Медиакарта
10:32 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Стать настоящей музейной столицей

Об авторе. Е.М. Акулич, доктор социологических наук, профессор Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Фраза о том, что полноценным городом может называться только тот населённый пункт, где есть театр и музей, говорят, появилась в России в конце 18 века. К Тобольску это утверждение относится, на мой взгляд, справедливо. Здесь и театр с 18 века, и музей, возникший в 19 веке.

Понятие «Музей» («мусейон»), вошедшее в социокультурный обиход человечества более двух с половиной тысяч лет назад и подразумевавшее вначале святилища, создававшиеся для почитания муз, не употреблялось по отношению к собранию предметов. Но в эпоху Возрождения и Просвещения обретает новый аспект трактовки и становится учреждённым, открытым для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, её хранение и изучение, но и показ. Постепенно музей превращается в неотъемлемый институт культуры, приобретает важную роль в образовании и эстетическом воспитании людей.

Тобольский музей-заповедник как социальный институт на протяжении 142 лет своего существования активно стремится выполнять социальные функции, расширять культурные и информационные горизонты, как в региональном, так и общероссийском социокультурном пространстве. Перелистаем некоторые страницы истории музея.

Возникнув в 1870 году в ответ на социальную потребность общества в сохранении накопленного культурного достояния, Тобольский губернский музей на протяжении двадцати последующих лет не являлся официальным учреждением и на общественных началах работал при губернском статистическом комитете, не получая материальной поддержки от государства. Секретарь статистического комитета Иван Николаевич Юшков на собственных плечах вынес все тяготы первых лет существования музея. Коллекции, собранные Юшковым, и, прежде всего этнографическая, археологическая и палентологическая, составили основу экспозиций в новом здании музея, заложенного 1 июня 1887 года в день 300-летнего юбилея Тобольска и освящённого 25 сентября 1888 года.

Общество «Тобольский губернский музей», созданное в 1887 году, ставило своей целью «ознакомление публики с Тобольской губернией и с развитием в ней культуры во всех её формах и проявлениях посредством своих коллекций и материалов по всем отраслям естествознания, этнографии, истории, статистики, археологии, промышленности и пр., а также путём научной разработки собранных материалов».

Учреждение «Тобольский губернский музей» существовало вплоть до 1908 года исключительно за счёт членских взносов, небольших доходов от продажи печатных музейных изданий и за счёт пожертвований граждан. Лишь с 1908 года музею стала выделяться от Министерства государственных имуществ небольшая субсидия.

Подвижнический, общественный труд членов правления и многих активистов музея из числа мещан, учителей, врачей, студентов, учёных был примечательным и неоценимым и характеризовал глубину патриотических чувств и искреннее желание этих людей внести свой вклад в дело просвещения народа. Благодаря их стараниям музей превратился в крупнейшее научно- просветительское учреждение Сибири конца XIX - начала XX вв.

Особый статус Тобольскому губернскому музею придало высочайшее покровительство российского императора Николая II. В 1891 году, 10 июля цесаревич Николай Александрович, будущий царь Николай II, после осмотра Тобольского кремля посетил губернский музей и остался доволен интересными музейными коллекциями.

Губернатор Владимир Александрович Тройницкий, возглавлявший по совместительству и правление музея, обратился с просьбой к цесаревичу принять музей под своё покровительство. Цесаревич ответил: «Согласен, если на то последует разрешение государя императора». Такое разрешение отец цесаревича - император Александр III - соизволил дать 31 августа 1891 года. Так губернский музей обрёл высокого покровителя.

Вступив на престол, Николай II оставил общество «Тобольский губернский музей» под своим покровительством. Покровительство императора помогало все последующие 25 лет деятельности губернского музея (вплоть до августа 1917 года, когда состоялось самоотречение Николая II от престола). Высочайшее покровительство помогало сохранить музею свой особый стиль деятельности, широкий актив добровольцев - энтузиастов краеведческого движения, стимулировало музейщиков на организацию важнейших экспедиций на тобольский север, помогало в преодолении финансовых и иных проблем. Благодаря этому вплоть до 1918 года выходили в свет «Ежегодники тобольского губернского музея», ставшие особым жанром научно-популярной литературы, первыми из изданий подобного рода в России.

