Медиакарта
22:14 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долгий путь к Правде

Долгий путь к Правде
17:16 | 02 августа 2012

Новая жизнь старейшей газеты Сибири

О рождении, жизни-развитии первой в наших краях серьёзной, регулярной газеты «Тобольские губернские ведомости» мы с вами вспоминали в «Хронографе» от 27 апреля 2012 года. Именно этот день ознаменован 155-летием издания (первый номер 27 апреля 1857 года).

Теперь пришло время поговорить о том, что стало со старейшиной губернской периодической печати после революции 1917 года. Как появилась та газета, которую вы сейчас держите в руках.

Наследники старого режима

В начале XX века «Ведомости» дожили до времён больших государственных переворотов. Народы России помолвились с революцией, и началась она – долгая и кровавая брачная ночь гражданской войны. Советская власть окончательно установилась в Тобольске 9 апреля 1918 года. Одной из первых мер партийного комитета было создание своего печатного органа. Здесь ничего придумывать-создавать не пришлось. Первая ячейка большевиков почти целиком состояла из печатников, и они просто пришли в типографию «обновить» вёрстку.

21 (9) апреля 1918 года читающие горожане взяли в руки первый номер газеты «Известия». На второй странице был опубликован декрет совдепа, по которому «типография Тобольского губернского ведомства, а равно издающиеся «Тобольские губернские ведомости» объявляются собственностью Российской Республики, газета переименовывается в «Известия Совета рабочих и крестьянских депутатов».

Вышла в свет программная статья «Наши задачи», декларирующая: «Итак, товарищи, бодро вперёд, к новой жизни, к творческой строительной работе! Будем, учась, работать и, работая, учиться – в этом залог успеха в нашей великой борьбе за социализм». Напечатано было и вполне практического свойства обращение: «Товарищи – рабочие и крестьяне, подписывайтесь на свою пролетарскую газету, шлите в неё свои думы, свои корреспонденции».

12 мая (29 апреля) в помещении женской гимназии состоялось общее собрание Тобольской организации РКП(б), во многом посвящённое организации политической (а следовательно, и пропагандистской) работы в городе. В «Известиях» тотчас появляется его резолюция: «Принимая во внимание, что Российская республика переживает в настоящее время критический момент, стиснутая со всех сторон врагами…»

Революция и Советы действительно были в опасности. От Омска шли к Тобольску части белой армии, и вскоре власть в городе переменилась. «Известия» Совета рабочих и крестьянских депутатов» на некоторое время прекратили своё существование, выйдя в свет в количестве 17 номеров.

Первый советский редактор

Все десять весёлых лет школьной жизни своей ваш автор имел возможность наблюдать на стене рядом с парадными вратами (там не двери были, именно – врата) школы №1 мемориальную доску, извещавшую: «В апреле – мае 1918 года здесь находились исполком большевистского Совета, комитет РКП(б) во главе с И.Я. Коганицким и редакция местной газеты «Известия».

Исаак Яковлевич Коганицкий родился в Тобольске в 1884 году. Окончил церковно-приходское училище. В 1904 стал членом РСДРП, принимал активное участие в революционных волнениях в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Жил-работал подпольно в Томске и Ачинске. Был арестован в Уфе и бежал из-под стражи в 1907 году. Создавал подпольные типографии РСДРП в Тюмени и Уфе, Шуе и Перми. Более двух лет был на фронтах первой мировой войны, неоднократно ранен.

В Тобольске Коганицкий появляется (так считают некоторые исследователи) не только для того, чтобы устанавливать Советскую власть, но по заданию Московского комитета партии большевиков. Задание – держать под контролем дела семьи «гражданина Романова» (того самого). Партийное строительство Исаак Яковлевич начинает делово – организует большевистскую фракцию (7 человек от печатников) в местном совдепе. Затем уж налаживает и выпуск газеты.

Первый номер «Известий» подписан в печать редакционным коллективом в лице И.Я. Коганицкого, а с 1 мая 1918 года он подписывается уже как ответственный редактор. А времени для газетных дел у председателя исполкома становится больше. Его подопечный – экс-император Николай II уже отправлен в свой последний путь 26 (13 апреля). И крестный ход, организованный Гермогеном 28 (15 апреля), уже имел место быть, и сам епископ арестован и выслан навстречу своей будущей речной «голгофе».

Ответственный редактор пишет о выходе журнала «Пламя» под редакцией Луначарского. 21 мая 1918 года выходит его статья «Неотложное дело», в которой поднимается вопрос об открытии санатория для рабочих Тобольска.

Но какой уж там санаторий. К Тобольску шли белые отряды. Коганицкий сворачивает свою партийную и газетную деятельность и с отрядом, в составе которого были кроме русских солдат чехи и мадьяры, уходит в Курган. Дальнейший путь его обозначим пунктиром – в Удмуртии редактировал «Известия» Глазовского совета, работал в Харькове и Киеве. В Москве был сотрудником ВЦСПС, газеты «Труд», политуправления Народного комиссариата путей сообщения, Центрального комитета контрольной комиссии ВКП(б), служил управляющим делами Коминтерна. В 1936 году по состоянию здоровья вышел на пенсию. Скончался в 1954 году. Упокоился на Новодевичьем кладбище.

Смена властей и названий

Сибирь была под властью «правителя Омского» Колчака. В это время во всей России формировалась особая группа средств массовой информации – издания органов региональной власти: губернских и уездных комиссариатов. В Сибири такого рода печать сформировалась в основном в августе 1918 года. В это время в Тобольске стали выходить «Ведомости Тобольского губернского комиссариата».

