Медиакарта
10:40 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Времена и нравы

Для меня это самая необъяснимая загадка – стремление народа к духовному просветлению. Уж какой бы неправедной и жуткой ни была жизнь во времена освоения Дикого Севера, здесь всегда помнили о Боге - возводили храмы или уходили от мирского беспутного существования в монастыри.

Так «лета 7095 (1587) воевода Данила Чюлков… против устья Тоболу поставил град, именем Тоболеск… и церковь первую воздвиже во имя святыя Троицы, и другую всемиластиваго Спаса на звозе…» Но и спустя века, как бы ни замаливали свои грехи, не сумели до конца избавиться от многих порочных явлений, что преследуют нас на протяжении четырёх с четвертью столетий. Живём-то ведь всегда как под холодным прессом, безжалостно сминающим эпоху за эпохой и поколение за поколением.

Однако трудолюбивые пращуры за всеми походами, попойками и бесчинствами всё-таки смогли оставить потомству своему возделанные на непроходимых пространствах земли и города. В конце девятнадцатого столетия в двадцатитысячном Тобольске было 12 православных приходов, и при каждом приходе - свой храм. Кроме приходских церквей действовали два кафедральных собора – Софийско-Успенский и Покровский, расположенные на территории Тобольского кремля. В начале двадцатого в городе действовали кафедральный собор и 16 церквей, Знаменский мужской монастырь, соборная мечеть, а также два пригородных монастыря – женский и мужской. А во второй половине столетия многие кремлёвские строения пришлось восстанавливать и большей частью – от самого фундамента. Во всяком случае, это продолжается с начала шестидесятых, когда в Тобольске появились первые реставрационные мастерские.

На рубеже столетий сибирские города снова оказались на грани полного экономического хаоса, социального и бытового упадка, неизбежных при смене любого режима. И в Тобольске заповедная архитектурная часть города во главе с кремлём приблизилась вплотную к состоянию полного запустения. Чему тут было радоваться, когда история повернула вспять?

Но именно тогда в городе вспомнили о Боге и задумали построить новый храм – первый за долгую эпоху «воинствующего атеизма».

Новый храм задумали всем миром

Как раз о ту пору Москва занималась восстановлением храма Христа Спасителя и, по-видимому, у нас рассудили так: если столичному мэру удалось организовать народ, собрать средства и восстановить-таки этот великолепный храм, то отчего бы не воздвигнуть нечто подобное на въезде в город? На том и порешили.

Строить новый храм задумали всем миром, опираясь на поддержку властей и православного населения, ещё не потерявшего веру в Бога. Но подобная акция вряд ли могла заинтересовать нынешних горожан, озабоченных совсем иными мыслями и проблемами. Ну нет больше в обществе того патриотизма и не¬поддельной любви к старине, нет больше той активности, что были вполне естественны в начале перестройки и не требовали никакого воздействия сверху. Достаточно напомнить, с какой самоотверженностью работала на исторических развалинах патриотическая «Добрая воля». Благодаря этому клубу, объединившему десятки горожан в одну дружную семью, благодаря их бескорыстному труду преобразился храм Архангела Михаила, Александровская часовня, воздвигнутая тоболяками в конце ХIХ века в память об убиенном императоре Александре II. Добровольцы трудились на храме Захария и Елизаветы и в Абалакском мужском монастыре, работали на территории Тюремного замка, поддерживали чистоту и порядок на Завальном кладбище. С 1986 года во главе этого общественного движения находились истинные патриоты родного города Людмила Захарова и историк-краевед Борис Эристов.

-Нас называли чудаками, - вспоминает о тех годах краевед Галина Кондакова. - Но советский чудак – столь же яркий тип, как монах средневековья или художник эпохи Возрождения.

Когда сгорела бывшая Народная аудитория, построенная в 1898 году в стиле деревянного двухэтажного русского терема, до пожара являвшаяся самым уникальным театром в стране, деньги на восстановление собирали буквально всем миром, подъём был всеобщим. Отдавали сколько могли: я знаю учителей, что перечислили на счёт фонда по 500 рублей (почти три зарплаты). В областном центре немало денег собрали с благотворительных концертов известных в стране поп- и рок-групп, но в итоге… пустующая площадь под горой. Как тут было не оскорбиться в лучших гражданских чувствах и намерениях? И эта обида в людях не прошла.

