Медиакарта
4:27 | 11 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Старинных стен былая прелесть

Старинных стен былая прелесть
13:10 | 25 июля 2012

Более трех веков существует в с.Омутинском одна из центральных улиц - ул.Советская. Когда-то она носила название «Первой» и была протяженностью всего около 4 км. На каждом метре этой бывшей столбовой дороги оставили отпечаток важнейшие события российской истории.

Настоящий расцвет Омутинской волости Ялуторовского уезда пришелся на начало 20 века. Население занималось сельским хозяйством и извозом. А когда через волостной центр прошел Сибирский тракт, расцветает торговля. В 1910г. через с.Омутинское была проложена железная дорога, оно становится экономическим центром. В селе появляются зажиточные люди, которые благодаря хозяйской сметке и удачливости сумели сколотить приличное состояние. Местные купцы щедро жертвуют средства на строительство церкви. Вскоре златоглавая красавица с богатой кованной оградой возвышается в центре «Первой» улицы и оглашает село звоном большого колокола. Не забывает торговый люд и о себе. Омутинские купцы, поколесившие по свету, не хотели отставать от моды. В волостном центре начинается строительство каменных и деревянных особняков в один и два этажа. Хозяева идут на большие расходы, приглашают из города архитекторов, а вот материалы - кирпич, кондовую древесину - берут на месте, также предпочитают местных мастеров-строителей. Фигурная кладка, причудливые арки, наличники, другие архитектурные детали придают своеобразие каждому купеческому особняку. Неповторимый облик некоторых из них практически в неизменном виде сохранился до наших дней.

В комплексе исторических зданий омутинской «Рублевки» начала прошлого века выделяется двухэтажный деревянный особняк, декорированный уникальной объемной накладной резьбой. Дом волостного старшины А.А.Попова - единственный сохранившийся в селе образец деревянного зодчества. Мало что известно о хозяине здания. В местных архивах нет каких-либо упоминаний о его судьбе, полном имени, отчестве. Остается только строить предположения. Фамилия Попов довольно часто встречается в России, особенно на Севере страны. При этом далеко не все Поповы потомки священников. Иногда фамилию получал попов работник, батрак. Скорее всего, А.А.Попов был выходцем из крестьянской среды. Волостного старшину выбирали на волостном крестьянском сходе на срок до трех лет. На должность избирали самого уважаемого, грамотного в селе крестьянина, из числа состоятельных домохозяев, не моложе 25 лет, не подвергавшихся телесному наказанию и не состоявших под судом или следствием. Волостной старшина имел должностной знак в виде округлой бронзовой бляхи с изображением герба Тобольской губернии. Он ответствовал за сохранение общественного порядка, спокойствия и благочиния в волости: контролировал работу сельских старост, избираемых крестьянами каждой деревни, сбор податей, наблюдал за исправным содержанием путей сообщения, заведовал волостными суммами, выполнял другие административные функции. Волостное правление состояло из старшины, сельских старост, сборщиков податей, одного-двух заседателей и писаря. Обязательным было только присутствие в правлении старшины и писаря. Крестьяне шли в волостное правление как в первую инстанцию. При встрече со старшиной снимали шапки в знак признания его положения и властных полномочий. Наверняка А.А.Попов был ответственным, разумным человеком, кроме того, его должность требовала большой дипломатии. Волостной старшина хотя и был выборным лицом, но пребывал под неусыпным контролем земского начальника. Во многом он находился между молотом и наковальней - должен был неукоснительно выполнять распоряжения начальства и в то же время зависел от избравших его на сходе крестьян, которые, что не так, могли и жалование убавить. Насколько справлялся со своими непростыми обязанностями А.А.Попов, остается догадываться. Исподволь «поведать» о его личностных качествах может теперь лишь его дом, располагавшийся в аккурат напротив церкви, рядом со зданием волостной управы.

