На совещании по реализации задач, поставленных Владимиром Путиным в предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика России», было сказано: «Я призываю к тому, чтобы решения, которые будут приняты в окончательном виде (по улучшению ситуации в социальной сфере), были сбалансированы с экономической точки зрения, но справедливыми - с социальной».
Сегодня никого не нужно убеждать, что дети - это будущее страны. От решения демографической проблемы зависит государственная целостность, поэтому ей уделяется столь большое внимание.
Государство принимает меры к улучшению демографической ситуации, которые приносят заметные плоды. Так, по официальным данным, в целом по России с 2000 года рождаемость выросла на 45 процентов. За этот же период в 7,3 раза сократилась естественная убыль населения. Продолжительность жизни выросла почти на 5 лет, превысив 70-летний рубеж.
Однако наряду с положительными изменениями есть и негативные. Так, за последние 20 лет в России исчезли около 23 тысяч населенных пунктов, из них 20 тысяч деревень.
Как правило, о затухании жизни деревни говорит закрытие школы, являющейся местом сосредоточения духовности и культуры небольшого населенного пункта.
Говоря об условиях развития демографии страны, президент отмечает: «Многие вещи назрели и перезрели, и мы их так или иначе должны решать». А для единственного татарского села в Уватском районе самой злободневной и назревшей проблемой является возрождение школы, а в свете последних установок - и открытие при ней группы детского сада.
К этому выводу подталкивает общение с молодыми семьями укинцев, в которых растет 51 ребенок разного возраста, в том числе 34 дошкольника.
У каждого своя история
Марсель и Татьяна РЯБИКОВЫ, родители троих детей:
-
Мы с женой хотим иметь не менее пяти детей и растить их в Уках. Ведь в большой семье старшие заботятся о младших и помогают друг другу. Сейчас мы, как многодетная семья, готовим документы, чтобы получить землю под строительство, так как на деньги материнского капитала купить жилье в Уках невозможно. Будем потихоньку строить дом.
-
Хотя наши дети еще дошколята, - взволнованно включилась в разговор Татьяна, - но уже сейчас, глядя на родителей, переживающих за своих ребятишек, приходится задумываться о том, как подготовить их к школе. Ведь в селе нет детского сада, который помог бы нам в этом. Почему государство, помогая молодым семьям строиться и призывая рожать детей, не может помочь решить проблему школы селу, население которого увеличивается?!
Гульфия ЧАНБАЕВА, мать двоих детей:
- Уки, где проживают 224 человека, заметно молодеет. Молодежь не очень стремится покидать землю отцов, обзаводится здесь семьями, рожает детей. Сейчас в селе 16 молодых семей. Летом, когда на каникулы приезжают школьники, особенно заметно, что почти четверть населения - это дети до 18 лет.
Каждая семья чуть ли не с рождения ребенка начинает задумываться, что делать дальше. Кто-то отправляет достигших школьного возраста малышей к родственникам в Тобольск, в Уват и другие села района, а кто-то начинает думать о переезде, на что не все имеют финансовые возможности и желание. Отрыв малыша от семьи и его проживание в течение учебной недели вне дома тяжело отражаются на психологическом состоянии как его, так и родителей. Дети постарше и то нелегко переносят разлуку и очень скучают, а что уж говорить о младших?!
Как подумаю, что скоро начнется учебный год, сердце кровью обливается. Нынче сын пойдет в четвертый класс. Он учится в Уватской школе и живет у тети, но очень тоскует и всю неделю ждет пятницы, когда его забираем на выходные домой. А утром в понедельник уезжает, сдерживая слезы. Очень скучает и до сих пор не может привыкнуть.
В Уках раньше была национальная школа, где детей не только учили, но и приобщали к татарской культуре, обычаям и традициям нашего народа. Сейчас, обучаясь в других школах района, они лишены такой возможности.
От имени всех родителей мы обращались к главе администрации Укинского сельского поселения. Как избиратели пытались передать наш наказ будущим кандидатам во время избирательной кампании, но вопрос о школе до сих пор остается открытым.
