Медиакарта
17:23 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Прикосновение

Прикосновение
12:06 | 03 июня 2010

Именно так педколлектив ОСОШ №1 назвал свою программу по духовно-нравственному воспитанию учащихся с 1 по 11 классы, разработанную на 2008-2013 годы. Она направлена на формирование чувства благодарной любви, привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему, на развитие личности ребенка, гармоничные отношения в семье. Несмотря на то, что программа делает первые шаги, она получила широкое признание. В декабре 2009 года педколлектив ОСОШ №1 стал победителем областного конкурсного отбора образовательных программ, защитив новую программу на основании программы по духовно-нравственному образованию, и получил не только диплом, но и грант в размере 200 тысяч рублей. Третьего февраля 2010 года в рамках проведения научно-практической конференции духовно-нравственной основы отечественного образования состоялось награждение победителей конкурса «За нравственный подвиг учителя», проводившегося с 25 мая по 5 сентября 2009 года в Тобольско-Тюменской Епархии. Директор школы Е.В.Казаринова получила диплом победителя в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи».

Сегодня традиционные основы воспитания и обучения подменяются на более современные. Целомудрие, воздержание, самоограничение заменяется вседозволенностью, удовлетворением малейших прихотей, лозунгом «Бери от жизни все». Педколлектив решил: необходимо возрождать духовно-нравственное воспитание, вкладывать в человека такие понятия, как совесть, долг, вера, кротость, милосердие, служение людям, Отечеству. Педагоги проанализировали состояние проблемы, рассмотрели имеющийся потенциал для ее решения в школе, выявили особенности организации воспитательной деятельности учащихся с учетом уровня методической подготовленности. Поставили цель, задачи, обозначили направления, ожидаемые результаты и составили модульно по учебным годам программу «Прикосновение». Первый модуль: научить ребенка давать нравственную оценку поступкам и делам. Второй - ребенок должен владеть нормами и навыками здорового образа жизни, уметь прийти на помощь человеку, оказавшемуся в беде, дорожить наследием России, не быть Иваном, не помнящим своего родства. Третий модуль: воспитать любовь к Отчеству, природе, животным. Содержание программы четко разработано по всем трем модулям по месяцам для учащихся 1-4 классов, 5-8 и 9-11 классов. В школе существует подпрограмма «Тепло родного очага». «Все начинается с семьи: умение прощать, любить и ненавидеть, умение сострадать и сложность в жизни видеть…»... Семейные ценности поставлены во главу угла. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

В школе традиционно проводятся конкурсы семей: «Папа, мама, я - читающая семья», «Папа, мама, я - рисующая семья», поющая, танцующая, спортивная и так далее. Итогом таких конкурсов является гала-концерт, на который приглашаются семьи-победители.

Дети занимаются изучением своей родословной, составляют генеалогическое древо. В прошлом году учащиеся С.В.Андреевой Настя Рейзинг и Анна Левчик защитили два проекта «Моя родословная». Девочки провели очень глубокую и серьезную работу, исследовав родословную до седьмого-восьмого поколения.

Учителя начальных классов с самых первых шагов ребенка в школе пристально следят за тем, как он растет, развивается как личность, чем занимается во внеурочное время. Людмила Михайловна Наводчикова второй год заводит с ребятами портфолио - папку успешности, которая демонстрирует усилия ученика, его достижения, творческий труд. Дети знают, что хранится в портфолио. Свою воспитательную систему Людмила Михайловна назвала «Школа самовыражения», а тему самообразования - «Портфолио учащегося». В 3 «б» классе есть портфолио у каждого ученика, классное портфолио и портфолио учителя.

Талантливый, одаренный учитель музыки Елена Александровна Мекаева в этом учебном году удивила своих коллег. Она предложила для введения детей в мир духовной культуры обучать их на своих уроках игре на свирели. По мнению Елены Александровны, именно музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Для нее главное на уроке - удивить детей. Почему учитель музыки выбрала свирель? Потому что интерес к этому инструменту возрос во всем мире. Он бесхитростный, идеальный для первоначального музицирования. Звук свирели благополучно влияет на состояние ребенка, на его нервную систему, легкие и бронхи. В процессе систематического музицирования у школьников развивается музыкальная память, воображение, музыкальное мышление, интеллект. Сейчас на уроках музыки Елены Александровны звучат мелодичные напевы свирели, которыми с давних пор очаровывали людей пастухи. Детям очень нравится исполнять на свирели народные мелодии. В любом случае, будет ли ребенок заниматься музыкой в дальнейшем или нет, свирель хороша для его всестороннего развития.