В 1896-м появились условия для создания художественного отдела музея. Музей получил коллекции от Строгановского училища живописи и ваяния, училища Штиглица, от Общества поощрения художеств, от Академии художеств, художников В.М.Максимова, С.В.Иванова, Корина, Киселёва и других. На основе этих собраний в 1901 году в помещении народной аудитории состоялась выставка, центром которой была картина С.В.Иванова «В лесу», переданная автором в дар музею.

30 июня 1899 года в Тобольск, на свою малую Родину, приехал великий учёный Д.И.Менделеев. 2 июля он посетил музей, где особое внимание обратил на коллекцию опилов разных видов деревьев из многих мест Тобольской губернии.

Деятельность музея высоко была оценена земляками: «школой родиноведения» был назван Тобольский губернский музей на страницах «Сибирской земской деревни». В 1920 году музей превращается в типовой краеведческий музей, положивший в основу структуры своей деятельности «комплексно-ландшафтную систему». Постоянные территориально-административные преобразования, происходившие в те годы повсеместно, определили и приоритетность интересов Тобольского музея: это территория северной части Обь-Иртышского бассейна, куда входили бывший Тобольский округ, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий национальные округа.

Став краеведческим музеем Тобольского севера, музей открыл три основных отдела: естественно-графический, культурно-исторический и промышленно-экономический. Структура музея ориентировала работу музейных сотрудников по трём основным направлениям: изучение природы, истории и экономики края.

Созданное 1 сентября 1921 года «Общество изучения края при Музее Тобольского Севера» стало значительным вкладом музея в дело сохранения природных богатств Сибири и вовлечения в это государственное дело широкой общественности. Новое общество стало непосредственным преемником и продолжателем общественной организации «Тобольский губернский музей».

Направления работы «Общества...» охватывали многие стороны социокультурной жизни северного края и представляли собой глубокий и всесторонний анализ проблем и конкретного участия людей в сохранении и преумножении культурного и природного богатства региона.

Ещё в начале 1911 года в музее была проведена персональная выставка П.П.Чукомина –художника-тоболяка. Его замечательное творчество было близко идеям художников-передвижников. Занимая активную гражданскую позицию, художник участвовал во Всероссийских конкурсах по проектированию памятников воинам и гражданам, погибшим в годы Первой мировой войны, был удостоен дипломов II и III степени.

Благодаря подвижнической работе П.П.Чукомина и его учеников в начале 1920 года при педагогическом училище был создан Музей изящных искусств. Из Москвы, из Государственного музейного фонда, художник привёз произведения известных русских живописцев В.А.Серова, И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, В.Д.Поленова. При поддержке Наркомпроса он организовывает при Музее изящных искусств художественную школу.

С тобольским музеем художника связывали тесные отношения, по заказу работников музея Чукомин написал ряд живописных работ и портретов именитых тоболяков. В 1922 году П.П.Чукомин избирается за активную деятельность Почётным членом «Общества изучения края».

Идея Чукомина о художественном музее в Тобольске стала реальной в 2002 году, когда в структуре ТГИАМЗ открылся Художественный музей. В 1961 году распоряжением Совета Министров РСФСР на базе архитектурных памятников Тобольского кремля и Тобольского краеведческого музея музей преобразован в государственный историко-архитектурный музей-заповедник. По количеству движимых памятников-экспонатов (свыше 300 тыс.) тобольский музей превосходит многие областные и краевые музеи России и Сибири.

Процессы глобализации и экономической либерализации, информации и культурных коммуникаций поставили перед музеем XXI века задачи по пересмотру своей деятельности, философского, социологического осмысления. Новая роль музеев выражается в том, что они стали «системами хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определённом социальном контексте и направленные на определённый социальный контекст».