Вот и о строительстве храма вскоре забыли. И не вспоминали, пока бывшую сибирскую столицу с благословения президента Владимира Путина не объявили центром туризма. Святая старина должна была «подаваться» потенциальному туристу в заманчивых проектах показа. И неслучайно в конкурсе «Семь чудес России», организованном журналом «Всемирный следопыт», появился Тобольский кремль.

Соучредители и попечители

В середине двухтысячных тобольскому бизнесу предложили послужить господу Богу и принять участие в формировании благотворительного фонда «Вознесе¬ние», на средства которого предполагается построить православный храм, задуманный ещё при губернаторе Леониде Рокецком. Тогда эта задумка не удалась, но теперь за дело берётся тогдашний глава Нефтехима В.К.Ревазов. Тут же, на презентации фонда, прозвучали име-на соучредителей и попечителей: кроме Виктора Ермолаева, наладившего первым в городе поистине цивилизованную торговлю, в состав попечительского совета вошли гендиректор «Еврострой-С» из Сургута Владимир Ганин, президент нефтекомпании «Синко» Сергей Шафраник, директор местного филиала «индустриального» и депутат Алексей Конев. Исполнительная власть в этом совете была представлена первым замом главы городской администрации Алексеем Орловым. Епархия выдвинула своих представителей - без благословения никуда.

–Я так думаю, что с Божьей помощью и с помощью наших предпринимателей, и не только предпринимателей, но и простых жителей, мы построим красавец храм в нашем любимом городе, – завершил пресс-конференцию Виктор Ермолаев.

Но храмовую стройку в Тобольске вскоре опять заморозили, не позволив ей даже начаться. Скорее всего, потому, что из состава учредителей фонда вышел главный благотворитель - Владимир Касполатович Ревазов, подавший в отставку и уехавший из города. Следом исчезли все прочие попечители и «пайщики», а местному бизнесу и населению впору было молиться за свои неустойчивые начинания и дела.

Иногда кажется, что изначально в наших палестинах никто не верил ни в чёрта, ни в дьявола. Летом 1622 года первый Сибирский архиепископ Киприан писал из Тобольска патриарху Филарету: «Чёрным людям и пашенным крестьянам – великое притеснение во всех городах». Преосвященный попытался навести хоть какой-то порядок в делах благочестия через местную власть. Но «боярин Матвей Годунов с товарищами утверждают, что у них в разряде есть грамота, которою велено так делать».

Всегда поражаюсь, как вообще удалось в таком диком городке с непредсказуемой властью, почти по-каторжному разбойной, донести до людей молитву.

Мне говорят: у нас совсем иная история. Свободная, созидательная, трезвая и благочестивая. Со многим я согласен, особенно если дело касается трудолюбивого крестьянства. С первых лет освоения на новых землях появились мирские общины пашенных крестьян-переселенцев. Затем, с построй¬кой первых городов, посадский люд одобрил и расширил местную выборную си¬стему, с помощью которой вершились все управленческие дела. Даже по царской воле направленный сюда воевода не имел особого влияния на ход выборов и тем более не мог выдвинуть на какую-то должность нужного человека против во¬ли и мнения мирского населения. Главенствовали в обществе не только выборные старосты и десятники, но и весьма ответственную роль играли в его жизни разного рода целовальники – одни занимались приёмкою привозных хлебных запасов, другие отвечали за таможенные сборы, третьи вели и контролировали кабацкую торговлю или стояли «у табашной продажи и у соляной пошлины», и каждый относился к своему месту в низшем звене управления по сути дела как к трудовой повинности, не приносящей никаких частных выгод. Все труди¬лись на благо мирского общества, и сам народ, между прочим, отвечал за деятельность каждого выборного лица собственным имуществом. С наших благочестивых общин, как считают историки, в дальнейшем была списана европейская судебная система, основанная на суде присяжных.