В школе работает два хора, инструментальный ансамбль. Елена Александровна организует сольные концерты, индивидуально занимается с теми, кто желает петь.

«Если ты не можешь быть солнцем, будь просто звездой на небе, только найди свое дело и старайся быть самым лучшим». Эти слова классный руководитель Ирина Борисовна Молодых часто повторяет своим ученикам 5 «б» класса. Они стали основой ее воспитательной системы «Возрождение», стержнем которой являются такие критерии, как семья, Отечество, труд, культура, знания и «я» духовное. Выяснив путем проведения диагностики воспитанности, что не все дети в классе любят трудиться, учитель предложила учащимся провести акцию «Сделаем школу зеленой». К акции подключился соседний 5 «а» класс. Все организованно вышли на посадку елочек и приняли решение ухаживать за посадками до выпуска из школы. В мае прошел месячник «Я - гражданин». В классе проведены беседы на героическую тему, встречи с участниками войны, вахта памяти. Чтобы познать ребенка с разных сторон, в классе имеется «термометр настроения», который помогает выявлять проблемы в отношениях, разрешать конфликтные ситуации. А «конверт откровений» принимает письма, выражающие кому-либо благодарность за доброе дело, предложения и идеи. В классе проходят «Недели необычных дней»: вежливости, дружбы, переписки, помощи. Дети изучают свой темперамент, круг интересов. Для повышения мотивации учебной деятельности и коррекции отношения школьников к учебе был проведен классный час «Я - успешный ученик». Ребята рисовали портрет успешного ученика, делали самоанализ «Умею ли я учиться?». Каждый выделял в себе талант и качества, меша- ющие ему учиться. Это был маленький шаг в работе с детьми способными, но нетрудолюбивыми, способными, но неусидчивыми, неспособными, но старающимися, желающими учиться.

Наталья Анатольевна Кучумова относится к разряду тех учителей, которые считают, что воспитательная работа должна быть системной. В 2006 году, являясь классным руководителем 10 «б» класса, она назвала свою воспитательную систему «Найди себя в себе». Программа была ориентирована на профессиональное самоопределение старшеклассников. За два года работы были достигнуты определенные результаты. Ребята успешно сдали ЕГЭ. Двое окончили школу с золотой медалью, двое - с серебряной. Из 21 учащегося в классе 15 поступили в ВУЗы, 6 - в средние специальные учебные заведения и продолжают там успешно учиться.

В сентябре 2008 года Наталья Анатольевна назначается классным руководителем 6 «б» класса. Она формирует новую воспитательную систему под названием «Радуга» - «семь цветов у радуги, семь дорог у нас». Работа ведется по семи направлениям. Связующим элементом воспитательной системы является коллективная творческая деятельность. Сейчас в стадии проекта находится коллективное творческое дело - конференция «Моя семья - моя опора». Ребята ведут исследовательскую работу по этой теме. В рамках духовно-нравственного воспитания запланированы беседа «Нравственные истины», игра «По городу вежливости», классный час «Планета толитарности», турнир «Знатоки этикета», диспут «Сельский район», классный час «Сокровище нации», шоу «Минута славы». Прошел «Фейерверк школьных звезд». Его участники показали свои способности в музыке, вокале, танцах, спорте. Дети вместе с родителями готовили и представляли на сцене номера. Поразили своими талантами Аня Маключенко (номером с обручами), Оксана Суркова, занимающаяся вольной борьбой.

Приоритетом мероприятий является принцип состязательности. В классе действует накопительная система бонусов. В мае состоялась церемония награждения победителей по номинациям «Спортсмен года», «Ученик года», «Талант года», «Командир класса», «Авторитет класса», «Патриот России».