Динара БАКИЕВА:
- В нашей семье двое детей. Старший сын закончил третий класс Горнослинкинской школы, а младший пойдет учиться в следующем году. Зная, как тяжело было старшему, мы уже заранее переживаем и за второго сына, ведь в Уках нет детского сада, чтобы ребенок мог подготовиться к школе, а возить в Горнослинкинский садик нет возможности. Да и не берут там наших ребятишек.
Дети, посещавшие дошкольное учреждение, по уровню подготовки отличаются от «домашних» детей, легче усваивают школьную программу. А нашим ребятишкам, хотя они и не глупее других, очень тяжело даются знания еще и потому, что они скучают по дому и теряются в незнакомой обстановке.
Мы с мужем, как и другие родители, очень беспокоимся за своих сыновей. Почему бы в Уках, где сохранено здание школы, не открыть хотя бы начальную школу и группу детского сада? Ведь у нас много молодых семей, люди строят жилье и не хотят покидать родное село, которое любят. Мы хотим, чтоб и наши дети учились здесь, как и мы когда-то.
Маркиза САИТОВА, мать двоих детей:
- Уки расстраиваются и облагораживаются, к нам переезжают из других мест, но обидно, что наши дети лишены возможности учиться дома. Было время, когда в селе закрыли школу, а школьников перевели в Горнослинкино. Родители, не согласные с таким решением, отправили своих детей учиться к родственникам. Оторванность детей от дома сказалась как на них самих, их характере, поведении и учебе, так и на микроклимате в семьях. Село с началом учебного года точно вымирает.
Наблюдая за этим со стороны, мы и представить не могли, как отсутствие школы перевернет жизнь нашей семьи.
Мы с мужем занимались домашним хозяйством и жили на доходы от реализации молочной продукции с собственного подворья. Я оказывала парикмахерские услуги населению.
Когда настало время идти в школу дочери, тут-то и начались проблемы. Муж категорически отказался покидать Уки, где родился и вырос, а я боялась за дочь. Не обошлось без слез и скандалов. В течение месяца мы убрали со двора восемь дойных коров, и я с девочками уехала в Сумкино, чтобы дочь-первоклассница не росла без материнского пригляда, а младшая смогла ходить в подготовительный класс.
Сейчас мне приходится разрываться между Сумкино, где работаю в колледже водного транспорта, и Уками. Такая жизнь не могла не сказаться на семейных взаимоотношениях, хотя раньше мы с супругом всегда ладили. Страдают и дети.
Я бы с радостью жила в Уках, будь здесь школа и детский сад. Их открытие дало бы селу и рабочие места, необходимые для молодежи. А так в первую очередь приходится думать о том, какое школьное образование получат дочери, чтобы потом смогли получить хорошую специальность и чего-то добиться в жизни.
Пытаясь как-то подтолкнуть решение этой проблемы, я от имени укинской молодежи побывала на приеме у главы района Ю.О. Свяцкевича. И хотя уже прошло достаточно времени, мы не перестаем надеяться.
Официальная точка зрения
Прокомментировать ситуацию я попросила главу администрации Укинского сельского поселения Нурулу Алимуловича БАХМЕТОВА:
- За последние пять лет в решении социальных проблем удалось достичь многого. Проблема школы действительно назрела, и мы ее пытаемся сдвинуть с мертвой точки уже не первый год.
Главой района было поручено провести возрастной анализ детского населения Уков. Списки детей, подтверждающие потребность в открытии начальной школы-сада, представили в комитет по образованию администрации Уватского муниципального района. Проанализировав документы, к нам выехали специалисты комитета для встречи с родителями, имеющими детей школьного и дошкольного возраста.
Со стороны администрации сельского поселения предложены три варианта размещения образовательного учреждения. Помещения предварительно осмотрены членами выездной комиссии. Выбор здания будет сделан после детального компетентного обследования в пользу требующего наименьшего ремонта, чтобы дети уже в нынешнем учебном году могли пойти в подготовительный класс. Параллельно решается вопрос о здании детского сада. При рассмотрении кадрового вопроса будут учтены пожелания, высказанные населением.