Медиакарта
8:27 | 17 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

От крещения до воскресений

От крещения до воскресений
13:09 | 27 июля 2012
Источник: Наша жизнь

Одна тысяча двадцать четыре года исполняется сегодня со дня Крещения Руси. В этот день мы выбрали веру, а вместе с ней – свою дорогу и историю. Это сейчас многим трудно представить, каким образом православие сформировало российский менталитет, потому что основ своей веры мы, тесаком семидесятилетия отсечённые от корней, часто вовсе не знаем. Ликвидировать это невежество по отношению к важнейшей, духовной, составляющей нашей жизни призваны открывающиеся повсюду в возрождённых православных приходах воскресные школы.

Воскресная школа — занятия для детей, где им в доступной, нередко игровой форме, доносятся основы христианской веры и объясняется содержание и смысл библейских сюжетов. Название образовано от дня проведения занятий: обычно они проводятся по воскресеньям и в свободное от учёбы в общеобразовательной школе время.

До революции в нашей стране широкое распространение воскресные школы получили в середине 19 века, причём не в меньшей мере благодаря стараниям просвещённейших людей своего времени: учёных Н.И. Пирогова и П.В. Павлова. Вот что писал Н.И. Пирогов в статье «Воскресная школа»: «Различие между этой воскресной и обычными казёнными школами и в приёмах, и в способах учения, и в обхождении учителей с учениками были разительными. Успехи же учеников – изумительны… Воскресные школы для нас – предмет необходимости». После семнадцатого года «благодаря» официальному запрету на все виды христианского воспитания детей в России столь успешная было практика прекратилась вплоть до наших дней.

И вот сегодня снова на вопрос:

«Где научат нас любить,

Богу сердце посвятить,

Не поддаться страсти

И недоброй воле?»

звучит детское, громкое: в православной школе! Это первые выпускники детской воскресной школы прихода храма в честь Казанской Божией Матери экзамены сдают.

Четыре года девочки и мальчики по субботам и воскресеньям изучали Закон Божий и Священное Писание, упражнялись в катехизисе и храмоведении, узнавали о ходе и смысле богослужений… А практические занятия проходили по будням в форме кружков пения, церковного рукоделия, кулинарии. Полученные же знания мужская половина коллектива имела возможность применить в непосредственном участии в богослужениях, неся послушание в алтаре, а девочки помогали в ходе организации праздничных и воскресных трапез прихожан. Во время каникул и на выходных под руководством духовного наставника воскресной школы отца Вадима (Овчинникова) ребятами часто совершались совместные паломничества по святым местам, поездки в соседние приходы, проводились концерты и другие увлекательные для детей мероприятия.

В общем, всё почти как в школе: теория и практика, самодеятельность и внеурочные занятия… В чём же тогда привлекательность для детей школ воскресного дня, подмеченная ещё более века назад? Как так получается, что дети, нагруженные и так не самой лёгкой школьной программой, жертвуют занятиям ещё и выходные свои, и послешкольное время досуга? Сама я в ученицах подобной школы не была, тамошней особенной методики преподавания не знаю, а потому, попробую-ка обратиться к личному опыту тех, кто этим живёт и ближе знает. Вот, например, Яркова Надюша. С самого основания школы, а было девочке тогда девять лет, проучилась она здесь до нынешнего мая и выпустилась в числе первых учеников: «Однажды, когда я пришла в храм на службу, мне рассказали, что при приходе начинает действовать воскресная школа, и сейчас идёт в неё запись.

Родители мои не стали возражать, чтобы я посещала занятия – они у меня люди верующие. Наоборот, оценили потом, что у меня характер изменился в лучшую сторону, стала спокойнее и терпимее. Беседы в школе дали хороший иммунитет от вредных привычек. Хотя были у нас такие примеры, что и матерился кто-то, и курить начинал, но потом исправился, оставил это дело. Думаю, не одна я почувствовала, что мировоззрение такие занятия потихоньку меняют. Наверное, это оттого, что относятся здесь к нам с теплотой, пониманием, нет конфликтов с учителями. И важно вот ещё что. В обычной школе никто ведь с тобой о вере не говорит. Если ты интересуешься духовной жизнью, начнёшь с кем-то о Боге там беседовать – о тебе, в лучшем случае, странно подумают. И когда заканчиваются занятия, до завтра тебе внимания уже не уделят. А здесь – всё с точностью до наоборот происходит с нами. Почему говорю в настоящем времени, хоть и свидетельство об окончании получила? Мы ведь никуда не расходимся, всех выпускников воскресной пригласили в православный молодёжный клуб, такую «воскресную школу для молодёжи». И не знаю, кто как, а я приглашением, естественно, воспользуюсь».

Учителя воскресной школы – это не просто профессия. Это огромная самоотдача, работа над собой и обязательные духовные дарования. По словам преподавателя казанской воскресной школы Любови Геннадьевны Калентьевой, «лучшего пути духовного развития подрастающего человечка просто нет. Воскресные занятия уникальны по своей способности научить ребёнка поиску в жизни главного, умению расставлять приоритеты. Цель существования воскресной школы – не впихнуть в человека большущую кучу информации, совсем нет. Цель – проводить его по тому пути, к которому он так инстинктивно тянется с рождения: к правде, добру, Богу. Дети, как вы уже наверняка замечали, намного лучше и чище нас. Они прощают нам, взрослым, многое. Но замечают и сразу увядают от лжи. И если даже здесь, рядом с храмом, их оттолкнуть – где найдётся ещё убежище человеку? Так что наша ответственность велика».

Елена Ивановна Щетинкина – по образованию педагог, ради работы в воскресной школе уволилась с основного места работы. «Воскресная школа – взаимная моральная, духовная поддержка и взрослых, и детей. Это – зачаток настоящей дружной православной общины, когда вырастаешь вместе духовно и физически, проводишь рядом будни и праздники. Для того, чтобы из ребёнка вырастить гармонично развитого взрослого, мы стараемся наполнить смыслом каждый его день, начиная от воскресенья, посвящённого Господу, и организуя каждый день недели. В один день у нас творческий кружок «Умелые руки», в другой – кулинарим, теперь вот дети стали заниматься с отцом Ильёй гитарой. Скоро начнутся занятия по иконописи… С 14 сентября, церковного нового года, возобновятся уроки в воскресной школе. Желающих деток записываем уже сейчас».

Не было бы у нас, быть может, сегодня повода говорить эти красивые слова о детях, воскресеньях, школе, если бы не самоотверженная работа по организации первых занятий, лежащая на хрупких плечах Татьяны Валентиновны Рыбиной и не благословение бессменного духовного руководителя воскресной школы батюшки Вадима: «Духовное воспитание ребёнка – самый важный фундамент для всей его жизни. В первую очередь это нужно понять самым близким людям маленького человека – его родителям. Как показал наш «воскресный» опыт, самая неприятная для ребёнка ситуация возникает, если родители не поддерживают его стремления, поиски, не участвуют в его занятиях вне общеобразовательной школы. Детям бывает очень больно и обидно, когда на мероприятие, где они участвуют и которое для них очень важно, приходят чьи-то мама с папой, но не их. Наша работа по формированию духовно крепкого человека была бы вдвойне результативней, если б и дома он получал необходимую опору. Семейная поддержка – незаменимый компонент такого Божьего дела, как воскресная школа для детей».

Автор: Екатерина Терлеева