– Девушка, помогите, пожалуйста, больше не знаю, к кому обратиться, – привычное начало для звонка в Единую дежурную диспетчерскую службу по короткому номеру 112 с мобильного. – Не могу дозвониться до своей девушки, не отвечает, вдруг с ней что-то случилось! Вчера мы поссорились...
Иногда звонят и по такому поводу. Диспетчерам приходится «оперативно реагировать» и на семейные проблемы, и на ложные вызовы. Хотя основная обязанность работников этой службы – сообщить специалистам об аварийной или чрезвычайной ситуации, направить помощь по нужному адресу. Молодому человеку, кстати, помогли – сделав несколько звонков, экстренно примирили влюблённых.
Начальник Голышмановского отделения ЕДДС Елена Владимировна Осинцева работает с момента основания службы, второй год. Перешла сюда из пожарной части, впрочем, как и все диспетчеры, которых на сегодня пять. Коллектив дружный, сугубо женский.
– Часто обращаются к нам, как в справочную, - рассказывает Елена Владимировна. – Номер какого-нибудь начальника узнать или больницы в Тюмени, например. Домой не могут попасть – ключи потеряли, котёнка с дерева снять – тоже к нам. Бдительные люди сообщают о возгораниях, найденных боевых снарядах, открытых канализационных люках, бродячих собаках. Тогда мы звоним в нужную службу, передаём им данные, они выезжают на место действия.
Все владельцы мобильных телефонов обращали внимание на надпись: «112. Только экстренные вызовы». Многие путают этот номер с сервисной службой сотового оператора, предъявляя претензии к качеству связи или вовсе просят пополнить счет. Следует набирать 112, обращаясь за помощью в критической ситуации.
Дежурство диспетчера длится сутки. Днем работают в паре, а на ночь остается один работник и отлучиться имеет право лишь при крайней необходимости – тогда звонок принимает отделение пожарной части.
В маленьком кабинетике стоят два стола с телефонами, на стенах – карты посёлка и района. По соседству – комната отдыха с диванчиком, холодильником и микроволновкой. А где же диспетчерский пульт с множеством кнопочек, специальная гарнитура, чтобы руки были свободны? Ведь рабочее место диспетчера представляется именно таким.
– В дальнейшем должна появиться мини-АТС, рации для связи со службами, – поясняет Елена Владимировна. – Все звонки будут соединяться автоматически. А пока работаем вручную.
Сложнее всего – сохранить самообладание и спокойствие, когда на том конце провода человек в панике, потому что случилась беда.
– Бывают случаи, которые невозможно забыть, – включается в разговор диспетчер Наталья Чемагина. – Ты только говоришь с человеком по телефону, не видишь его, но эмоции настолько передаются... У меня перед глазами до сих пор стоит картина аварии. Тогда звонил умоляющий о помощи отец с израненным ребенком на руках. В такой ситуации не можешь оставаться равнодушным, слезы катятся.
В штате службы нет психолога, который бы мог «разгрузить» диспетчера от всех эмоций и переживаний за целые сутки, поэтому женщины сами поддерживают друг друга. Делятся случившимся за дежурство, где-то подбодрят шуткой. Взаимопонимание в их профессии – это необходимость, ведь действовать нужно оперативно и четко. Не обходится и без курьезов, тогда вместе смеются.
– Однажды молодой человек, шантажируя родственников, позвонил нам и грозился ввести себе смертельную дозу препарата, – рассказывает Елена Владимировна. – Ситуация серьёзная, здесь главное – разговорить человека, чтобы он отменил свое решение. Между делом спрашиваю, какой препарат у него в шприце. Оказалось, глистогонное средство для скота. Как он расстроился, что затея не удалась!
Такие звонки мешают работе, ведь в этот момент, действительно, кто-то может нуждаться в помощи, а линия занята.Оказывая реальную помощь людям, испытываешь моральное удовлетворение. Нередко сотрудников диспетчерской службы благодарят.
«Продежурив» с диспетчерами полтора часа, я смогла «изнутри» посмотреть на их работу. Убедиться, что в любом месте можно набрать короткий номер 112, услышать спокойный голос: «ЕДДС. Голышмановский район» и получить помощь.
Фото Виталия Ракова
На снимке: диспетчер Людмила Чурбакова