Медиакарта
9:13 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

В двенадцать мальчишеских лет

Чем больше узнавал я о своём герое, тем отчётливее вырисовывался непростой, а в чём-то и противоречивый его характер.

Напомню. Ваня Тряпочкин (такая уж негероическая у него фамилия) спас из воды девятилетнюю Вику. Тут уместно исправить собственную оплошность. В информации о происшествии девочку я назвал Ликой, тогда как звать её Вика.

Дело было так. Необычайно знойным июльским вечером Ваня и Вика, вдоволь накупавшись, взобрались на плотик обсохнуть. В это время подошли сюда местные пацаны: один младше Вани на год, двое постарше. Троица была навеселе. Нет, я не оговорился: детки к реке пришли с пивом – «пьяные немножко», как сказал потом Ваня. Один, дурачась, схватил Вику за руку, потянул в воду. Та, как могла, сопротивлялась. Вдруг её мокрая рука выскользнула, девочка упала, ударившись головой о край плотика, и, потеряв сознание, свалилась в воду. Ваня прыгнул за ней едва ли не следом. Вытащил на берег, затем, как он рассказывает: «нагнул на бок, чтобы выплеснулась из неё вода». Оказав первую помощь, довёл девочку до своего дома, а живут Тряпочкины от купальни совсем рядом, уложил на диван, напоил чаем. Позвонил Викиным родным.

Моё знакомство с Ваней состоялось на следующий после происшествия день. Симпатичный мальчишка впечатление произвёл самое благоприятное. Открыт, улыбчив, на всё имеет своё суждение, порой – неожиданное. Стараясь подогнать его образ под лекало этакого Мальчиша-Кибальчиша наших дней, спрашиваю: а кто твой кумир, Ваня? Современник или книжный герой?

– Да я как-то не обращаю внимания ни на что, живу своей жизнью и всё. Сейчас нет кумиров, мы на кинах (так он сказал, А.П.) помешались, на фантастике. А ещё компьютер, интернет…

С компьютером Ваня на «ты», в инете имеет почтовые ящики в разных поисковых системах. А ещё занимается паркуром. Я, признаться, не поверил. Но позже, когда шли безлюдной улицей, Ваня продемонстрировал на что способен, ловко вскарабкавшись на крышу автобусной остановки. Я не успел глазом моргнуть, как он спрыгнул с неё, совершив в воздухе кульбит с переворотом через голову. Понимаю – непедагогично, но я поаплодировал ему.

Ванин отец Иван Павлович работает лесничим от фирмы «Сибжилстрой», мама Ольга Иозовна – уборщицей. Спрашиваю, каким, по их мнению, растёт сын?

– Он душой какой-то уж больно нежный, добрый очень. Для парня хотелось бы видеть его более жёстким, нет, не жёстким – решительным, – нашла мама более подходящее определение. – Драться не умеет и не желает, да и вообще боится первым грубое слово сказать. Это уж если кто нарвётся, выдаст обидчику по первое число. Словесно! И будет сильно переживать потом.

– А по дому сынок помощник?

– Ну, если компьютер нас не держит, поможем маме, – говорит Ольга Иозовна о сыне от третьего лица. – И кто только этих жуков колорадских в огород наслал! Никакого желания их собирать. Но что поделаешь: мама просит, идём и собираем.

Как большинство деревенских мальчишек, Ваня Тряпочкин дружен с природой. И о ближних лесах рассказал мне, и перечислил названия всех окрестных речушек и водоёмов, правда, добавив, что все они грязные. Но есть недалеко деревенька Синга. Он там был, видел маленький водопад из труб. Там вода чистая. Оттуда и речка Синга течёт в Лебедёвку, а далее до Ялуторовска, где впадает в Тобол…

Так и уехал бы я, покорённый Ваниным обаянием, если б не услышанные в тот же день мнения других людей, представивших парнишку совсем в ином свете.

– Может, он и герой, но мы недавно Ивана на беседу приглашали, – умерил мой восторг Ваниным поступком глава сельской администрации Сергей Капустин. – Вот заявление от соседки. В полночь с двумя дружками Тряпочкин разбил уличный фонарь. На замечание нагрубил, сказав: «Ничего со мной не сделаете, всё равно участковый в отпуске». Он и учителям дерзит, пропускает уроки, был зачинщиком драки в школе, а возле Дома культуры оказался в группе мальчишек, «от нечего делать» сваливших столб. Состоит на учёте в районной комиссии по делам несовершеннолетних. И вообще, к его словам надо относиться осторожней, тем более что язык у него хорошо подвешен, – перечислив эти и другие Ванины прегрешения, заключил Сергей Николаевич.

Действительно, за словом Ваня в карман не лезет. Вот и на обвинения по поводу разбитого фонаря 12-летний пацан резонно заметил старшим: «А чем нам заняться, если в Лебедёвке детской площадки нет!» Площадка есть и как раз напротив Ваниного дома. Но какая! Две неогороженные расхристанные качельки в опасной близости от дороги. Сельский глава, конечно, в курсе и озадачен: то ли огородить площадку, то ли снести её совсем, чтобы к следующему лету построить здесь новую, соответствующую всем правилам безопасности.

В разговоре с директором Дома культуры Верой Шипициной, назвавшей мальчика «очень интересной личностью», узнал, что Ваня неплохо поёт.

– Присмотревшись, поняла: ребёнок в семье растёт избалованным. Отсюда непомерное самолюбие. В вокале не мог терпеть конкуренции, из-за чего были у нас с ним недоразумения. Может вспылить, но отходчив, готов попросить прощение, – сказала Вера Константиновна.

Такой он разный, Ваня Тряпочкин. Вместе с лестными отзывами, немало и совсем не красящих мальчишку. И даже шли разговоры, что Ваня придумал себе этот подвиг, а если и спасал девочку, то не один.

Слова против слов. Но остались и собственные яркие впечатления. Они складывались, когда наблюдал, как в ограде бросились ласкаться к мальчику две собаки и щенок, подобранные им на улице. Нежились у его ног две кошки, вчера ещё бездомные. И ещё. Идём с Ваней по улице, а встречный пацанёнок, ниже его на голову, и ещё один на велике, далее две девчушки, игравшие у ворот, и малыш, сидящий рядышком с отцом на лавочке – все радостно здоровались с ним: привет, Ваня!

Александр ПАРАМОНОВ

Фото автора