В ОСОШ №1 традиционно проходят встречи с теми, кем гордится школа, кто остался работать на Омутинской земле. В рамках этих встреч проходят акции «Ветеран», «Посылка солдату», «Дорогие мои старики». Двадцать второго мая школа отдает дань воину-интернационалисту Сергею Коркину, погибшему в Чечне. В целях патриотического воспитания открыты и действуют СФК «Лидер» и клуб «Сокол». На областной спортивно-военной тактической игре «Суворовский натиск» курсанты «Лидера» отвоевали первое место у двенадцати команд юга Тюменской области. Большая заслуга в этом педагога дополнительного образования В.В.Гебеля. Благодаря энтузиазму учителя физкультуры Алексея Степановича Михальчука охват учащихся спортивной работой в школе составил 92 процента. Свет в спортзале не гаснет до 21 часа. Дети приходят сюда вместе с родителями и играют в волейбол, баскетбол. В рамках программы СФК «Лидер» и клуба «Сокол», факультативной программы физического воспитания за последние два года в соревновании «Детки против предков» приняли участие 150 учеников и 90 родителей.

В прошедшую летнюю оздоровительную кампанию в школе был создан отряд из желающих подробнее узнать историю своей малой Родины. Учитель ОБЖ и руководитель школьной телестудии «Эффект» Алексей Петрович Робканов организовал экспедицию в самые отдаленные деревни Омутинского района с целью приобщения к нравственному опыту русского народа. В ходе экспедиции ребята вели видеосъемку, брали интервью у старейших жителей, записывали воспоминания о жизни и деятельности предков в различные периоды Отечественной военной истории, снимали на камеру мемориалы, музеи в селах. Итогом этой работы стал документальный фильм «Истоки», формирующий чувство благодарной любви и прочной привязанности к святыням. Благодаря учителю дети своими глазами увидели историю, и им было интересно этим заниматься. В 2008 году 10 учащихся посетили Тобольский кремль, духовную семинарию, где встретились и пообщались с архиепископом Тобольским и Тюменским, ректором Тобольской духовной семинарии, владыкой Димитрием.

В прошлом году среди учащихся 4-10 классов был проведен социологический опрос «Что я считаю главным в жизни?». Наиболее важным в жизни из 350 опрошенных 320 учеников считают здоровье, 310 - надежную, любящую семью, 280 - удачную карьеру и все 350 - с уважением относятся к старшему поколению. Результаты анкеты свидетельствуют о здоровых жизненных приоритетах учеников. С этими понятиями не рождаются. Всему этому надо учить, чем и занимаются с 1 класса педагоги. В ходе анкетирования учащихся 8-11 классов выявлен высокий уровень толитарности. Из 240 опрошенных 235 респондентов с уважением относятся к представителям другой национальности, их правилам жизни.

Школа многое делает, воспитывая духовно-нравственного человека. Учащиеся участвуют в уборке территории школы, ведут опытно-экспериментальную работу на пришкольном участке. В школе на протяжении нескольких лет работает экологическое звено. Оно принимает активное участие по очистке берегов реки Вагай, в озеленении и благоустройстве села, проводит научные исследования. Но как бы хорошо не работали педагоги, как бы хорошо не относились к детям, существуют проблемы, которые надо решать. Как констатирует директор Елена Владимировна Казаринова, в школе есть ученики, которые стоят на внутришкольном контроле и в банке данных.

У многих учащихся семья перестала быть надежной крепостью, где можно получить отцовский совет и материнскую любовь, поддержку и защиту. Как ни странно, но учащиеся в своем большинстве не знают русской культуры и ее основ. Поэтому программа «Прикосновение» должна способствовать формированию духовности школьника, создать условия для духовного роста педагогов, учеников и их саморазвития. Педагог - ключевая фигура, и он тоже должен развиваться духовно. И сейчас классные руководители в своих планах воспитательной работы уделяют массу времени для того, чтобы внести коррективы в соответствии с общешкольной программой по духовно-нравственному оздоровлению детей. Каждый классный коллектив индивидуален. С учетом возраста детей будет нарабатываться опыт.

Учительский труд является неординарным и необычным по своему конечному результату. Если работник земледелия во влажную землю опускает зерно в начале весны, а осенью видит плоды своего труда, то в работе учителя результаты видны через десятилетия, их нельзя увидеть через месяц, через год. Как нельзя лучше выражает это восточная мудрость: «Если ты думаешь на год вперед - посади семя, если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево, если ты думаешь на век вперед - воспитай человека».

С.ЗАЗИМКО

Фото А.САУТИЕВА