Медиакарта
2:31 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мост как часть биографии

В Тюмени прилежно несут свою службу 18 мостов. Они разные: большие и малые, земляные и металлические. У одних есть названия, у других нет. Но, к сожалению, каждый из них, можно сказать, «безотцовщина». Ни одной таблички с именем архитектора или проектировщика нет. Историки и краеведы, перерывшие все возможные архивы, пишут в своих книгах разными словами одну и ту же мысль: «автор моста неизвестен».
Работая с материалами об истории моста на улице Первомайской, нам пришлось провести собственное расследование, основываясь на косвенных фактах и впечатлениях. Возможно, все было не так, как мы предполагаем. Но могло быть.

Предтечи Краевед Александр Иваненко в своей книге «Новые прогулки по Тюмени» пишет, что мост на нынешней улице Первомайской известен издавна. Александр Стефанович считает, что первый предшественник (или, можно сказать, предтеча) сегодняшнего появился в 1885 году, когда построена железнодорожная станция Тюмень. «Городские власти обратились к путейцам с просьбой построить за счет дороги новый мост и соединить им центр Тюмени и Базарную площадь с вокзалом». Как выглядел этот предшественник – никто из краеведов не описывает. Известно лишь, что к началу XX века он заметно одряхлел и проезжать по нему стало опасно. Иваненко пишет: «Власти предписывали полицейским, чтобы не допускали проезда по нему двух телег сразу. В 1915 году мост отремонтировали. Планировали построить здесь земляной мост то ли с деревянной, то ли с каменной трубой для пропуска воды. Однако соорудили его только около середины 30-х годов XX века – при советской власти». И вот здесь заканчиваются факты и начинается самое интересное – предположения. Попытка найти «отца» – создателя, строителя нынешнего моста, ведущего к железнодорожному вокзалу.

Сожаление об упущенном слове Говорим по телефону с Ларисой Черемных – дочерью Георгия Павловича Черемных, ветерана Великой Отечественной войны, инженера, много лет проработавшего на заводе «Пластмасс». Предполагаем, что он принимал непосредственное участие в строительстве моста на улице Первомайской. Возможно, был даже его проектировщиком – образование позволяло. Есть такое мнение. И его пока никто не оспорил. – Я почти ничего не знаю о постройке этого моста, – говорит Лариса Георгиевна. – Что я могу рассказать? – Но о своем отце вы знаете больше всех, – настаиваю я. – Больше всех, но недостаточно, – вздыхает она. – А теперь спросить некого. Это сожаление об упущенном слове, о том, что, когда родственники что-то вспоминали, она их не слушала, Лариса Георгиевна ощущает все чаще. Хотя родители о прошлом говорили мало: время такое – в семьях были закрытые для разговоров темы. Например, тетка как-то обронила, что один из предков Ларисы Георгиевны был генералом. – Я думала, она шутит. А через много лет, разыскивая сведения о своей семье, получила из архива документ, где сказано, что прадед статским советником действительно был, штатским генералом – вспоминает Лариса Черемных уже во время нашей встречи. Вот и с мостом так же: догадки, недосказанности. Точных сведений о том, что Георгий Черемных его проектировал и строил, – нет. Но мы думаем, и Лариса Георгиевна соглашается с нами, что Черемных участвовал в строительстве моста наверняка. – Я помню этот мост с самого своего рождения, – рассказывает Лариса Георгиевна. – Без него города не видела вообще: детство я прожила в доме на Первомайской, рядом с заводом «Пластмасс», совсем рядом с мостом. Она помнит, как родители рассказывали, что ее старший брат Александр, будучи малышом, «помогал» в строительстве моста: на игрушечном грузовичке возил камни. Учитывая, что Александр родился в 1947 году, можно предположить, что нынешний мост возводили не раньше 1948-го года. (Александр Иваненко указывает на середину 30-х годов). Еще один аргумент в пользу более позднего времени строительства: Лариса Георгиевна знает, что дед (отец матери), который был каменщиком, штукатуром-маляром и вообще мастером на все руки, тоже внес свою лепту в возведение моста. И тоже в конце 40-х – начале 50-х. Об участии самого Георгия Павловича в семье не говорили. А может, и говорили, но это стерлось из памяти. – Отец о своей жизни мало рассказывал, как и о работе. Он вообще не был разговорчивым… Помнит этот мост и известный в городе краевед Майя Андреевна Смирнова. Говорит, что до него был другой – земляной, с трубой, по которой вода из Зеленого лога стекала в реку Тюменку. Майя Андреевна вспоминает, что еще девчонкой бегала через этот мост на железнодорожный вокзал – смотреть на поезда.