По завершении гражданской войны в Сибири «Известия» Тобольского Совета вновь пришли к своему читателю. В первом номере разъяснялся приказ Тюменского губисполкома о продразвёрстке. Но сколько первые красные журналисты ни разъясняли, ни агитировали, крестьяне так и не смирились с массовой выемкой зерна. Зимой 1921 года Западная Сибирь взбунтовалась. Крестьяне требовали прекращения хлебной монополии и ликвидации диктатуры РКП(б), взялись за оружие.

12 января газета «Известия» ещё выходила (в этом номере появилась «страничка рабоче-крестьянской молодёжи», но уже 21 февраля 1921 года повстанцы захватили Тобольск. К весне их отряды сражались на территории от Обдорска (Салехард) на севере до Каркаралинска на юге и от Тугулыма на западе до Сургута на востоке. Более 100 тысяч человек вели боевые действия, и всё это было вполне сопоставимо с войсковыми операциями, закончившейся вроде бы гражданской.

Для ликвидации мятежа из центральной России были переброшены несколько кавалерийских и стрелковых полков, четыре бронепоезда и части особого назначения (ЧОН). В результате этой малоизвестной войны восстание было подавлено. Тобольск взят 8 апреля (последний оплот мятежников – Обдорск – пал 2 июня).

После окончательного установления Советской власти в Тобольске стала издаваться газета «Тобольский Север». Её первый номер от 3 января 1922 года вышел как орган Укома РКП(Б) и Тобольского исполкома. Подписан в печать ответственным редактором Лазаревым.

Из передовицы: «Ликвидация бандитизма в нашем уезде и новый курс экономической политики создали обстановку, в которой возможна работа по восстановлению и поднятию хозяйства уезда».

В дальнейших номерах звучат призывы налаживать новую жизнь, говорится о работе Комитета помощи возрождению Севера, рассказывается о планах по увеличению объёма добычи рыбы. Газета пишет о новой экономической политике (НЭП), участвует в сборе средств для голодающих Поволжья. «Собрано путём пожертвований, отчислений и выручено от постановки спектаклей следующее количество: хлебных продуктов 156 п. 17 ф., мяса 32 п. 18 ф., денежными средствами 15 365 135 рублей».

Под названием «Тобольский Север» газета выходила до января 1923 года. Затем вновь перерыв и очередное явление печатного органа с очередным пере­именованием. Теперь бывшие «Тобольские губернские ведомости» – «Известия» – «Тобольский Север» называется «Северянин». Это официальное издание Тобольского округа Уральской области. Подписывает её редакционная коллегия: ответственный редактор Хлызов, и.о. ответственного редактора С. Володарский.

В газете этой поры по-прежнему печатается большое количество заметок и статей, освещающих проблемы развития северных территорий. В них говорится «о положении туземного и русского населения» поствоенного времени, возникают дискуссии, освещаются вопросы социалистического строительства (в основном опять-таки связанного с рыбным хозяйством). Несколько номеров «Северянина» за 1924 год выходят в траурных рамках – так отзывается пресса на смерть В.И. Ленина.

Рассказывает «Северянин» и о жизни Тобольска. «Производительность механической мастерской повышается. Мастерская промкомбината в настоящее время является одним из видных производств в городе». А вот из отчёта городского совета: «Восстановлены и отремонтированы детгородок, госмузей, амбулатория, всего на сумму 21 669 рублей. По жилфонду отремонтировано домов и отдельных квартир на 9 000 рублей». Из этого же материала рубрики «Рабочая жизнь» узнаём, что «…число коек в городской больнице увеличено с 185 до 205». Большое читательское оживление вызывают сообщения о проектах строительства железной дороги в районе Тобольска: «Изыскания продолжаются. Где удобнее строить дорогу – ещё не решено». Отметим, что железная дорога пришла в город лишь сорок лет спустя – 26 октября 1967 года, и писала об этом уже газета, носящая другое имя – «Тобольская правда».

18 января 1928 года сплочённый коллектив «Северянина» отметил четырёхлетие своей газеты. Но уже 28 марта к подписчикам пришла газета, называющаяся «Советский Север». Редакция объяснила читателям, что переименование про­изошло «по просьбам селькоров», а как всё было на самом деле, теперь уже установить, скорее всего, невозможно.

Даёшь новый быт! Продолжается продвижение темы: «Даёшь новый быт!» Селькор Пайщик пишет восторженную заметку о том, что «Загваздинцы приобрели радио. И другим советуем. Радио приобщает к разумному отдыху». С 4 ноября 1928 года начинает регулярно печататься «Листок рабоче-крестьянской инспекции». Во весь бумажный голос «Советский Север» заявляет и о том, что «...в Тобольске должно быть организовано общество борьбы с алкоголизмом».

В 1929 году продолжается тотальный ликбез, но «неграмотными по округу числится 144 000 человек». На этом фоне особенно позитивно выглядит заметка, информирующая грамотную часть населения: «Преподаватель педтехникума т. Хатанзеев с разработанным им букварём остяцкого языка выехал в Москву к профессору Тан-Богоразу для изучения вопросов о создании туземной письменности».

В деревни активно приходит кино. Из сообщения селькора Коровика: «Кинофикация сёл растёт. Если в 1927 г. было 319 точек, то через год их стало 449. Число радиоустановок уже достигло 1 812».

Многие авторы дореволюционных «Губернских ведомостей» были членами Тобольского драматического общества. Газеты советского периода продолжают эту традицию – в «Советском Севере» печатаются как анонсы спектаклей местного театра, так и попытки критического их разбора. В этот период газету подписывают редакторы – Копытов, Лазарев, Голушбеевский, Осипов, Бабиков, Желнин.

Череда переименований завершилась с 1931 годом. В январе 1932-го газета вышла под именем «Тобольская правда»… Так с той поры и повелось.

Дмитрий КАРАСИЕР