Едва переехав некогда в Тобольск, я сразу подметила одну бросающуюся в глаза особенность, присущую тоболякам. Она видна во всём: в строках прессы, в передачах ТВ, в пейзажиках
на стенах кабинетов крупных руководителей, в занятиях известнейших там личностей и в словах рядовых горожан.Гордость своей историей. И если поначалу мне, не привыкшей к столь трепетному отношению к прошлому, казалось это чуть ли не кичливым хвастовством, то по прошествии времени я поняла их наконец. Любовь к своей старине – тот дух, без которого мертвы все многословные восклицания о патриотизме (патрио – отец). И можно назвать тобольский пример неудачным – у них, мол, Ермак с татарами, и древний кремль, и прочего всего… А у нас, лапотных…А знаем ли мы вообще, ЧТО было у нас до заселения 19-20 веков? Какие яркие страницы до сих пор не прочитаны нами под плотно захлопнутой обложкой книги нашей истории? Шлегель назвал историю «пророком, глядящим в прошлое». Жизнь же показывает, что ох как несладко всегда приходилось тем, кто к голосу пророков оставался глух.
Если перелезть через прясла бабушкиного огорода и по раскалённой добела в поле тропинке наперегонки добежать до Фёдоровой рощи, она радушно примет вас берёзовым шёпотом, прохладной ягодой и уведёт дальше, в леса. В тех местах нам с сестрой, убежавшим без разрешения, в одиночку становилось всегда жутковато. Идёшь-бредёшь, букеты набираешь – и вдруг перед тобою вырастает косматою травой поросший длинный холм. Кажется, даже не один, сейчас трудно вспомнить. В детстве почему-то сразу рождаются мысли, в секунду сплетающиеся в легенды воображения – что за люди оставили эти курганы, что спрятано под ними и дремлет, своего часа ожидая. И от ощущения неведомого, до ужаса загадочного прошлого лезли мурашки, и сверкали наши пыльные пятки в обратный путь. Из леса, с его тёмными тихими тайнами, – в спасительную реальность залитых солнцем полей и лугов.
Я до сих пор предпочитаю думать, что те курганы – не побочный продукт опашки лесов или какой другой хозяйственной деятельности новейшего времени. И что когда-нибудь не дети пугливыми степными зверьками будут лазить по сокровенным ныне местам, а умные и любознательные, любящие свои края исследователи проведут титанический труд, собирая из осколков историю тех, кто жил и любил на нашей земле. И ушёл в неё, как уйдём в своё время и мы… Воскресить время, поднять из небытия целые народы – разве это не волшебство? Изучая историю, мы слышим о древнем Хорезме, аттических войнах как о чём-то безнадёжно далёком и сказочном. А буквально под ногами терпеливо хранит себя, законсервированная слоем земли, история родного края, не менее древняя, но менее ведомая и оттого интересная.
Когда водитель редакции Анатолий Иванович, уставший плутать по зелёным тропкам Борков в поисках становища археологов, в сердцах проворчал было: «Ух, наши предки куда залезли-то!», я с ним мысленно согласилась. И в том, что «залезли» и в том, что «предки». Пока через полчаса меня не разубедили в том и другом.
Казанский район учёные археологи взяли на заметку ещё несколько лет назад. Раскопки велись поначалу в окрестностях Большой Ченчери, потом исследовательские группы переместились ближе к районному центру, работая неподалёку от поймы реки Ишим. Используя только им известные методы, учёные с большой долей вероятности предположили, что именно здесь должны были когда-то, за несколько веков до нашей эры, проживать народы древнейших культур начала железного века. И не ошиблись. Уже три года в районе Борков ведутся раскопки под руководством научных сотрудников Тюменского института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН. Благодаря проделанной ими аналитической работе теперь мы можем представить себе примерно, кто проживал на наших исконно русских берёзовых территориях. Сейчас они зовутся баитовцами и саргатцами. Как эти народы называли себя сами, увы, неизвестно – письменностью они, по-видимому, не владели. Племена саргатской культуры предположительно были родственны совсем не славянам, а, скорее, древним иранцам. Вели с соседями из Средней Азии торговлю, разводили коров, лошадей. Огнепоклонники, воинственные всадники, оборонявшие своих близких и свой очаг от чужеземных набегов. Исчезали по-разному: кто после смешения с другими племенами и народами, кто в результате природных и политических катаклизмов.
Все эти скупые данные собраны из черепковой мозаики сосудов и просеянные по крупицам метровых слоёв глинистой почвы, похожих на случайные щепки костей животных, очищенных и промытых, тёмных пятен в рыжей земле, в которых надо не пропустить сгнившие уже безвозвратно опоры жилищ. Недели напряжённой работы и полугодовой труд над результатами с учётом радиоуглеродного анализа… И местные ребята-энтузиасты, которые каждый год выезжают археологическим лагерем от Казанского краеведческого музея, чтобы помочь науке и прикоснуться к истории. Восемнадцать школьников в это лето работали археологами. Жили лагерем в полевых условиях. Два раза в день ходили на раскопки. Раскопали жилища баитовского и саргатского племён. Учили и меня, как осторожно надо относиться к каждому холмику и впадинке лесной: случайностей в археологии не бывает. А вот то, что копни впадинку – и докопаешь до важнейшего исторического открытия, это ещё как бывает. Рельеф же в тех местах – сплошь ямочно-холмистый. Как спокойно заявила мне Татьяна Рафикова, одна из руководителей экспедиции, на одном лишь останце там залегает целый комплекс памятников от эпохи неолита до средневековья. Стоит лишь копнуть… Так что это не древние наши соседи, а следом за ними и археологи, невидаль куда «залезли», а это мы пока под ногами у себя не смотрели!
Кажется, это почувствовал уже кое-кто из ребят. Некоторые из них не в первый раз проводят лето, копаясь в богатом историей грунте. Илье Бабину вообще знак судьбы однажды вышел: год или два назад на раскопках ему прямо под ноги земля на дороге выдавила старинное пряслице. В этом году Илья поступает учиться на историка. Неслучайный человек на раскопках и Валерия Первушина – не равнодушна девушка к истории, а в том числе и к прошлому родного края.
Земля и её предания всегда тянут к себе людей, интерес вызывают. Бывает он, конечно, не совсем здоров. Так, девушки-археологи из института поделились, что в некоторых случаях местные жители мешают раскопкам – то ли чтобы похулиганить, то ли на клад рассчитывают. Но о казанцах они отзываются с благодарностью: люди лишь подходят, интересуются, спрашивают, не помочь ли чем.
Наибольшую же признательность Т.Н. Рафикова и С.В. Берлина выразили, конечно, своим молодым помощникам и коллективу Казанского краеведческого музея под руководством Светланы Петровны Зворыгиной. Вся организация быта и проживания археологической экспедиции «Истоки» целиком лежит на коллективе нашего музея. И, судя по отзывам тюменских гостей и казанских ребят, с этим музейщики справляются прекрасно.
Естественно, и в интересах нашего краеведения проведение дальнейших успешных раскопок. Теперь стоит лишь ждать, какие результаты «накопали» в этом году, какие исторические открытия уехали в Тюмень в пронумерованных пакетиках, и что будет планироваться по итогам… Во всяком случае, работа только начата, и, как шепнула мне одна из археологов, на нашу историческую кладовую в научном мире ставятся большие ставки.