-- Всем добрый день! Садитесь, начинаем урок! – открывает своё занятие Людмила Александровна Петровских, учитель истории и обществознания Викуловской средней школы №1.
2010 год, объявленный Годом учителя, в её карьере 29-ый. Сколько уроков было проведено за это время, сколько тетрадей проверено и пятёрок поставлено, она не считала. Зато считает солнечные дни и ими же живёт. Так о ней говорят многие. А что думает сама Людмила Александровна? Ставлю перед ней диктофон и просто слушаю…
К истокам профессии
Начиналось всё 29 лет назад. Тогда, после окончания исторического факультета Ишимского пединститута, я попала по распределению в школу с. Сартам.
Мне дали 8 класс, 30 человек… Конечно, был душевный трепет, но как интересно! Причём, сразу после окончания института я даже не думала остаться в городе – не моё. Деревенская школа – это что-то особенное. И к этому особенному хотелось прикоснуться. Так и пошло: уроки, походы с классом, внеучебная работа…Приятно, что и директор, и завуч школы отнеслись по-доброму, помогали, а посещая уроки, всегда больше говорили о плюсах, чем о минусах. Через два года меня перевели в Викуловскую школу №1. Здесь и работаю до сих пор.
Главное – это диалог
Я считаю, что история и обществознание очень важны. Да, может быть, история в чём-то и сложна, но мы учимся на ней! А обществознание полезно с точки зрения и общения, и правовой культуры. Школа – маленькая модель общества. Здесь свои законы, свои правила, своё самоуправление, выборы и т.д. Самое настоящее государство, общество в миниатюре. Вообще, урок – диалог не просто с учеником, а, прежде всего, с личностью, гражданином, где важно показать школьнику, что он уникален, он – не часть толпы, а класс – это не толпа, а коллектив, где каждый – особенный. Если ребёнок научится жить в этой маленькой модели общества, научится этому и в самом обществе.
Уча – учись
Я люблю общаться с детьми. Называю всех всегда по имени, такое правило. И никогда не было проблем с дисциплиной. Меня ученики иногда называют «железной леди» (смеётся). Да, строгая, но в меру. Мои школьники знают, что если я назвала кого-то по фамилии – значит, это уже предел терпения. Но это редко бывает, потому что всегда важно иметь такой «тормоз» в голове: знать, что дозволено, а что нет, где крайняя черта. Поэтому конфликтов на уроках не бывает, во всяком случае, мы стараемся этого избегать. Ещё в работе учителя очень важно не смотреть на детей с позиции «я всё знаю». Они это чувствуют. Тем более, современные дети очень развиты в плане информационных технологий: они много знают, имеют свои, новые для нас, источники информации, активно всё это внедряют в свою жизнь. Сделать презентацию, подготовить доклад с помощью Интернета, а не библиотеки, «сбросить» на флэшку – всё это у них «на автопилоте», нам с этим сложнее. Поэтому приходится их догонять: тоже осваивать компьютер, Интернет… И это хорошо, ведь не только они должны учиться у нас, но и мы у них. Я наблюдаю за школьниками и вижу, как они общаются друг с другом: кто-то лидер, кто-то наоборот… И понимаю: с одним нужно так себя вести, чтобы он что-то понял, с другим – по-другому совсем. С ними вместе мы учимся общаться и вообще жить в обществе, среди людей. Люди все разные, поколения разные, их нельзя сравнивать. Часто спрашивают: прошлые школьники лучше сегодняшних? Нет, не лучше. И не хуже. Они просто другие.
О современных школьниках
Смотрю сериал «Школа». Вообще, сегодняшняя школа – это особый мир. Когда я пришла из Сартамской в Викуловскую, сразу заметила разницу между ребятишками: в Сартаме дети домашние, учитель для них – наставник. Здесь же позволяют себе больше, они более свободные, можно так сказать. Они информированы. И это ещё одно отличие современных школьников: они не берут информацию из старых учебников и пыльных книг, а находят её вокруг себя: на улице, в телевизоре, в Интернете; живо включаются в разговор, если нужно – спорят. Мне посчастливилось работать с детьми, с которыми работаю сейчас. Они все замечательные. Например, 11-е классы: дети наблюдательны, артистичны, активны, коммуникабельны, свободно общаются и поддерживают разговор. Я не могу сказать про них «грамотны», потому что быть грамотным – это значит, уметь элементарно читать и писать. Этого мало. Не могу сказать, что они образованны. Образование – такой процесс, который длится всю жизнь. Просто они компетентны во всём новом. В этом году историю будут сдавать 13 человек, обществознание – 23. Искренне держу за них кулачки.
Учитель…
Главное качество любого учителя – это компетентность. В своей специальности он должен знать, что именно и как он должен донести до своих учеников. Ещё он должен с уважением относиться к каждому школьнику. Вижу, что есть дети, которые не любят историю, и я это понимаю. Неинтересен им предмет, они занимаются чем-то другим. И не обижаюсь на них, не требую сверхъестественного. Любимчиков тоже быть не должно. Всех детей любить невозможно, а вот уважать – это обязательно. Нельзя ставить «5» на «автопилоте» и «3» за хороший ответ просто потому, что раньше этот ученик ничего выше тройки-то и не получал. Объективная оценка, любовь к своему предмету, уважение к детям – качества действительно хорошего учителя.
Публично о личном
Учитель – он всегда учитель: будь он в школе или в очереди в магазине. Не перестаёшь быть им и дома. Например, вчера вечером решала в Интернете тесты по обществознанию… Вообще, в свободное время люблю читать. Пристрастилась к современной литературе: Людмила Улицкая, Пауло Коэльо. Недавно перечитала «деревенскую прозу 80-х». Лидия Яковлевна Васькина всегда мне оставляет в библиотеке новые экземпляры художественно-публицистических журналов, за что ей огромное спасибо. Ещё люблю огородные работы, путешествия и ремонт…Скучно не бывает никогда. И в этом жизнь.
Заканчивая разговор, я ухожу в приподнятом настроении. В школе должны работать именно такие люди. И этот год Учителя – их!
Е. ШЕВЕЛЕВА