Историю каждой семьи можно было бы проследить по вещам, принадлежавшим многим её поколениям. Но не в каждом доме накапливающимся и передающимся по наследству предметам, пусть и не дорогих в переводе на денежный эквивалент, придают значение.
Узнав, что Ф.Е.Фелонюк, жительница с.Бобылево, любит принарядиться в шаль, которой не менее двух веков, мы поспешили в гости, чтобы самим подержать в руках семейную реликвию.
– Эту гарусную шаль моей маме Анисье Ануфриевне передала её мать Аксинья Степановна, а той в свою очередь – Анисья Ивановна – моя прабабушка, которая родилась в 1845 году.
Наверное, ей в то давнее время очень роскошный подарок с далёкой ярмарки привёз любимый муж, а может быть, и матушка положила в сундук вместе с другим приданным, – рассказывает Фаина Ефимовна.
Конечно, за внушительный срок красивый женский головной убор приобрёл некоторую изношенность: слегка обкрошился уголок ткани, появились небольшие дырочки, проеденные вездесущей молью. Но всё равно сохранилась яркость красок, особенность цветочного узора, удивительная лёгкость и тепло предков по женской линии. Сберечь фамильные ценности – это ещё не главное. Надо суметь сохранить и то, что стоит за ними, – историю, традиции своего рода. Иначе вещи останутся немыми.
– Мама рассказывала, что когда в голодные годы войны люди меняли имущество на продукты, бабушка уберегла эту шаль, эту ниточку, связывающую её памятью со своим родом. А я, каюсь, когда была совсем юной, чуть не разорвала это звено. Уж очень мне хотелось превратить шаль в модный тогда шейный платок или несколько шарфиков. Спасибо мамочке – она твёрдо, можно сказать, жёстко, сказала: «Нет!» и убрала шаль подальше от моих соблазнов в шкаф. Позднее я тоже стала понимать, какой уникальной вещью обладаю. Ведь эту шаль мои бабушки надевали лишь «на выход»: когда шли на праздничный молебен в церковь или в гости, а затем снова бережно укладывали наряд в сундук, – продолжает наша собеседница и демонстрирует, как одевались дамы прошлых веков.
– А носили шаль мои предки вот так: они накидывали её на голову и завязывали узлом под подбородком – «кокушкой» или крепили на булавку у горла. А ещё вот такие большие шали, или по другому их называли платы, надевали на голову, обматывали один конец вокруг шеи, а другие концы распускали по груди, плечам, спине.
…Листаем семейный альбом и на одной из фотографий 70-летняя Аксинья Степановна, бабушка Фаины Ефимовны со своим внуком Серёжей (1954 год), а на голове повязана эта вот самая гарусная шаль, которую мы раскинули на спинке дивана.
Рассматриваем и другие предметы старины, живущие в доме.
– В этой жестяной коробочке хранила чай бабушка по линии отца. Плитки «фамильного» она распечатывала и аккуратно укладывала в баночку, – продолжает рассказ хозяйка раритетов.
От времени рисунок с райскими птицами на коробке изрядно потускнел, но вещица очень дорога хозяйке, так же, как бронзовые подсвечники и чёрный ажурный платок стариной ручной работы.
– А эти вещи принадлежали Августе Петровне, сестре моего папы. Мне они знакомы с детства, и просто выкинуть их, когда тётя умерла, не поднялась рука. С жизнью близкой родни связаны эти ценные для меня милые предметы, и теперь берегу их как память о дорогих людях. Шаль я передам дочери Олесе, а та – своей Полинке. Думаю, что гарусная нить ещё долго не оборвётся.
Мы повторим: не все, как Фаина Ефимовна, проникаются уважением к семейным реликвиям. Нередко избавляемся от них при очередном ремонте квартиры или при переезде. А ведь сберегая осколки прошлого, мы сохраняем не только историю одной семьи, но и прошлое всего народа.
Фото Марины Чагиной