Медиакарта
11:05 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чем глубже копаешь, тем больше находишь

У каждого из нас есть свои приметы, в которые мы верим истово и непоколебимо. Хоккеисты, к примеру, не бреются перед игрой. Артисты, уронив текст роли, обязательно сядут на неё – на пол ли, в снег или в лужу… Лётчики перед полётом никому не отдают ключ от своего дома.

А у Людмилы Борисовой, режиссёра ГТРК «Регион-Тюмень», свои поверья: после каждого дня, проведённого в Тобольске, съёмочная группа обходит дозором вокруг кремля, останавливаясь ненадолго на косогоре, откуда город – весь, как на ладони. Этот небольшой ритуал – залог того, что следующий съёмочный день будет успешным, а новый фильм непременно состоится. Т обольск – особая страница в творческой биографии Людмилы Петровны Борисовой. Впервые она приехала в этот город более четверти века назад, в 1986 году. Дело было зимой. Она впервые вышла на смотровую площадку у стены тобольского кремля, впрочем, площадки тогда как таковой не было – просто тропа вдоль заснеженного склона, круто уходящего вниз, а там, как на карте, – строгие линии кварталов, храмы – разорённые, безголосые, мощные, словно крепостные, стены Чувашского мыса и похожие на игрушечные домики в распадках между холмами – как будто сошедшие с иллюстраций из дореволюционных книжек.

Потрясение, которое она испытала тогда, живо в её памяти и сейчас.

–Я люблю приводить сюда тех, кто впервые приезжает в Тобольск и приходит на этот косогор, – говорит Людмила Петровна. – Завидую тем чувствам, которые они переживают, окидывая взглядом старый город, лежащий у их ног. Как будто на машине времени перемещаются в прошлое.

Тот первый документальный фильм начинающий телережиссёр Борисова и журналист, ныне зав. отделением журналистики ТГУ Татьяна Топоркова снимали ещё на кинопленку. Назывался он «У стен тобольского Кремля». И дорог этот фильм в первую очередь тем, что именно благодаря ему съёмочная группа познакомилась с замечательными людьми, настоящими патриотами Тобольска, с которыми потом дружила долгие годы, а с некоторыми продолжает дружить и сейчас. И многие из них в свою очередь становились героями новых фильмов и программ.

–Когда мы говорим о городе, – убеждена Борисова, – мы, в первую очередь, должны говорить о людях, которые в нём жили или живут. Люди – душа города, его прошлое, настоящее и будущее.

Борис Олегович Эристов, научный сотрудник тобольского музея-заповедника… В Тобольский музей он пришёл по зову сердца, в 1973 году был назначен директором и проработал в этой должности почти 5 лет. Руководил отделом дореволюционной истории, затем – научной лабораторией центра традиционной русской культуры...

В 70-80-е годы прошлого столетия Эристова знало большинство жителей города. Если не в лицо, то по фамилии. Он вёл экскурсии в музее, по кремлю, по историческим местам города. Читал лекции в учебных заведениях и на предприятиях города. Со школьных лет сотрудничал с газетой «Тобольская правда» в качестве литсотрудника и фотокорреспондента. При его участии создано несколько фильмов по истории Тобольска.

–Последняя наша с ним встреча произошла на Пасху 1995 года, – вспоминает Людмила Петровна. – Он сказал тогда: вы знаете, я хочу сам написать сценарий. Он будет называться «Где я любил, где отчий дом»… Но вот не случилось… Поэтому фильм памяти Б.О.Эристова мы так и назвали. И это тоже фильм о Тобольске – о городе, который он любил.

Людмила Николаевна Захарова – уникальная женщина, инженер-строитель треста «Сибпромэкскавация». На волне мощного общественного подъёма пробуждения народной инициативы в 1986 году она создала общественную организацию «Добрая воля», занимавшуюся восстановлением Тобольска.