Обшитый тесом шестистенник с четырехскатной крышей был построен примерно в 1909г. Добротное, нарядное здание, кажется, продумано до мельчайших деталей. Объемная композиция с пониженным цокольным этажом и парадным жилым верхом представляет характерный для своего времени тип жилого дома, сформировавшийся под влиянием города. На его строительство волостной старшина явно не скупился. Крепкие стены особняка должны были служить не одному поколению семьи. Спустя более ста лет бревна на срезе выглядят, как недавно спиленные. Неширокие, но высокие фасады, удлиненные окна второго этажа придают зданию стройность. Основательным хозяином предусмотрены даже лоточки для стока талой воды со стекол. Согласно заключению комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области особую художественную ценность представляет объемно-пластическая накладная резьба в стиле тюменской школы. Как хорош сочный растительный орнамент - пышные листья, цветочные розетки, вазоны, венчающие наличники, подоконные доски с наложенными выпуклыми консолями и валиком в виде тугого свитка. Аналогичным валиком-свитком отмечен центр фронтона. Пожалуй, странным для Сибири может показаться мотив виноградной лозы. Но и его появление в орнаменте вполне объяснимо. В домовой резьбе мастера часто копировали символику иконостасов, где изображение различных плодов традиционно. Виноградная лоза символизирует радость и изобилие. Этот красивый элемент был особенно любим резчиками, его нередко можно увидеть на старых деревянных домах г.Тюмени. К сожалению, как не известны имена строителей, так не сохранилось и имя мастера, выполнившего чудесную резьбу на доме Попова. По одной из версий им был один из двух братьев, имевших в Омутинском мастерскую со специальными станками. Каждый элемент наличников мастер выточил отдельно, а затем при помощи длинных гвоздей без шляпок собрал на доске-основе причудливый орнамент. По мнению специалистов, изящный рисунок, характер пластики наличников, совершенство композиции свидетельствуют о работе либо тюменского мастера, либо местных резчиков, прошедших практику и получивших профессиональные навыки в г.Тюмени. Как бы ни было, благодаря искусным рукам этих людей мы можем любоваться старинным декором.

Дом Попова уютен и прост. Высокие потолки двух светлых спален и столовой, расположенных на втором этаже, украшены лепными круглыми плафонами с фигурными звездообразными розетками, по периметру комнат расположены декоративные тяги. Стилизованные символы Солнца, Вселенной словно гармонизируют пространство, придают помещению благоприятную ауру.

Сохранившиеся на втором этаже первоначальные двухстворчатые двери, кажется, сейчас распахнутся и впустят румяную крестьянскую девицу, которая подаст к столу наваристые щи, хрустящие огурчики, пышные шаньги и начищенный до зеркального блеска кипящий самовар. Возможно, именно так принимали в этом богатом доме дорогих гостей: родственников или представителей жандармерии, земской управы. По воспоминаниям старожилов, в цокольном этаже дома жила прислуга и наемные работники волостного старшины.

Первичный уклад деревенской жизни всколыхнула революция, разрушившая мечты о счастливой, благополучной жизни. Говорят, что А.А.Попов, как и все состоятельные люди, заблаговременно покинул село. Его след затерялся то ли в Новосибирске, то ли Красноуфимске или где-то еще. После национализации в 1920г. дом волостного старшины заняла комсомольская ячейка. В феврале-марте 1921г. здесь находился штаб кулацкой банды. После ее ликвидации в доме волостного старшины временно располагалась милиция, а потом снова комсомольская ячейка. Впоследствии в старинном особняке размещались райком комсомола и отдел образования, а в 1962 сюда переехала редакция районной газеты. Известен еще один любопытный факт из истории дома Попова. Уже в бытность редакции в дальнем углу двора в земле были обнаружены кресты омутинской церкви. Как они там оказались и где теперь - загадка, над которой еще предстоит поломать голову историкам и краеведам.

Уже полвека дом А.А.Попова - творческий кров для журналистов газеты «Сельский вестник». Жаль, но время стерло часть деталей интерьера. После очередного ремонта заменена скрипучая деревянная лестница, разобраны несколько холодных кладовых, в одном из кабинетов первого этажа спилили увесистый крюк для детской зыбки. По-прежнему радуют глаз лепные декоративные украшения над головами редакторов, корреспондентов и верстальщиков. В целости, сохранности и один из главных раритетов - круглая угловая печь, обшитая металлом. В свое время она отапливала весь парадный этаж и казалась бездонной по количеству сжигаемых дров. Лучше других об этом помнит бывший работник редакции Мария Павловна Макарова, много лет наводившая в кабинетах домашнюю чистоту и порядок. Помимо прочего в ее обязанности входила топка двух печей (одна располагалась на первом этаже). «В одну печку уходило до полутора кубов дров, - вспоминает девяностолетняя пенсионерка. - За зиму истапливали кубов пятьдесят. Тяжко приходилось носить дрова на второй этаж. Лестница была больно крутая. Зимой подтапливала печи по два раза в день. Бегала на работу и в субботу, и в воскресенье. А как же, если в выходные не подтопишь, редакционному понедельнику дубец!».

В редакции давно центральное отопление. Старые печи стоят без дела, придавая исторический колорит объекту культурного наследия регионального значения. Неизменной остается особая теплая атмосфера особняка, где комфортно работается творческому коллективу. Ее чувствуют многие посетители редакции, неизменно удивляющиеся: «Как у вас хорошо, по-домашнему. Даже уходить не хочется!». Дом А.А.Попова, заложенный больше века назад с добром, любовью и Божьей помощью, благотворно влияет на людей, согревает, питает энергией. Кто знает, может быть это духи ушедших хозяев невидимыми стражами оберегают покой этих старинных стен.

Фото А. САУТИЕВА

Автор: А. ПАЙВИНА