Видеоплата и звуковая карта
Работа с графикой - одна из труднейших задач, решаемых компьютером. А видеоплата - самая сложная и многофункциональная из всех плат. Ее еще называют «компьютер на одной плате», так как кроме процессора она оснащена собственной оперативной памятью, работающей независимо от системной.
В последнее время многие производители в свои системные платы встраивают видеоядро, так что, теоретически, покупать видеоплату отдельно не нужно. Но все пользователи делятся на две категории: одним, работающим с текстом, таблицами, простой графикой и Интернетом, не важно качество видеоплаты. Большинству других же этот вопрос жизненно важен - это фанаты компьютерных игр, а также профессиональные дизайнеры. Видеоплате, предназначенной для игр, нужны мощнейшие процессоры и громадная оперативная память.
Устройство видеокарты
Графический процессор занимается расчётами выводимого изображения, освобождая от этой обязанности центральный процессор, производит расчёты для обработки команд трёхмерной графики. Именно от него зависят быстродействие и возможности всего устройства.
Видеоконтроллер отвечает за формирование изображения в видеопамяти и осуществляет обработку запросов центрального процессора.
Видеопамять выполняет роль буфера, в котором хранится изображение, генерируемое и постоянно изменяемое графическим процессором и выводимое на экран монитора.
Характеристики видеоплат. Часть характеристик нам уже знакома, но рассмотрим некоторые подробнее:
Объем видеопамяти. Все графические платы имеют минимум 256 Мб памяти. Чем больше мегабайт, тем качественнее монстры в ваших любимых «стрелялках».
Тип используемой памяти. Типы памяти, используемой на видеоплатах, ничем не отличаются от модификаций обычной оперативной памяти. На самых недорогих моделях, как правило, используется память DDR3, более совершенные модели оснащены быстрой памятью GDDR4.
Частота работы графического чипа и памяти. Память и графический чип на видеоплатах могут работать и на разной, и на одной частоте. В любом случае - чем быстрее, тем лучше.
Разрядность шины. От нее зависит скорость работы видеоплаты.
Поддержка HD-видео. Видео высокого разрешения (HD) и фильмы в этом формате на компьютере появились совсем недавно. К сожалению, декодирование HD-фильмов дает повышенную нагрузку на процессор - «камни» с частотой до 2 ГГц с этим просто не справляются. Именно поэтому желательно, чтобы тяжкий труд по обработке видео взяли на себя видеоплаты.
Поддержка аппаратного сглаживания текстур и игровых спецэффектов. Дабы игроманские очи не страдали от грубых «стыковок» между отдельными текстурами в играх, видеоплаты делают картинку гладенькой, а стыковки и переходы - плавными, для чего используются методы аппаратного сглаживания и фильтрации.
Дополнительные мультимедийные возможности. Самый распространенный «довесок» к видеоплате - это видеовыход, позволяющий вывести изображение с компьютера и на монитор, и, допустим, на экран телевизора. С помощью же видеовхода можно «загнать» в компьютер изображение с видеокамеры и видеомагнитофона для его редактирования. А встроенный в видеоплату тюнер служит для приема телевизионных сигналов и вывода их на монитор.
Звуковая карта.
Нам кажется, что звук на компьютере был всегда - ведь даже простенький офисный ПК сегодня снабжен всем необходимым! Но первые десять лет своего существования персональный компьютер обходился без звука.
Сегодня же на большинстве системных плат установлена звуковая подсистема типа HD-Audio с поддержкой восьмиканального звука и аппаратной обработкой объемных эффектов.
Сначала все платы с поддержкой «трехмерного» звука ориентировались на систему из двух колонок. Но уже в 1999 г. фирма Creative создала систему из четырех колонок («переднего» и «заднего» плана). При этой же схеме к четырем колонкам может подключить дополнительную — сабвуфер, усилитель низких частот. Стандартной считается поддержка восьмиканального звука.
Даже самая простая из встроенных «звуковушек» сегодня просто обязана иметь на борту следующее:
-аналоговые разъемы. Недорогие платы имеют только один разъем для подключения колонок (стерео-аудиовыход), но обычно под вторую пару можно использовать соседний разъем для микрофона или дополнительный аудиовход. Таким образом, мы уже получаем три разъема («линейный» вход, колонки, микрофон). На картах классом повыше их число увеличено до пяти — там отдельный разъем имеют наушники и каждая пара колонок.
-15-штырьковый MIDI-порт. Похож на обычный разъем СОМ - порта, предназначен для подключения двух видов устройств - игрового манипулятора (джойстика) или внешней MIDI-клавиатуры.
А. БЕССАРАБ