Тогда, в конце 80-х - начале 90-х много говорили о том, что нужно восстанавливать город. Одно здание за другим закрывали на реставрацию, но дальше дело не шло. Храмы и старинные особняки XVII–XIX вв. находились в очень запущенном состоянии. Церкви стояли без куполов: Пятницкая, Спасская, Петра и Павла. Строительные леса на церкви Захария и Елизаветы успевали сгнить, так и не послужив реставраторам.

–Софийский собор был закрыт, полуразрушен, внутри – ветхие леса, – вспоминает Людмила Борисова. – Работала только Покровская церковь. Кремль бесконечно реставрировался. У нас в архиве есть замечательные съемки, когда летит вертолёт и несёт крест, который нужно установить на куполе Софии.

В усечённом виде были польский костёл и мусульманская мечеть. Дома подтоплялись грунтовыми водами. Кирпичные здания подмокали, на их стенах появлялись трещины. Деревянные проседали и заваливались на бок.

И Захарова просто обратилась с воззванием к тоболякам: берите лопаты и приходите в храм. Это был храм Михаила Архангела. И люди пришли. Мы были на том субботнике, на чаепитиях, где тобольские поэты читали стихи, а художники показывали свои работы. Это было настоящее творческое объединение. И что важно – вместе с родителями туда приходили маленькие дети, которые тоже белили, красили, что-то делали. Они выросли и тоже, наверное, стали патриотами Тобольска. А Людмиле Николаевне Захаровой, теперь уже, к сожалению, покойной, была посвящена телевизионная передача.

А как не вспомнить о Минсалиме Тимергазееве? О нём творческая группа Борисова-Топоркова–Николаев (оператор) сняла фильм, который назывался «Я построю дом». И это тоже про Тобольск. Известный художник-косторез вспоминает своё детство, деревянный дом в двух шагах от кремля – в его стенах когда-то был детский дом, где воспитывался Минсалим. И на этом самом месте он хотел построить дом для своей семьи. Фильм построен на его воспоминаниях о детстве, на рассказах о Тобольске – городе, где вырос художник, и прославлению которого он посвятил свою жизнь. На международном кинофестивале в Ялте фильм «Я построю дом» получил высокую награду.

–Очень мощным получился фильм «Гражданин Тобольска», – рассказывает Людмила Борисова. – Его главный герой – Аркадий Григорьевич Елфимов, президент фонда «Возрождение Тобольска». Мощным – за счёт большого количества «знаковых» людей в кадре. Это Валентин Григорьевич Распутин, это Савва Ямщиков, академик Осипов, президент Российской Академии наук, уроженец Тобольска. Он хорошо сказал об одном городе: если не удаётся сохранить то, что есть, надо сохранить хотя бы память об этом.

Фильм об А.Г.Елфимове – это тоже про Тобольск.

Особое место в творчестве Людмилы Петровны Борисовой занимает православная тематика, возрождение веры на Сибирской земле, возвращение к духовным истокам. Неудивительно поэтому, что все дороги ведут её в Тобольск: его роль – и в историческом разрезе, и в рамках сегодняшнего дня – неоценима. Он вне времён и миров!

–Все началось в 1989 году, – вспоминает Людмила Борисова. – Именно тогда руководитель нашей телекомпании Анатолий Константинович Омельчук принял смелое по тем временам решение провести трансляцию пасхального богослужения. Первую на тот момент в России: московские каналы начали транслировать Пасху лишь пять лет спустя.

Сначала они шли из Тюмени, из Знаменского собора, затем по очереди то из Тюмени, то из Тобольска. А с середины 90-х годов, когда возродилась Тобольско-Тюменская епархия и архиерейская служба стала проходить в Софийском соборе, трансляции пасхального богослужения начали вести только из Тобольска.

Помимо этого на тюменском телевидении долгое время выходила программа «Сретенье», которую делали Людмила Борисова и Татьяна Топоркова. О чем рассказывали? Да о многом. Например, о возрождении Тобольской духовной семинарии.