Бессеребреник Лариса Георгиевна называет отца именно этим словом. Очень добрый, честный, не умевший, как говорят, нажиться. И проверять достоверность этих суждений не надо: семья Георгия Черемных чувствовала его честность на своей шкуре – в достатке пожить не пришлось. Старые фотографии сохранили его тонкое интеллигентное лицо с прямым носом. Где сделаны самые ранние из снимков – определить теперь трудно, они не подписаны. На них Георгий Павлович в гимнастерке с петлицами, возможно – 1942 год. Более поздние уже после войны, в Бухаресте. Георгий Павлович родился 24 августа 1917 года в Ишиме. Затем семья переехала в Тюмень, он пошел в школу N 1, которую успешно окончил. С раннего детства был не последним учеником класса, да и всей школы: акробатикой занимался, в старших классах организовал маленький джазовый оркестр, в котором играл на мандолине. Умел и на скрипке. Наверное, девушкам нравился – они всегда музыкантов любят. Однако жениться рано ему не пришлось: после школы отправился учиться в Одесский институт инженеров водного транспорта, который окончил уже в Самарканде. – Отец рассказывал, что с началом Великой Отечественной войны студентов института выслали из Одессы, – вспоминает Лариса Георгиевна. – Часть из них двинулась вдоль берега моря, другая – по суше. Отец говорил, что немцы подступали быстро, и те студенты, что шли по берегу, быстро погибли. А он был с той группой, что шла по суше, выжил. По дороге ему встретился кавалерийский полк, отец чуть не ушел вместе с ним воевать: он же был спортсменом, смог бы. Однако Георгий Павлович все же добрался до Самарканда, куда эвакуировали одесский институт, и свой диплом инженера получил там. В автобиографии, которую он напишет при поступлении на работу на тюменский завод «Пластмасс», укажет, что после окончания института «был мобилизован в Военную академию механизации и моторизации Красной армии имени Сталина, которую окончил в 1944 году. Затем направлен на 3-й Украинский фронт в 117 ПТАРЗ (подвижный танкоагрегатный ремонтный завод – О.Ч.), где прослужил до 1947 года». На фронте он занимался ремонтом танков. Был награжден орденом «Красной звезды» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Демобилизовали Георгия Черемных по состоянию здоровья. Еще во время войны он несколько раз тяжело болел: тифом, плевритом. Война окончилась для него в Бухаресте, там же он женился, вместе с супругой вернулся в Тюмень и поступил на работу на завод «Пластмасс», где сначала занимал должность инженера по технике безопасности цеха смол, а затем был назначен на должность инженера по технике безопасности всего завода. Устроился на работу, кстати, как раз за год до строительства моста. Личное дело Георгия Черемных, что хранится в Государственном архиве Тюменской области, – это тонкая серая папка из грубой бумаги. Документов немного, чуть больше трех десятков. В основном, анкеты, характеристики, заявления на отпуск. Кстати, в одной из характеристик начальник Георгия Павловича пишет, что Черемных не особенно активно участвует в общественной жизни и не умеет жестко обращаться с подчиненными. – Отец не умел «строить» людей, – подтверждает его дочь, характеристики не читавшая.

Пешком по мосту Мы с Ларисой Георгиевной отправляемся к месту тех давних событий – мосту на улице Первомайской. Сыплет мелкий дождик, торопливо бегут по пешеходному тротуару люди с зонтами. Автомобили, не разгоняясь на мокром асфальте, медленно ползут, оставляя отсветы фар на поверхности луж. – Раньше, до реставрации, эти колонны были другими, – говорит Лариса Георгиевна, дотрагиваясь до одной из них. – Похожими на ростральные. Теперь все стало более топорным. Действительно, на том месте, где положено быть рострам (архитектурным украшением в виде носовой части древнего судна), торчат голые трубки. Возможно, на них и крепились ростры. Если свернуть с моста к заводу, то окажешься у построенного в начале XX века дома из красного кирпича. В 50-х годах здесь были квартиры, в которых жили работники завода, в том числе и семья Черемных – в коммуналке. Есть в архиве Ларисы Георгиевны снимок: Георгий Павлович со своими детьми стоит у березы. Она растет во дворе дома и теперь. Останавливаемся у старого дерева, просим Ларису Георгиевну позировать, делаем похожий снимок. Вся ее прежняя жизнь – в этой части города. На этом пятачке: дом, завод, мост. И даже если когда-то выяснится, что Георгий Павлович не был проектировщиком моста, – это мало что изменит. Мост навсегда останется в истории семьи Черемных. Потому что есть вещи, которые уже нельзя вычеркнуть из биографии. P.S. Может быть, вы знаете или помните что-то о строительстве этого моста? Или сами в нем участвовали? Позвоните нам в редакцию, пожалуйста.

Автор: Оксана Чечета