На предприятии, которое выполняет 90% пассажирских перевозок в городе и районе, а также осуществляет междугородные рейсы, всерьёз обеспокоены кадровой проблемой. Генеральный директор ОАО «Автотранс» Сергей ГРИГОРЬЕВ рассказал «Ялуторовской жизни», чем привлекательна работа на общественном транспорте.
Не дрова возить
«У нас, конечно, требования выше, чем в других транспортных предприятиях, - не скрывает генеральный директор ОАО «Автотранс». - Мы ведь людей возим, сами понимаете. Поэтому нужно и ездить аккуратно, и график соблюдать, да ещё и с пассажирами вести себя вежливо. Водители и кондукторы первой смены встают ещё до рассвета, чтобы в шесть часов утра автобусы вышли на линию».
Многие шофёры предпочитают работать на грузовых машинах – там проще: кирпичи и брёвна не упрекнут, что притормозил резковато или приехал на пять минут позже.
Тем временем, основной ялуторовский перевозчик должен соблюдать много разных требований. Например, не допускать переработки водителей – эти люди несут ответственность за жизни пассажиров, им нельзя трудиться усталыми, больными или невыспавшимися. Для безопасности граждан в российских законах за последние годы появилось много правил для транспортных предприятий, и «Автотранс» старается их соблюдать.
«Теперь все автобусы предприятия оборудованы системой навигации ГЛОНАСС, боˊльшая часть автомобилей оснащена автоматическими речевыми информаторами для объявления остановок. И хотя это несёт за собой немалые затраты, мы пошли на них, - продолжает Сергей Григорьев. - Сейчас еще должны установить тахографы - приборы, которые будут контролировать работу каждого водителя. На частных автобусах пока такого тщательного контроля нет. И вообще хотелось бы, чтобы требования к предприятиям пассажирского транспорта в плане выполнения графиков движения и технического оснащения автобусов были одинаковыми, независимо от формы собственности перевозчика, ведь от этого пассажиры только выиграют».
Зарплата с доплатой
Чтобы предложить работникам выгодные условия, «Автотранс» предоставляет большой пакет социальных гарантий. В него входят, как минимум, выплата страховых взносов, организация труда согласно КЗОТу, «белая» заработная плата, доставка на работу и с работы транспортом предприятия, бесплатный проезд работников на общественном транспорте и т. д. Немаловажно и то, что водители, работающие на городских маршрутах, имеют льготу при выходе на пенсию.
«У нас в коллективе хорошая атмосфера, и это тоже привлекает работников, ведь не хлебом же единым жив человек, - добавляет Сергей Григорьев. - На предприятии хорошее отношение к спорту: мы арендуем спортзал для тренировок, участвуем в городской спартакиаде, организуем коллективные выезды на рыбалку или за грибами. Еще у нас постоянно проходят конкурсы профессионального мастерства, которые дают возможность отмечать и премировать лучших работников. Кроме того, всегда поздравляем наших сотрудников в день рождения, дарим грамоты или подарки, женщинам - цветы. Другие знаменательные даты для работников предприятия - свадьбы, юбилеи, рождение детей также не остаются без внимания».
В День пожилых людей всех пенсионеров «Автотранс» приглашает на праздник, поддерживает их материально. Руководство следит, чтобы сотрудников представляли к муниципальным, областным и государственным наградам.
«Мы, конечно, понимаем, что главное сегодня - это достойная заработная плата. Нынче нам удалось поднять среднюю оплату труда водителей автобусов до уровня средней по городу, и на этом не собираемся останавливаться. Чтобы люди могли больше зарабатывать, коллективный договор предусматривает целую систему дополнительных выплат: за работу без больничного листа, безаварийность, за соблюдение графика, большой стаж работы на предприятии», - подчёркивает генеральный директор.