Главное в деятельности музеев – соединение живой культуры и настоящего с культурным наследием. Ориентир на конкретного посетителя стал составной частью стратегии музеев, причём в расчёт берутся такие факторы, как социальные ориентации, общественное мнение и социальные ценности. Музеи стремятся к тому, чтобы вносить свой вклад в социальное развитие и культурное разнообразие общества. Сочетание идеи образования и развлечения характерно для определения деятельности сегодняшних музеев. Большинство музеев стремится обучить посетителей посредством досуга.

Сегодняшний музей превращается всё больше в научный и общественно-культурный центр. Существенно изменяется и миссия музеев. В Тобольском музее-заповеднике в 2001 году была принята миссия, которая звучит так: «Содействовать единению общества, приобщая людей к познанию истории и сохранению культуры народов Западной Сибири». Содержание миссии музея тесно увязывается с общественными запросами общества.

Социокультурная роль Тобольского музея-заповедника, расположенного в историческом, культурном и духовном центре Сибири – Тобольском кремле, должна быть востребована прежде всего в историко-культурном и художественном наследии, в мировоззрении людей, в развитии этнических и межнациональных отношений.

Возможности музейной деятельности в ответ на общественные запросы общества правильнее всего демонстрировать через развитие сети малых музеев. На рассмотренном ещё в 2001 году заседании Учёного Совета ТГАИМЗ была утверждена Концепция создания новых музеев и природно-парковых зон, как филиалов ТГАИМЗ.

Структура здания новых филиалов обусловлена историческим назначением зданий, подлежащих музеефикации, необходимостью широкого показа многообразия культурного наследия региона, ролью Тобольска как административного и духовного центра Сибири, наличием богатейших коллекций: археологической, этнографической, декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, книг, мебели, природы, памятников архитектуры и др.

Что удалось выполнить за прошедшее десятилетие? Пока немного. Введён с 2010 году музей исследователей Севера, входит в структуру РАН (по инициативе президента РАН Ю.С.Осипова концепция музея разработана тогдашними научными сотрудниками ТГАИМЗ Юниной М.В. и Журавлевой Н.В., ныне они сотрудники музея исследователей Севера). Открыт Дворец наместника, где предстоит продолжить работу по построению экспозиций.

Художественный музей, ныне губернский музей, открыт в 2002 году. Музей Книги, размещавшийся ранее по улице Ремезова, 7 (ныне там Ершовское кафе), перенесён в больничный корпус тюремного замка. Готовится мемориальный музей семьи Романовых (улица Мира, 10), пока здесь действует кабинет-музей Николая II. Открыта экспозиция по истории судебной системы в Сибири.

Среди профильных музеев-филиалов, на наш взгляд, необходимых городу и региону, остаются пока нереализованными проекты по музею древнейшей истории Западной Сибири (рентерея); музею политической ссылки (третий блок Тюремного замка); музею истории города (Дворец наместника); музею истории торговли в Сибири (гостиный двор) и ряд других.

Из предлагаемых музеев под открытым небом, природных и парковых зон особое значение имеют такие, как Дом отдыха, Сад Ермака, Кремлёвская площадь, Панин бугор, архетектурно-этнографический музей под открытым небом «Потчеваш».

Среди мемориальных музеев, предложенных к открытию, следует отметить Дом-музей П.А.Грабовского, дом-музей М.А.Фонвизина, музей Д.И.Менделеева, музей П.П.Ершова (экспозиции по Менделееву и Ершову представлены во Дворце наместника).

Хочется надеяться, что эти планы будут всё-таки осуществлены. Тобольск, становящийся туристическим центром Сибири, с вводом малых музеев станет и настоящей музейной столицей, способной в полном объеме показать многочисленным гостям и жителям города весь богатейший ресурс исторической и социальной памяти о людях и событиях, прославивших древний город и Сибирь.

Автор: Евгений Акулич