Она была открыта в 1743 году архипастырем Антонием II (Нарожницким), хотя отсчёт лет правильнее было бы вести с 1703 года, когда во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развёрнута широкая миссионерская деятельность. Антоний II преобразовал школу митрополита Филофея в Духовную семинарию. Впоследствии она стала основой для многих других сибирских учебных заведений – на её базе в Тобольской епархии было открыто около двухсот церковных школ. Последний выпуск семинарии состоялся весной 1919 года. Каникулы для студентов затянулись ровно на 70 лет…

–Вновь Тобольскую семинарию открыли в январе 1990 года, – рассказывает Людмила Петровна. – И мы видели, как всё начиналось. Семинария располагалась в двух зданиях: в восстанавливаемом храме Петра и Павла и в тюремном замке. Там находились классы и жили первые семинаристы. Они жили в самой тюрьме! Камеры были переоборудованы, сделан ремонт, и там до сих пор обитают семейные семинаристы. Когда туда входишь, удивляет обилие детских колясок. Это было очень трудно. Много было трудового послушания. С сегодняшней жизнью семинаристов уже не сравнить. Это всё было на наших глазах и сохранилось в наших архивах.

Первыми семинаристами в основном были дети из семей, которые даже во времена атеизма сохранили веру. Поэтому они и переносили стоически эти тяжёлые испытания.

В 1993 году совместно с Ольгой Куричко, тобольским журналистом, мы сняли фильм «Возрождение», посвящённый 250-летию тобольской семинарии, а в 2011 году с журналистом Людмилой Лихотоп сделали фильм «20 лет на ниве Господней», посвященный 20-летию вновь открытой Тобольско-Тюменской епархии. И в этих фильмах – почти двадцать лет жизни семинарии. В последнем у нас есть протоиреи, которых 20 лет назад мы снимали совсем молодыми семинаристами!

С той же Людмилой Лихотоп мы сделали фильм «Вся моя радость в церкви» – к 60-летию архиепископа Тобольского и Тюменского владыки Димитрия. И это тоже, по большому счёту, про возрождение Тобольска.

Работа тележурналистов на ниве православного просвещения не осталась незамеченной. Авторы фильмов награждены архиерейскими грамотами, а Людмила Петровна Борисова получила орден Равноапостольной княгини Ольги – высшую женскую награду в православной церкви.

И всё же… О чём бы ни шёл разговор в тобольских фильмах Людмилы Борисовой, главный герой – всегда человек в историческом контексте. Находясь на задворках Российской империи, в тысячах вёрст от столиц и тех великих дел, которые вершились на берегах Невы и за высокими стенами московского Кремля, именно Тобольск вдруг невероятным образом оказывается причастен к самым значимым в истории российского государства событиям.

В Угличе убивают царевича Дмитрия, а в Тобольск ссылают набатный колокол, известивший жителей города об этом кровавом злодеянии.

В православной церкви раскол – и в духовную столицу Сибири отправляется приверженец старины, противник патриарха Никона протопоп Аввакум.

В 1709 году под Полтавой русские войска наносят сокрушительное поражение армии Карла XII – и тысячи пленных шведов по дорогам России, которую они так и не завоевали, отправляются в далёкую Сибирь.

–Говорят, каждый десятый тоболяк – потомок шведов, – смеётся Людмила Борисова. – Несколько лет назад вместе с Татьяной Топорковой мы снимали фильм «Варяги из Ослино». Ослино – это деревенька, одна из многих, которые были образованы пленными шведами. Сейчас она, конечно, уже совсем заброшенная, народ оттуда разъехался, но мы дали объявление, пригласили выходцев из Ослино на съёмки и сказали им, что есть такая версия, что они потомки шведов. Что тут началось! Они стали выдумывать, вспоминать, искать шведские корни. Мы просто диву давались...

С фильмом «Варяги из Ослино» Татьяна Топоркова побывала на телевизионном фестивале в Швеции. И, надо сказать, шведам он очень понравился. Они смотрели его с улыбкой на устах и прекрасно поняли, что мы хотели сказать этим фильмом.

