Медиакарта
21:04 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чьи вы будете, путейцы?

Чьи вы будете, путейцы?
12:17 | 08 июня 2010

Поездка на 29-й разъезд - как на необитаемый остров. Все дороги к нему заросли травой. Едем окольными путями, чтобы не заблудиться. И вот через железнодорожные пути, сквозь ровный строй деревьев появляются крыши домов.

  • 29-й разъезд! - уверенно заявляет водитель редакционной «девятки» Иван Гач.

Первый, кто нас встречает у калитки, дружелюбно виляя хвостом и ласкаясь о наши ноги, - дворовая собачонка. Видимо, чужих принимает за своих.

Входим в дом. Его хозяйка после приветствия обескураживает нас:

  • Это не 29-й разъезд, а 10-й, 91-й километр, 29-й - дальше.

Нам становится небезынтересно, а как же здесь живут люди? Знакомимся. Анастасия Ивановна Кононова - старожил этих мест, сорок шесть лет проживает на 10-м разъезде. Вместе с мужем трудовой стаж зарабатывала на железной дороге, до выхода на пенсию была путевым обходчиком. Три года как овдовела. К одиночеству прибавилось полное отсутствие людей на разъезде. Приходилось даже зимовать одной. Сейчас пожилая женщина радуется соседству с семьей Балаевых, которая переехала сюда из Омской области. Анастасии Ивановне есть что вспомнить. Когда-то на 10-м разъезде проживало тринадцать семей. Держали много скота, имели много детей. Дорожили единственным транспортом - лошадью, которая возила школьников в Крутишку. От былого осталось два дома.

Зинаида Николаевна Балаева - домохозяйка. Успела поработать в З-Вагайской школе уборщицей, где учатся двое ее детей. Но вскоре решила: чем семь верст киселя хлебать, лучше домашними делами заниматься и огородом, побольше внимания уделять старенькой маме, которая из-за плохого здоровья недавно переехала к ним. Балаевы переездом довольны. Глава семейства Федор Леонидович - железнодорожник в штате Ишимского ПЧ-13. Бедствовать не приходится. Подспорьем является небольшое хозяйство, огород, да и лес грибами, ягодами одаривает.

Петляющие километры до 29-го разъезда кажутся долгими. Приходится объезжать канавки и колдобины, пока добираемся до места. Дома казарменного типа тянутся вдоль железнодорожного полотна. У дворов свободно разгуливают куры и гуси. За первым двором замечаем склонившуюся в поле женщину. Приблизившись к ней, видим, что она сажает в непаханую землю картошку. Валентина Александровна Харитонова пытается не показывать свою неловкость. Так вот пришлось: в день, когда трактор пахал, она на кладбище, на могилку мужа ходила. А после решила: из-за трех ведер картошки не стоит пахаря нанимать.

  • Здоровья уже нет засаживать огород, вести большое хозяйство. Курочек только держу, - повествует о житье-бытье Валентина Александровна. - Нынче зимой столько снега намело, что пришлось обращаться за помощью к Люде Ковальковой. Спасибо ей. Она то дров принесет, то воды. Конечно, раньше на 29-м разъезде лучше было, магазин работал. А теперь по неделе без хлеба сидим, пока Володя Липин его для всех не привезет. Валя Пуртова собралась было магазин продуктовый здесь открыть, но что-то у нее не получилось. Да, наверное, потому что дороги к разъезду хорошей нет. Ее зачастую размывает водой. Если какой водитель не знает объезда к нам, добраться нелегко. Вот и представьте, сколько времени «скорую» ждем.

  • А в остальном как с миром связаны? - спрашиваю Валентину Александровну.

  • Телевизоры у людей есть. Людмила Ивановна Ковалькова районную газету выписывает, а я - «Трудовую Тюмень». Правда, почта один раз в неделю приходит, а когда и реже, если писем нет и не день доставки пенсии. Электричка у нас останавливается. Зимой только плохо. Когда она прибывает в Омутинку, вокзал закрыт, и спрятаться от мороза негде. Я, конечно, уже ездить не могу, а кто помоложе, те так и добираются до больницы.

