности, в том числе сексуальной, потребительства, деформируют их нравственно-правовое сознание.

Интенсивное развитие современных информационных технологий, в том числе электронных и компьютерных игр, Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания многократно расширяет возможности распространения вредной для ребенка информации.

Является недопустимой бесконтрольность со стороны родителей в части пользования детьми современными информационными ресурсами. отмечается недостаточный уровень знаний населения о программах, модулях, обеспечивающих защиту ребенка по месту его проживания от негативной информации.

В этой связи правильно, что действием принятого Закона охватываются практически все виды информационной продукции, в том числе распространяемой на любых видах носителей с использованием теле- и радиовещания, печатных СМИ, иной печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, демонстрируемой посредством публичных зрелищных мероприятий, размещаемой в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Вводится обязательный порядок возрастной классификации информационного контента с учетом особенностей развития детей разного возраста. Устанавливаются критерии такой классификации, а также требования для отнесения информационной продукции к запрещенной для распространения среди детей.

Согласно названному Закону, информационная продукция, распространяемая среди детей, должна маркироваться ее производителями (распространителями) специальными знаками, обозначающими возрастную категорию детей, среди которых допускается ее оборот.

Трансляция телепрограмм, телепередач, демонстрация кино- и видеофильмов, проведение публичных зрелищных мероприятий также должны сопровождаться соответствующим текстовым (звуковым) предупреждением о возрастных ограничениях зрительской аудитории.

Устанавливается временной «водораздел» в трансляции информации посредством теле- и радиовещания.

Законом определены основания, порядок назначения, проведения и правовые последствия экспертизы информационной продукции.

Особенно значимо, что принятый закон предоставляет правовые возможности для общественного контроля в сфере защиты детей от вредной для них информации. Законом закреплены правовые основания ответственности за правонарушения в сфере информационной безопасности детей.

Признавая социальную значимость принятия настоящего закона в защиту детства, участники круглого стола отмечают, что достижение результата информационной безопасности детей невозможно без принципиальной, социально ответственной позиции всех участников – субъектов ресурсного информационного пространства.

Участники круглого стола уверены, что реализация данных мер должна способствовать улучшению нравственно-психологического климата в детской среде, предупреждению вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.

Автор: Леонид ТКАЧУК