За последние 20 лет исторических фильмов журналистами и режиссёрами «Регион-Тюмени» было снято великое множество. Импульс этому массовому движению в прошлое дал, в первую очередь, фестиваль «Белые пятна истории Сибири», впервые состоявшийся в Тюмени в 1991 году. Каждый режиссёр едва ли не в обязательном порядке должен был снять фильм и представить его на конкурс. И первой фестивальной работой Людмилы Борисовой стал фильм о Петре Андреевиче Словцове. Автором сценария был тобольский писатель Вячеслав Софронов, активное участие в съёмках принимал и Б.О.Эристов. Как говорит Людмила Борисова, это была её первая осознанная режиссёрская работа.

С тех пор было снято множество фильмов, связанных с историей Тобольска. Назовём лишь два из них.

«Русская Америка» – фильм, в котором Тобольск впервые предстает перед нами не просто столицей русской метрополии, объединившей территорию от Урала до Дальнего Востока, но и столицей Русской Америки – Аляски.

«Одиссея лейтенанта Овцына» – дань памяти русским исследователям Севера: Тобольск стоял у истоков и этого движения.

Что мы знаем об этом? А между тем лейтенант Дмитрий Леонтьевич Овцын, представитель древнего рода, Рюрикович, был руководителем Обь-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции, изучавшей северные окраины России. Во время экспедиции были сделаны промеры глубин, нанесены на карту фарватеры, берега, мели, на берегах поставлены навигационные знаки. Его именем назван мыс на полуострове Таймыр и пролив у входа в Енисейский залив. Драматическая судьба Дмитрия Овцына, ставшего жертвой дворцовых интриг, и легла в основу фильма.

–История об Овцыне – это тоже история Тобольска. Здесь он строил свои боты, на которых потом уходил в плаванье, а город провожал его. В архивах сохранились документы экспедиции, а в музее есть даже макет бота «Обь почтальон», на котором Овцын и его команда вышли из Оби в Северный Ледовитый океан и дошли до устья Енисея.

О Тобольске можно говорить, писать и снимать бесконечно. Чем глубже копаешь, уверена режиссёр Борисова, тем больше находишь.

Совместно с Анатолием Омельчуком идёт работа над телепроектом о великих гражданах Тобольска. Начался он с фильма «Предтеча», посвящённого нашему земляку великому химику Д.И.Менделееву, продолжился фильмом «Евангелие от Матвея». На сегодняшний день для Людмилы Борисовой это самый дорогой фильм о Тобольске – и о первом губернаторе Сибири Матвее Гагарине. Фильм о том, какой стала Сибирь, и в первую очередь Тобольск, благодаря этому человеку.

–Запущен в производство фильм о Семёне Ульяновиче Ремезове, великом сибирском архитекторе, картографе, писателе, авторе знаменитой «Сибирской летописи», снимается трилогия о Тобольске – историческом, духовном и современном.

И этот процесс бесконечен. К примеру, что мы знаем о Ермаке? Только то, что он был. А о сибирских губернаторах? Есть идея снять целый цикл фильмов. О протопопе Аввакуме… О событиях, происходивших в Тобольске в 1921 году, в период крестьянского восстания… Но не будем выдавать все творческие секреты.

–Я снимала Тобольск летним, осенним, весенним… Летала над городом на вертолёте – шёл крестный ход, и видно было и людей, и иконы, и свечи…

Когда я приезжаю в Тобольск, всё время удивляюсь переменам, но скучаю по тому Тобольску, по тому Кремлю и по тому двору, который был 25 лет назад. Когда у кремля травы было по пояс, её косили монахи в подрясниках, и можно было посидеть под сосной. Сейчас никому и в голову это не придёт. Тогда город был свой – тёплый и домашний. Сейчас не то - более официальный и строгий. Но, может, он таким и должен быть. И всё равно – в Тобольск хочется возвращаться…

Автор: Ольга Ожгибесова