Однако куда деть документальные свидетельства, рассказывающие о том, как жили в городах? Это совсем иная правда. По-прежнему всюду распространялась корчма, и всё погрязло в разврате, воровстве и блуде. Ослушникам рвали ноздри, лишали их имущества и крова, ссылая в каторжную работу, но что толку? И спустя век с четвертью те же порядки поражали заезжих людей. Даже в пору своего духовного, культурного и промышленного расцвета, когда губернская столица готовилась к открытию наместничества, с невероятной помпезностью отпразднованного 30 августа 1782 года генерал-поручиком Евгением Кашкиным, за месяц до главного события он просил епископа Варлаама «побудить сибирское духовенство к принятию надлежащих духовных мер к истреблению в народе жестокости и дерзновения ко вчинению звероподобного свирепства и скотоподражательного разврата».

Но несмотря ни на что наши вольные и разбойные прародители всё-таки много трудились и смогли с божьей помощью освоить и оставить по¬томству своему возделанные на непроходимых пространствах земли и города.

Сибирская столица с невероятным упорством строилась и перестраивалась, иногда погибая в пожарах и снова восставая буквально из пепла. Так было тесно в миру от разных добрых и недобрых деяний, что нет смысла разделять историю на плохую и хорошую. Душевная добродетель и совестливость не угасали в людях. В трудные времена они объединялись в своих светлых помыслах и благотворительных делах. И в конечном счёте - поколение за поколением - возвели чудесный белокаменный кремль и построили старый город, и при них он был молодым и красивым, продуманным до последнего венца и камня.

В подавляющем большинстве, разумеется, сибиряки жили своим каждодневным трудом. В начале 1736 года из трёх тысяч дворов Тобольска 781 числился за посадскими и мастеровыми и 142 - за ямщиками. Повсеместно открываются новые промышленные предприятия. Стало быть, налаживается крупная торговля, у многих появляются деньги.

Об экономическом состоянии Тобольска в марте 1797 года городничему доносили из городского магистрата, что по справке «состоит купцов по объявленным капиталам: в первой гильдии в одном капитале четыре, во второй - в тринадцати капиталах - сорок пять, в третьей в шестидесяти семи капиталах - сто девяносто пять душ; мещан - две тысячи восемьсот пятьдесят семь; цеховых - шестьсот шестьдесят семь. Торговля производится в московских, немецких, а частию китайских товарах».

На стыке великих веков

Вторую половину столетия Тобольск встречал с более внушительным числом частных фабрик и заводов, особенно следует отметить: кирпичных - 12, мельниц ветряных - 5, пороховых погребов - 2, кузниц - 38... Число магазинов - два провиантских, четыре комиссариатских, в Гостином дворе работали 152 лавки, а на съестном рынке – 40. Сумма купеческих капиталов – 111200 рублей. Число судов, жителям принадлежавших, - 11. Городовых доходов – 13070 рублей, а расходов – 13879…

Корниловы, Сыромятниковы, Плотниковы и Ершовы отсюда дотянулись до Полярного круга. Торгующую Европу хотели видеть в сибирских городах, поэтому вели разведку северных водных путей. До этого тобольские и тюменские купцы принимали грузы с английского и немецкого пароходов в устье реки Надым в Обской губе. Ещё раньше тобольский купец Трапезников отправлял свой пароход «Луиза» в Англию за оборудованием для флота.

Вся дореволюционная промышленность Крайнего Севера была создана местным купечеством, они здесь начинали большую стройку, осваивались крепко на земле. На стыке столетий в бывшем Обдорске действовали «127 торговых и промышленных предприятий с оборотом 1388000 рублей», и все они были организованы с довольно значительным участием тобольского купеческого капитала. Купец I-й гильдии Иван Никифорович Корнилов построил в Обдорске по контракту храм во имя святых апостолов Петра и Павла с пристроями, который в сентябре 1894 года освятил епископ Агафангел, прибывшем сюда из Тобольска.

В 1912 году пять крупнейших банков образовали «Консорциум». Торговый дом Корнилова наравне с «Русско-Китайским акционерным обществом» вошёл в «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли». Резиденция фирмы была в Петербурге, филиалы - в сибирских и уральских городах. Всем управляли братья Иван, Евгений и Василий Корниловы. А «всем» - это пятьдесят пароходов и 120 несамоходных судов, а также мастерские, причалы, складские помещения. Основной капитал фирмы превышал четыре миллиона рублей.