  • У вас на разъезде и таксофон установлен.

  • Он не исправен. Без надобности стоит. Люди звонят по мобильным.

Через некоторое время в центре дворов собирается народ, из домов высыпает ребятня. И наша встреча с жителями разъезда выливается в настоящий сход граждан. Темой дальнейшего разговора становится незавершенный кольцевой колодец.

  • Глубокую яму для колодца здесь вырыли в год, когда президентом Дмитрия Медведева избирали. Прорыли, кольца установили, а весь мусор и глину оставили. На этом дело закончилось, - рассказывает Наталья Владимировна Сироткина. Ее поддерживает Людмила Ивановна Ковалькова:

  • Бывший глава Ю-Плетневского поселения Виктор Федорович Филев, царство ему небесное, не раз приезжал и говорил: на завершение строительства колодца в бюджете денег нет. А теперь нам говорят: своими силами делайте. Конечно, мы его прикрыли сверху, потому что опасаемся, как бы в такой колодец чей ребенок не угодил. Нам в каждые выборы обещают сделать дорогу и колодец. Бесконечно об этом на сходах говорим. Кампания очередная прошла, и о нас вновь забыли. Мы в Ишимское ПЧ-13 обращались по поводу вывозки завалов мусора. Нам ответили: вы не наши. Теперь так же отвечают в Ю-Плетневской администрации, когда дело касается выдачи справок или прописки. Мы как отшельники.

Надежда Владимировна Лохман тридцать лет жила на Севере. Через знакомых облюбовала 29-й разъезд. Собралась тут обустраивать свою дальнейшую жизнь. Обзавелась козами. На лето ждет сына с внуком. А на душе у пенсионерки неспокойно, чувствует себя диверсанткой, так как живет без прописки. В Ю-Плетневской администрации отказали, нет теперь 29-го разъезда в похозяйственной книге. Разъезд по ходатайству районной Думы и по решению Тюменской областной Думы находится в границе Вагайского сельского поселения. Только в Вагае тоже нашлись с ответом, пояснив Н.В.Лохман, что официально по документам 29-й разъезд администрацией не принимался. «Так чьи мы?» - спрашивает Надежда Владимировна. Что 29-й разъезд всеми позабыт и позаброшен, не скажешь. Сюда до сих пор приезжают те, кто когда-то здесь жил. Приезжают на кладбище отдать дань памяти умершим родственникам. Привозят на лето детей к старикам. Даже днем и ночью проходящие поезда людям не помеха. И восторгаться здесь есть чему - природе. Весной буйно цветут яблони, черемуха, сирень. Обилие ягод и грибов привлекает на разъезд омутинцев. А сколько здесь ласточек вьют гнезда, что жителям так и хочется назвать свой разъезд Ласточкин.

Как любой из нас нуждается во внимании и заботе, так необходимы они и этому населению. Люди всегда живут надеждой и верой в лучшее. Но когда что-то обещают и не делают, вера пропадает. Вот и вопрос тех, кто живет на 29-м разъезде «Чьи мы будем?», остается для них открытым.

P.S. 19 апреля 2004 года районная Дума Объединенного муниципального образования в соответствии с законом Тюменской области «Об административно-территориальном устройстве Тюменской области» от 04.11.1996 года №53 и «О внесении изменений и дополнений в закон Тюменской области», учитывая просьбы жителей, решила обратиться в Тюменскую областную Думу с ходатайством о присоединении д.Свобода Ю-Плетневского сельсовета к Омутинскому сельсовету и 29-го разъезда Ю-Плетневского сельсовета к Вагайскому сельсовету. В октябре этого же года вышел закон Тюменской области «Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения» с приложением схем границ. На схеме границы Омутинского муниципального района 29-й разъезд с этого времени обозначен в границах Вагайского сельского поселения. Спрашивается, какие еще официальные документы требуются Вагайской администрации для признания 29-го разъезда?

С.ЗАЗИМКО

Фото А.САУТИЕВА