Медиакарта
21:01 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фронтовик

Михаил Павлович Пономарёв родился в 1922 году в д. Туманово Курганской области, где было всего 19 дворов. – Мы жили справно. Родители держали большое хозяйство, – вспоминает Михаил Павлович. Потому, наверное, и попали они под раскулачивание. Михаилу тогда было восемь годков, брат был на год старше, а сестрёнка Нина только родилась.

Не спасло их и то, что отец в гражданскую на стороне красных воевал. Большую семью Пономарёвых разделили. Бабушку с дедушкой, дядей и тётей сослали в Сургут. Семью Михаила чуть южнее – в п. Ростошь. Что под Верхними Аремзянами.

В Ростоши Михаил закончил 4 класса, семилетнее образование пришлось получать в п. Октябрьском. После чего он окончил фельд­шерскую школу в Тобольске. «У нас был выпускной, когда началась война. Многие шагнули на фронт из-за студенческих парт. Меня же в армию не взяли», – то ли сетует, то ли просто констатирует Михаил Павлович.

Направили молодого фельдшера в Ялуторовский район. Но он не был настроен отсиживаться в тылу. И, проработав шесть месяцев, в декабре 1941 года стал проситься на фронт. В результате попал на военный завод на Уралмаше, который выпускал танки. С судьбой не поспоришь. Видимо, она оберегала его для каких-то более важных дел. А он мыслями был на фронте.

За хорошую работу на заводе молодому фельдшеру дали семидневный отпуск, чтобы маму навестил. Домой он ехал не с пустыми руками, вёз гостинцы – прянички. Но не знал он, что на документе в пути надо было делать отметки. За свою беспечность и поплатился. Забрали моего героя в Велижанский отдел милиции. Час уже был поздний, а потому до выяснения обстоятельств заперли бедолагу в амбаре, где уже «гостили» двое. Ребята попались прыткие и за ночь все его прянички «приговорили». На­утро милиционеры пожурили Михаила. Да и отпустили. Срок отпуска уже был на исходе, да и время года было такое, что на другой берег реки не перебраться. Так до дома Михаил в тот год и не добрался. Но и на завод решил не возвращаться. Явился в областной военкомат. Паренька направили в Гороховецкие военные лагеря, но перед этим с него нужно было снять бронь. На заводе ему добро не дали. И тогда Михаил поступил, может быть, и не по закону военного времени, но по зову сердца и по совести – отправился в военные лагеря.

С этого момента началась его военная биография. Причём его фельдшерские знания и опыт в расчёт не взяли. Выучился новобранец на военного разведчика. «Так всю войну и прошёл в обнимку со стереотрубой», – улыбается мой собеседник. А воевать ему довелось в составе 94 тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады ордена Кутузова.

Боевое крещение он получил под Смоленском, на крупной железнодорожной станции, когда их 21 артиллерийскую дивизию резерва главного командования обстреляли с воздуха «мессеры».

Военная специальность обязывала Михаила быть всегда на полшага впереди. Но иногда случалось вести наблюдение и из окопов, находясь рядом с боевыми товарищами. Не забыть ему, как однажды рядом с ним в бинокль оценивал вражеские укрепления сын легендарного Чапаева, Александр Чапаев, командир артиллерийского полка. Но супротив стереотрубы, которая увеличивала в 20 раз, командирский бинокль был игрушкой.

В подчинении Михаила, а он был сержантом, находилось два рядовых. Передвигались чаще всего ночью. Одна вылазка ему особенно запомнилась.

Шли ночью болотом, почти наугад. Видимость нулевая. Но всё было лучше, чем днём поймать трассирующую пулю. А ночью фашисты чаще всего отдыхали. Дойдя до места, выкопали небольшой ров и начали вести наблюдение. Одного бойца фашисты взяли на мушку и подстрелили. Нет ничего тяжелей, чем терять боевых товарищей.

В серьёзную переделку попали наши артиллеристы под Кёнигсбергом. Укрыться попытались за толстыми стенами брошенной свинофермы. Но поблизости оказался немецкий корректировщик с рацией. Многие полегли там. А когда артиллерийский огонь прекратился, в тыл увезли две машины раненых.

Дорогами войны прошагал разведчик Пономарёв по Белоруссии, Литве, Латвии. Участвовал в разгроме Курляндской группировки. Вой­на для него закончилась под Кёнигсбергом. «Орудия стволами вверх!» – скомандовал командир батареи. Это был артиллерийский салют Победы.

Вот бы домой, да хоть глазком маму увидеть. Но командование вдруг вспомнило, что у Михаила фельд­шерское образование, и его направили в Вильнюс, в воен­ный госпиталь, сначала в хирургическое отделение, а затем в отделение выздоравливающих.

В то время свирепствовали «лесные братья», многие бойцы и мирные жители пострадали от их рук. В госпитале Михаилу приходилось заниматься не только лечебным делом, но и хозяйственной частью. Госпиталь отапливался дровами. Само здание было ветхим, обшарпанным.

Михаилу было дано задание привезти из Кёнигс­берга 30 пленных немцев, знакомых с отделочными работами и способных поработать на заготовке дров. Надо отдать им должное, работу они выполняли на совесть. Один говорил по-русски и сказал Пономарёву: «Пусть ваши солдаты, что нас охраняют, не морозятся на улице. Мы и так никуда не убежим. Мы ждём обмена пленными. А это уже скоро будет».

Демобилизовался Михаил лишь в 1948 году. Наконец-то он смог вернуться на родину и повидаться с мамой. На работу он поступил в районную санэпидемстанцию, там и встретил свою суженую – Нину Александровну. Свадьбу сыграли в 1954 году, правда, невеста была без белого плать­я. Жили-то скромно, да и с тканями в то время была напряжёнка. А вот угощения на столе были из рыбацкого улова да из охотничьих трофеев – родители постарались. Но прожили они вместе долгую и счастливую жизнь. Через несколько лет готовятся отметить 60-летний юбилей. Так что секрет счастья не в пышности свадеб, которыми грешат современные пары, а в чём-то другом.

После войны окончил Михаил исторический факультет Тобольского учительского института, а затем университет марксизма-ленинизма и медицинскую деятельность сменил на педагогическую. Довелось ему поработать и в Соколовском ПТУ, где он 20 лет преподавал общественные дисциплины и 10 лет был военруком. Два года он руководил палаточными учебными лагерями для призывной молодёжи, которые были развёрнуты под Байкалово и Зоркальцево. В лагеря приезжал сам Сопьян и дал высокую оценку подготовке призывников. Педагог-фронтовик передавал ребятам свои опыт и знания. Теперь он зовётся ветераном.

До последнего времени Михаил Павлович был активным участником ветеранского движения, провёл большое число встреч, уроков мужества со школьниками, курсантами автомобильной школы ДОСААФ, кадетами ВСМЦ «Россияне». Он прекрасно понимает, как важно для молодых ребят услышать о войне от фронтовика. А потому теперь, когда дальше магазина он уже не ходит, принимает школьников у себя дома. Благо, что память он сохранил такую, что любой молодой позавидует. Помнит ветеран поимённо всех своих боевых командиров, все бои, в каких приходилось участвовать его полку.

С 90-летним юбилеем ветерана поздравили глава администрации города Владимир Мазур, представители ДОСААФ, ПАТП, многочисленные друзья, родственники. Михаил Павлович был приятно удивлён такому вниманию к себе. Но он это, безусловно, заслужил.

Анна ЩЕРБИНИНА Юрий ДМИТРИЕВ (фото)