С таким же размахом работали представители Торгового дома «Плотников и сыновья», располагавшего мощным речным флотом и осуществлявшего грузоперевозки от Семипалатинска до самого Обского устья. В 1902 году на международной рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге плотниковская консервная продукция была отмечена золотой медалью. Позднее владельцы нескольких консервных фабрик открыли ещё две - на песке Питлярском и Сумутнельском вблизи Обдорска. Принадлежавшие тобольскому купцу и промышленнику Голеву-Лебедеву пароходы совершали круизные пассажирские рейсы по ближним рекам, зарабатывали деньги в пользу общества попечения бедных, а за постоянную помощь заключённым и каторжным он удостоится по тюремному ведомству серебряной медали на Станиславской ленте.

Благотворительсвто бывает молчаливым

Тоболяки умели высоко взлетать и проигрываться в пух и прах. Совсем неспроста многие из местных богатеев по разным причинам ещё до революции успели выехать в Крым, оставив городу все свои производства и особняки. И что же получается - эти богатые купцы-промышленники, имея такие огромные средства, не построили в городе ни одного храма? Только купца Неволина «приневолили»?

На память приходят ещё два-три подобных примера, отражённых в сохранившихся документах. Допустим, Крестовоздвиженская церковь в нижнем посаде была возведена на отсыпном холме, приготовленном купцами Медведевыми. Следуя описанию Светозара Заварихина, первые дома здесь появились в середине семнадцатого века. Следом была построена деревянная церковь. В 1743 году она сгорела, была отстроена вновь, а через десять лет прихожане (около двух тысяч человек) с благословения митрополита Сильвестра неподалеку от неё заложили каменный двухэтажный храм. Нижний этаж этого храма освятили в 1761 году, верхний достраивали ещё десять лет, а колокольня была готова только в 1779 году. Это объясняется тем, что церковь Воздвижения Креста строилась на деньги прихожан и на её завершение и постоянную достройку деньги собирали много лет.

Другой пример - верхняя часть города. Заложенный при Епархиальном женском училище в мае 1883 года Богородице-Введенский храм был построен и освящён в декабре следующего (по благословению преосвященного епископа Василия, епископа Тобольского и Сибирского), а через шесть лет при училище открылась воскресная церковно-приходская школа для взрослых. Понятное дело, храм строили на пожертвования, и первые две тысячи рублей на его постройку внесла почётная попечительница училища Мария Плеханова.

Официальная история Иоанно-Введенского монастыря начинается с имени архиепископа Симеона, заложившего в 1653 году близ архиерейской дачи в долине речки Шанталыка деревянную церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1758 году на месте сгоревшего деревянного храма возвели каменную постройку и в конце семидесятых завершили строительство двух монашеских корпусов и настоятельских келий. Со временем монастырь окружили добротными каменными стенами. Так в пригороде Тобольска образовался и закрепился мужской Междугорский монастырь, в 1864 году по представлению епархиального руководства обращённый в женскую обитель.

ХХI век для Тобольска, наделённого статусом духовного и культурного центра, начался с промышленного возрождения. Десятки известных производственников города сумели вывести свои предприятия из кризиса, и в городе приступили к восстановлению храмового наследия.

О восстановительных работах на храме Андрея Первозванного рассказывает Галина Кондакова:

-С избранием на пост губернатора Сергея Собянина у нас появилась надежда, что можно добиться восстановления самого отдалённого городского храма Андрея Первозванного. И стали писать на имя губернатора письма, и в каждом напоминали, что в приделе этого храма с весны 1846 года жил ссыльный поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, друг Пушкина и Грибоедова, друг нашего Петра Ершова, здесь он 11 августа 1846 года скончался и отсюда, после отпевания, его проводили в последний путь близкие друзья и похоронили на Завальном кладбище. В общем, добились своего – из области приехала комиссия, всё осмотрели и вскоре нам сообщили о готовящемся реставрационном проекте этого храма.

С двухтысячного года «добровольцы» сами принялись за черновую работу, стараясь придать храму более-менее божеский вид.

