Бизнес... на корню
05.02.2013 г. , 09:10

В последнее время в адрес Тобольского лесничества было высказано много критики. Недовольство проявляют жители, которые годами стоят в очереди, и перспективы в ближайшие год или два получить лес для индивидуального жилищного строительства у них нет. Ситуация усугубляется и тем, что после недавних правительственных решений о предоставлении земли под индивидуальное жилищное строительство для многодетных семей, потребность в древесине возросла. Нет леса для строительства домов? Это действительно вина лесничества, или у проблемы более серьёзные «корни», и, если верно второе, то откуда они «растут»?

Тобольское лесничество заключает за год около 1500 договоров купли-продажи леса на корню, и лишь шестая часть из них приходится на деловую древесину, которая предназначена для строительства домов или ремонта надворных построек. А претендентов на искомые 250 лесных делян – таковы ежегодные возможности лесничества – гораздо больше. В природном экологичном ма-териале прежде всего заинтересованы тоболяки, которые хотят построить дома и дачи в сельской местности или в городской черте, а отнюдь не жители района - они более всего заботятся о дровах.

О том, как решают проблему в ведомстве, рас-сказывает руководитель Тобольского лесничества Иван Васильевич Чиркунов:

Если судить по названным цифрам, новые дома должны были буквально наводнить город и сёла, но картина не столь оптимистична. Большая часть древесины используется не по прямому назначению, а идёт на перепродажу частным предпринимателям и фирмам, которые выпиливают лес для своих целей, например, для производства досок.

Лес перепродаётся прямо на корню – это выгодный бизнес, и он приобрёл большие масштабы. Сейчас лес на законных основаниях для предпринимателей оформлять в аренду невыгодно - затраты немалые. Гораздо выгоднее перекупить участок. В этом по своей сути противоправном процессе заинтересованы обе стороны: продавец и покупатель, и ни одна в накладе не остаётся. Как известно, правительством области установлена фиксированная цена на наше лесное богатство: деляна в 120 кубометров древесины стоит всего 10-12 тысяч рублей, а перепродаётся в пять-шесть раз дороже.

Мы проводим большую работу, в том числе и финансово затратную, предоставляем деляну человеку, а он перепродаёт лес прямо на корню. Зарабатывает на нас деньги, - с возмущением констатирует глава лесничества. - А люди, которым действительно нужно улучшить жилищные условия, не могут получить ликвидную древесину. Именно в этом вся проблема, и реестр раздут как раз из-за таких «предпринимателей». Мы принимаем меры, стремимся исключать из списка очередности граждан, которые уже возвели жильё или, по нашим сведениям, не планируют его строительство – последнее, кстати, очень сложно доказать.

Особенно часто спекулировали своим правом на древесину несостоявшиеся застройщики до 2011 года - до введения очерёдности, но и сейчас есть аналогичные примеры. По мнению специалистов лесничества, половина всех заявлений изначально была подана с целью последующей перепродажи лесных насаждений.

Законом не предусмотрено, что часть «льготной» древесины собственник может продать, расплатившись за работу. Лесничество закрывает глаза на то, что население из-за отсутствия лесозаготовительной техники и больших расходов рассчитывается за заготовку и распиловку частью выделенного им на конкретные цели леса. Но когда половина из тысячи договоров купли-продажи лесных насаждений, предназначенных для строительства индивидуального жилья или его ремонта, становится предметом торга – это уже преступное деяние. Почему лес ещё на корню «уходит» налево?

Одна из причин, почему так свободно ощущают себя спекулянты-перекуп-щики, кроется в излишнем либерализме Лесного кодекса, несовершенстве законодательства и судебного производства.

Правила заготовки древесины, установленные новым Лесным кодексом, по мнению специалистов, «очень сырые». За самовольную передачу в пользование лесных участков другим лицам предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а за нецелевое использование древесины и нарушение порядка проведения рубок – от трёхсот до пятисот рублей. Кого это испугает? А без солидной доказательной базы трудно аргументировать противоправное деяние в суде. С нарушителями Лесного кодекса разбираются в лесном ведомстве в рамках административного производства, и только в отдельных случаях дело передаётся для дальнейшего расследования в органы МВД.

Впрочем, в последние два года юридических возможностей для предотвращения нарушений в лесной сфере стало больше, но пока они выполняют сугубо превентивную функцию.

При вырубке леса происходит много нарушений, в частности, «предприимчивые соседи», которым владельцы делян перепоручают заготовку древесины, оставляют на снегу сучки и ветви. Неликвидные «продукты» лесозаготовки не только засоряют территорию, мешают последующим восстановительным работам, но и являются реальной угрозой – это легко воспламеняющийся материал в засушливый и жаркий весенне-летний период. Собственники делян несут ответственность за выполнение мероприятий по очистке территории, но штраф в размере 1500 рублей не являлся эффективным стимулом для хозяйского отношения к лесу.

Остаётся надеяться, что новые меры финансового и административного принуждения со временем дадут желаемый результат, и потребители лесного богатства - участники жилищного строительства - будут действовать только в законодательных рамках. В противном случае им обеспечено тяжкое денежное бремя. Так что лёгкой жизни владельцы делян и перекупщики древесины могут не ждать.

Вера АНИКЕЕВА





Адрес публикации в Интернет: http://tyumedia.ru/117557.html

 

Дата вывода на печать: 18.04.2025, пятница

© 2001-2025 Государственное информационное агентство Тюменской области

При использовании материалов ссылка обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38694 от 21.01.2010 выдано Роскомнадзором.