Возможность учиться
Хохловский парень Евгений Огудов после окончания техникума заочно поступил в университет. Именно поэтому молодой человек искал место, где можно было бы работать и продолжать получать образование. На частных предприятиях его ставили перед выбором: работа или учёба. А вот в «Автотрансе» тягу к знаниям оценили и даже гарантировали оплачиваемый учебный отпуск – это нормальная практика, в отдельных случаях предприятие даже платит за обучение сотрудников.
А перед Евгением ко всему прочему открылись хорошие перспективы. Спустя три года он стал менеджером начального звена - в должности диспетчера производства молодой человек теперь контролирует весь процесс ремонта автотехники. В планах Евгения получить ещё одно высшее образование – экономическое.
«Я пока не знаю, пригодится ли оно мне. Но чтобы кем-то стать в этой жизни, нужно добросовестно работать и развиваться», - считает работник.
Молодой механик Анатолий Галин тоже учится, но сейчас его лучшие уроки проходят на практике. Секреты мастерства передаёт «гуру» по ремонту дизельных двигателей - моторист Андрей Рычков. На предприятии его считают лучшим специалистом в Ялуторовске.
«До уровня Андрея я дотянусь, когда смогу, не снимая двигатель, находить причину неисправности и ремонтировать её. Пока я только на снятом двигателе могу работать», - объясняет Анатолий. Он уверен, что «Автотранс» для него - хорошее место работы.
Элитный отряд
У водителей пассажирского транспорта есть своя иерархия. Ездить по городу – это первая, хотя и самая трудная ступень. Когда уровень мастерства подрастёт, можно выходить на поездки по району. А абсолютное признание – работа на междугородных маршрутах.
«Мы считаем бригаду, выполняющую рейсы на Тюмень, может, это и громко будет сказано, настоящей элитой нашего предприятия, - с нескрываемой гордостью признаётся С. Григорьев. - Это водители, которые не одно десятилетие проработали за баранкой и слава Богу без аварий. На них всегда можно положиться. Да и вообще, поработав на нашем предприятии, можно трудоустроиться хоть куда. В других пассажирских предприятиях Тюменской области наших водителей готовы взять даже без собеседования».
Возможность совершенствовать профессиональное мастерство привлекает 22-летнего водителя Василия Русских: «Можно будет узнавать другие районы и города – это же интересно».
Аккуратным вождением и вежливостью Василий уже сумел завоевать сердца многих пожилых пассажирок на маршруте 3«А». А ведь на автобусе он ездит только год. До этого успел поработать на грузовике, но сезон закончился и в его услугах нуждаться перестали. В «Автотрансе» такого не случается.
Стабильность и «семейный подряд»
Стабильность, пожалуй, главный плюс городского транспортного предприятия. Предприятие перевозит людей уже 57 лет и намерено продолжать дальше.
«Делать это мы умеем и любим», - улыбается генеральный директор.
Ещё одним способом решения кадровой проблемы в «Автотрансе» стали «семейные подряды».
«Очень удобно: вместе работаем, вместе обедаем, вместе идём домой, да и дома вместе находимся», - рассказывает Халида Сагидуллина. Вот уже пять лет она работает с мужем Шайтуллой на одном маршруте в автобусе. Похоже, им обоим такое положение дел нравится.
Про работников общественного транспорта есть один старый советский фильм - «Первый троллейбус».
- Неужели тебе нравится быть обслуживающим персоналом? - спрашивает там влюблённый молодой человек девушку, которая работает водителем.
- Нравится! - отвечает она. - И вставать рано нравится, а ещё мне нравится, когда милиция мне честь отдаёт.
В этом фильме по сегодняшним меркам слишком много громких слов (а про зарплату, например, даже и не вспоминают). Но в своё время он напоминал работникам общественного транспорта о том, что их труд нужен.
Никто сегодня не скажет водителям: «Да ведь с вашей машины утро в городе начинается!». Но без общественного транспорта жители города и района не могут. И людям, которые на нём работают, есть за что сказать «спасибо».
Ольга КАЛИНИНА
Фото автора