-За практической помощью с первых дней приходилось обращаться к известному в городе предпринимателю и депутату Виктору Фролову, и он на благотворительной основе выделял нам нужную технику и все строительные материалы, включая цемент, кирпич, половую доску, металлическую сетку для ограждения. На объекте появилась электроэнергия, отопление и полностью была подготовлена комната для прихожан, настланы полы и произведена внутренняя отделка, после чего там стали проводиться епархиальным священником ежемесячные богослужения.

И работали «добровольцы» на восстановлении храма около девяти лет, словно на благотворительных православных воскресниках (в иные дни - семья и работа). И неспроста на их клубной эмблеме изображены колокол и щит, не требующие дополнительного разъяснения. После них пришли профессиональные строители и, кажется, завершают начатую работу.

О молчаливом благотворительстве другого тобольского производственника Анатолия Зуева я вспомнил в минувшем году, когда в городе с невероятной помпой отмечали юбилей великого учёного - тоболяка Дмитрия Ивановича Менделеева.

По инициативе другого уроженца Тобольска - президента Российской Академии наук Юрия Осипова - сюда съехались именитые учёные из разных стран мира. Высокие гости совершили экскурсии по историческому городу и нефтехимкомбинату, прогулку на теплоходе по Иртышу к месту его слияния с Тоболом, побывали в Абалаке и Свято-Знаменском мужском монастыре, в туристическом развлекательном комплексе «Белая сова». И только Верхние Аремзяны, где проживала семья Менделеевых, остались в стороне. Впрочем, в какой-то степени это можно понять. Верхние Аремзяны трудно назвать селом, хотя здесь есть школа и детсад, а на месте сгоревшей деревянной церквушки, построенной матерью Менделеева Марией Дмитриевной для жителей округи, строится храм Николая Чудотворца. Название прежнее, поскольку воистину только чудо может оживить эту землю. Окрестные деревни опустели, и только в Кирюшиной обосновалась городская строительная фирма Анатолия Зуева. Тогда его мастеровые каменщики уже завершали основную кладку храма, и дело оставалось за размещением заказа на изготовление купола и креста.

Патриотизм - он весь в поступках

Нынче тобольские дорожники завершили ремонт автодороги Тобольск - Верхние Аремзяны. Следовательно, путь на родину Менделеева открыт, и на самом храме уже засверкали установленные купол и крест, изготовленные челябинскими мастерами.

-И во что вам обошлась такая благотворительность? – спрашиваю при встрече Анатолия Зуева.

-Примерно в 30 миллионов рублей, - с неохотой пояснил он. – Это со всеми благоустроительными делами, которые предполагаем закончить этим летом.

Напомню, они сами каменщики и строители. А если бы довелось нанимать на стороне? Ещё бы десять-двадцать лет потребовалось для полного завершения.

Теперь о дальнейшей судьбе тобольского храма Христа Спасителя. Закончилось всё постройкой деревянной часовенки и установлением креста. Воздвигнутый на Москве великолепный храм Христа Спасителя не справился с ролью заразительного примера.

Польские специалисты примерно в это же время без лишнего шума и словоблудия отреставрировали костёл и установили в нём орган, деньги на который пожертвовали жители немецкого города Оберхахинга.

Пора бы уяснить, что истинный патриотизм не зарождается на пустом месте. Его не заведёшь, как добрую квашню, пригодную для выпечки дарового хлеба. Он не зави¬сит от бюджета и благих намерений властей, поскольку исполнен внутреннего содержания, накапливаемого по ходу завершения угодных человеческому разуму и духу больших и малых дел. Иначе говоря, он весь в поступ¬ках, как повелось с первых дней создания клуба «Добрая воля», работавшего за «просто так» на храмовых и прочих культовых развалинах запущенного старого города. С кого теперь спрашивать за по¬давленную в людях веру в лучший завтрашний день и саму возможность учас¬тия в переустройстве нашего изрядно застоявшегося житья-бытья?

…Спустя два года после распада благотворительного фонда «Вознесение» в городских газетах появилась заметка: о возведении храма Рождества Христова заявили представители СИБУРа. И в третий раз над заложенным камнем и уже построенной маленькой деревянной часовней сложит крылья неосуществимая идея. А местные меценаты, промышленники, торговля и малый и средний бизнес всё свалят на очередное повышение налогов, лишь бы отвязались с этим храмовым проектом и благотворительностью.

