Они вспоминают
22.06.2011 г. , 09:18

КОСТЕНКО РОБЕРТ ДЕМИДОВИЧ:

Днем мы пошли на Крещатик к своему дому. Кругом были развалины, люди что-то искали. Видимо, документы. Очень хорошо запомнил, что мы выходили из дома в сторону памятника с булавой, а в этот раз видел, что в груди коня большая дыра. Позднее уже узнал, что памятник этот Богдану Хмельницкому, стреляли по нему из пушки.

Всю оккупацию мы жили в Киеве. Отец был на фронте, его забрали в летную школу еще до начала войны.

В армию меня призвали, когда шел восемнадцатый год. В Канске, куда привезли нас, новобранцев, я неожиданно встретил сродного брата Августина, вместе с ним прослужил восемь месяцев. А еще служил вместе с Евгением Ивановичем Бобовым.

Потом я попал в Арзамасское военное училище. Вначале сказали, что нас, офицеров, выпустят через полгода, а на самом деле я проучился полтора года, выпуск был в декабре 1945, когда война уже закончилась. Потом почти десять лет служил офицером…

Работать начали рано, как говорится, только штаны надели. Боронили, пахали на лошадях, весной помогали сеять, осенью собирали колоски. Зайдешь в посевы и тебя почти не видно. Я сейчас говорю: то ли зерновые были высокие, то ли мы маленькие. Всем нашего возраста досталось. Я был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

МАКАРОВА МАРИЯ ПАВЛОВНА:

Женщины научились все делать сами. Мы в Заводоуковске заготовляли строительный лес, боронили на коровах, на быках возили дрова, сено скоту. Летом была норма выкосить 50 соток травы за день. Литовками косили и своему скоту, и колхозному.

И до сих пор помню, как к нам, в Ю-Плетнево, стали поступать эвакуированные ленинградцы. Деревенские топили бани, мыли их, делились всей едой. Не было своей беды, она была общая.

Наша деревня несколько раз переходила то к немцам, то к нашим. Как начнут бомбить, не знаешь куда бежать. Власти стали спешно эвакуировать население. Мы ехали в товарном вагоне, всю дорогу нас бомбили. И то, что осталась живой - это чудо. Я приехала в Сибирь, в Омутинский район, потому что сюда в 1939 году уехала по вербовке моя мать. Долбили лед для молоканки, работали на полях, на лесозаготовках. Все пережили. Я так и не вернулась в Украину, но была там много раз. И вот теперь у меня две родины: там, где я родилась и жила до войны, и здесь, где похоронены мои самые близкие люди - мама и сын.

Беседовала и подготовила материалы Г.БОГАТОВА





Адрес публикации в Интернет: http://tyumedia.ru/51611.html

 

Дата вывода на печать: 12.04.2025, суббота

© 2001-2025 Государственное информационное агентство Тюменской области

При использовании материалов ссылка обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-38694 от 21.01.2010 выдано Роскомнадзором.