Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя
Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления, помимо
европейской хартии, Конституции, международных договоров, федеральных
законов и т.п., составляют также уставы муниципальных образований,
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные
муниципальные правовые акты.
А насколько хорошо с функциями местного самоуправления знакома молодёжь?
Ощущают ли современные молодые люди свою ответственность за развитие
родного поселения и причастность к преобразованиям, происходящим в нём?
Свои мнения высказывают жители Салаирского МО: старшеклассники Мадина
Мугумаева, Анастасия Угрюмова, Андрей Иванов, студентка Юлия Буторина и
молодой специалист (художественный руководитель Салаирского КДЦ) Азат
Азаматов.
Корр.: - Что вы понимаете под словосочетанием "местное самоуправление"?
Азаматов: - Местная администрация, глава, её заместители, крупные
предприниматели, у которых есть возможность участвовать в решении
проблем других людей.
Мугумаева: - Это наша Салаирская администрация.
Иванов: - Органы местной власти.
Угрюмова: - Это такая форма управления, при которой глава активно
участвует в общественной жизни села.
Корр.: - В чём разница между органами муниципальной и государственной
власти?
Азаматов: - Органы муниципальной власти подчиняются органам
государственной власти и выполняют наказы, инициированные органами
госвласти.
Иванов: - Органы государственной власти всегда решают больше проблем,
чем органы муниципальной власти.
Мугумаева: - Органы госвласти могут эффективно решать любые проблемы, в
том числе и те, которые не в состоянии решить муниципальная власть.
Угрюмова: - Разница между органами государственной и муниципальной
власти есть, но в чём она заключается, я затрудняюсь сформулировать.
Корр.: - Согласно Конституции РФ, основным источником власти в России
является её многонациональный народ, а инструментом выражения
народовластия на местном уровне - органы местного самоуправления. Вы
ощущаете себя реальным источником власти в своём селе? Насколько работа
органов местной власти отвечает вашим нуждам и интересам?
Мугумаева: - Конечно, органы местной власти стараются, что-то делать для
людей. Пример тому - ремонт Салаирского ДК. Но от нашей воли, мне
кажется, мало что зависит. Органы местного самоуправления сами принимают
решения, мы ни на что не влияем.
Иванов: - От нас действительно мало что зависит. Однако моим интересам
отвечает то, что дороги асфальтировали.
Азаматов: - Среди друзей, близких, на работе я ощущаю себя реальным
источником власти, потому что могу принимать решения, высказывать своё
мнение, на что-то влиять, что-то менять. Что касается жизни в Салаирке,
то работа местной власти отвечает моим интересам в соотношении 30:70.
Ремонт здания ДК - в моих (и не только) интересах.
Корр.: - Приходилось ли вам участвовать в референдумах, сходах граждан?
Какие вопросы обсуждались?
Угрюмова: - В школьных референдумах я принимала участие, приходилось и
голосовать, поэтому имею представление о том, как они проходят.
Азаматов: - Однажды я участвовал в сходе. Вопросы обсуждались различные,
например, люди просили помощи в развитии животноводства, всех без
исключения волновали проблемы водоснабжения, строительства и ремонта
дорог. Я задавал вопрос по организации досуга молодёжи. Какие-то
проблемы решались, но через год-полтора, а некоторые так и не сдвинулись
с места.
Буторина: - Я участвовала в студенческих референдумах: решали вопросы по
общежитию, преподавательскому составу. Помню, нам назначили нового
куратора, которого мы совершенно не знали. Но нам удалось отстоять свою
позицию - оставили прежнего.
Мугумаева: - У меня родители посещают сельские сходы.
Иванов: - Я на сходах не бывал.
Корр.: - К вопросам местного значения, в числе прочих, относятся вопросы
развития сельхозпроизводства, малого и среднего предпринимательства,
решение проблемы безработицы, организация транспортного обслуживания
населения (в т.ч., в границах поселения). Эти аспекты находят отражение
в работе местной власти и, вообще, какие вопросы для вашего МО наиболее
актуальны сегодня?
Азаматов: - Что касается предпринимательства, то открыть фирму можно -
была бы финансовая поддержка.
Мугумаева: - Своё дело организовать реально, особенно если тебя будут
финансово поддерживать родители. Но прибыли всё равно придётся ждать
долго, ведь предприятие надо "раскручивать", а на селе это делать
сложнее.
Буторина: - Насчёт решения этих вопросов ничего не могу сказать, но вот
школа наша точно находится в критическом состоянии. Давно обещали
ремонт, но говорят, что придётся ещё подождать.
Азаматов: - Автобусы стали ходить чаще, теперь даже заезжают в Юрты. А вот за воду, пахнущую соляркой, нам надо бы платить поменьше. И не могу понять ещё одного: почему я должен платить за пользование мусорными контейнерами, если сам вывожу свой мусор на полигон?
Угрюмова: - У учителей низкие зарплаты, не помешало бы поднять, но это
уже, наверное, вопрос не местного уровня. Нам в классе говорят:
поступайте кто-нибудь на иняз, школе нужны будут два специалиста. А как
идти-то на такие зарплаты?
Буторина: - У нас две основных проблемы: трудоустройство и обеспечение
молодых специалистов жильём. Когда в Салаирку приезжают молодые педагоги
и узнают, где они будут жить и работать, сразу машут нам ручкой на
прощание.
Азаматов: - Временные работы у нас, конечно, организуют, но в целом
проблема рабочих мест не решена. Кто сумел, тот устроился в городе,
процентов тридцать работают в "Геологе" и "Ребячьей республике". Вся
социальная сфера укомплектована. На территории работает предприятие
"Маяк Агро", им требуются трактористы, сеяльщики, агрономы, сторожа.
Местные пробуют, устраиваются, но через пару месяцев, увольняются,
потому что работать за пять тысяч рублей не хочет никто.
Корр.: - Доводится ли до вас информация о социально-экономическом,
культурном развитии МО?
Азаматов: - О социально-экономическом развитии информируют мало, больше
о культурном.
Мугумаева: - На доске объявлений появляется информация, касающаяся ЖКХ.
Например, о том, что вода подорожала.
Угрюмова: - О социально-экономическом развитии МО мало информации.
Теоретические основы учения о местном самоуправлении были разработаны
ещё в первой половине XIX века французским государственным деятелем и
историком Алексисом Токвилем, а также немецкими учёными-юристами
Рудольфом Гнейстом, Лоренцем Штейном, Паулем Лабандом.
А в нашей стране местное самоуправление появилось при Александре II в
виде земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ. Положение о земских
учреждениях предполагало создание выборных губернских и уездных земских
собраний, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами
городского самоуправления были городские думы и управы.
В советскую эпоху к идее местного самоуправления вернулись в конце 80-х
годов, разграничив полномочия между местными Советами и администрациями.
Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное
самоуправление и его самостоятельность. Федеральный закон "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ", принятый в 2003
году, положил начало муниципальной реформе, которая должна была
завершиться к 2009 году, когда Закон полностью вступит в силу. Вместе с
тем, по признанию Дмитрия Медведева, ещё в бытность его Президентом РФ,
реального местного самоуправления в России не было создано даже к 2011
году.
В чём причина? Может быть, дело в нас самих? Наверное, пора уже
почувствовать себя гражданами своего государства, хозяевами своего
поселения, членами общества, чтобы сплотиться и начать решать проблемы
сообща.
Ведь, в конце концов, общественная теория местного самоуправления
исходит из принципа признания свободы осуществления своих полномочий.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.