У любого бизнеса, я знаю, лишних денег нет. Серьёзный стремится к развитию, а малый перебивается на кредитах. А кредиты в шестнадцати действующих в городе филиалах различных банков надо ещё выходить. После бесконечных проверок, после всех унизительных и попирающих человеческое достоинство бюрократических процедур к кассе пробьётся лишь малая часть страждущих.

Сегодня многие предприятия города сосредоточились на строительных площадках нового завода по производству полимеров. СИБУР гарантирует его сдачу в промышленную эксплуатацию к 2013 году. И это вполне реальные сроки. На объектах трудятся свыше тысячи человек. В пиковый период к работам будут привлечены до четырёх тысяч строителей и монтажников. У горожан появилась хорошо оплачиваемая работа.

Британский журнал «Project Finance» присудил премию в номинации «Европейская сделка года в области нефтехимии» Внешэкономбанку за организацию финансирования проекта строительства завода «Тобольск-Полимер». Общий объём инвестиций составляет 2,429 миллиарда долларов, из них 1,441 миллиарда - участие Внешэкономбанка. У жителей города появилась твёрдая уверенность, что заводская стройка не остановится – поскольку власть в стране не изменилась. 4 марта большинство горожан проголосовали за Владимира Путина. А за кого ещё было голосовать? Только-только в городе стала налаживаться нормальная человеческая жизнь, и вдруг проголосовали бы за другого кандидата. Именно глубинка всегда первой и острее всех ощущает смену власти, после чего надолго остаётся заброшенной и с трудом выкарабкивается из очередного кризисного болота. Случается - десятки лет, пока новая власть не обустроится и не решит собственные дела. По крайней мере, средства, добытые на реставрацию исторического наследия благодаря известному поручению Владимира Путина, тоболяки отработали честно.

Не будем загадывать?

После полутора десятилетий благословений, закладки, перезакладки и объявленного начала строительства храма Христа Спасителя к этому процессу наконец-то подключились серьёзные заказчики и подрядчики. Сегодня прямо за часовенкой на огромной площадке планируют построить пятикупольный храм во имя Вознесения Господня с колокольней. В высоту он будет достигать 47,5 метра, площадь будущего храма составит 1415 квадратных метров, где смогут поместиться сразу 800 человек. Выполненный из кирпича, он будет отделан гранитом и предстанет перед всеми с позолоченными маковками и крестами. Деньги на его строительство выделил СИБУР, от имени которого выступает глава строящегося полимерного завода Михаил Карисалов, реальным делом подтверждая намерения бывшего гендиректора нефтехима Владимира Ревазова. Возобновлённую храмовую стройку освятил архиепископ Димитрий.

На строительстве будущего храма Вознесения Господня работает компания «ЕвроСтройРеставрация». После стольких лет мастеровые тоболяки приступили к реальному делу. Но остался ли от прежних инициаторов строительства хотя бы проект самого храма? Ничего не осталось, и новую проектную документацию разрабатывали в тюменской фирме «Сибспецпроект», возглавляемой Владимиром Силантьевым.

-На стройке трудятся рабочие и специалисты, успевшие отличиться на многих городских и монастырских храмах. С этим проблем нет, - говорит Александр Перфильевич Иванов. - И прораб у них, можно сказать, от Бога - участком руководит Александр Петров. До этого ему довелось руководить восстановительными работами на кремлёвских объектах, затем в Абалаке и в Ивановском монастыре. Лучше никто не справится с этим заданием.

-А были какие-нибудь изменения в партнёрском смысле?

-Пока нет. Работаем с СИБУРом, в тесном сотрудничестве с Михаилом Карисаловым.

-Кстати, о заводе по производству полипропилена. Они планируют его сдать в эксплуатацию к 2013 году. А на сколько лет рассчитана ваша стройка?

-Я думаю, тоже в 2013-м закончим. Ближе к концу года.

И в какую сумму, спрашиваю под конец короткого разговора, обойдётся этот проект СИБУРу?

-Пока рассчитываем на 350-400 миллионов рублей. А в дальнейшем, по ходу строительства храма многое может измениться. Не будем загадывать.

Автор: Александр Рахвалов