Театральные люди по-разному определяют своё странное предназначение. Они говорят: «Призвание, служение, работа, творчество». Для Альбины Шафировой актёрская судьба сродни путешествию – головокружительно приятному, сопряжённому при этом с множеством опасностей, искусов и приключений.
А пустилась она по сему весёлому и славному маршруту… да что уж тут скрывать – более полувека тому назад. Восемь лет исполнилось Але, вышедшей из отчего дома и направившейся в сторону Дома пионеров. Самостоятельно, без сопровождения, несмотря на то, что сей очаг детского творчества находился далече, аж на другой стороне реки Селенга (место действия – город Улан-Удэ).
И был драмкружок с классическим набором ролей – от Чиполлино до Золушки, был спектакль «Хижина дяди Тома»
– Когда я играла Топси из «Хижины», – вспоминает актриса Шафирова, – то упоённо мечтала о том, чтобы у нас в семье жил настоящий негритёнок. Такое вот полное погружение в образ.
Явное дарование и экспрессивность, помноженные на самоотдачу, принесли свои плоды – смешного ребёнка заметили деятели взрослого театра и пригласили на роль «Девочки с булкой» в спектакль «Иркутская история».
– Это был настоящий театр – республиканского значения, между прочим… И я пришла туда, пришла в свой дом… И даже то, как звали автора «Иркутской истории», очаровало меня – Арбузов – такая сладкая фамилия. Эта счастливая встреча из детства до сих пор со мной – кого я только не сыграла из «Арбузовского» репертуара, но вот взяла недавно сборник его пьес и перечитала с восторгом все без исключения.
Мы выбираем…
Она выбрала театр или он – её? На этот вопрос Альбина Ильинична ответила не задумываясь:
– Не было выбора… И времена не выбирают, а живут в них и умирают, и такое поприще, как театр. Не было выбора – я пришла в театр и осталась, точнее, продолжаю странствие по этой волшебной стране.
А так как театр в наше время делают профессионалы, девочке необходимо было получать образование. Мама была против, но папа благословил её на поступление в театральный, и Альбина покинула Забайкалье – отправилась учиться в Новосибирск.
– Поступила сразу, с ходу, хотя и не без приключений… Они всегда со мной – приключения, как и в настоящем путешествии. Училась легко и просто, играючи, хотя это было время понимания профессии, осознания её сложности, проникновения в её механизм.
Профессиональная работа в статусе дипломированной актрисы в театрах Барнаула, Тулы, Сызрани только убедила дебютантку в неизбежности уготованного ей маршрута:
– Можете считать меня сумасшедшей, но как в восемь лет у меня не было ощущения, что театр – работа, так нет его и сейчас. Чудная игра, способ существования в этом грозном мире, вечное постижение этого мира, себя и всего, что вокруг…
Путь в Тобольск
И опять путешествия. Что поделать, коли удел актёров – бесконечные странствия от театра к театру, от роли к роли, от режиссёра к режиссёру.
Долго ли, коротко, но сама судьба привела молодую актрису А. Шафирову в Тобольск… Она-то и не задумывалась об этой самой судьбоносности – приехала по приглашению режиссёра Волкоморова скоротать сезон. Так вышло… Да только не совсем так, как думала.
Историю прибытия на святую сибирскую землю героиня нашего повествования могла бы рассказывать со сцены – очень уж ярко у неё это получается, образно, трагикомически. И город родимый образца 1972 года узнаётся на раз, и нравы его, и жизнь театрально-подгорная.
В печати этот монолог изрядно теряет свой задор, а посему оставим его «в кулисах» нашего повествования. А вот об одном тобольском знакомстве актрисы рассказать стоит.
– Как там в «Бриллиантовой руке»? Стамбул – город контрастов? Так вот в Тобольске этих самых контрастов тоже было предостаточно… Чёрные ночи без фонарей, грязь, дощатые мостовые, самая модная летняя обувь у большинства мужчин – домашние тапочки. Всё это поражало меня, пожившую уже в больших городах, явившуюся в Сибирь в шикарном пальто до пят, «эффэктном берэте», с огромным чемоданом вызывающе зелёного цвета… А ещё поражали люди, живущие здесь, – столько порядочных, высокообразованных, по-настоящему культурных, интересных людей встретилось мне в первые же недели-месяцы… Просто диву даёшься.
И вот среди таких дивных знакомств обозначился некий товарищ. А звали его ...
– Я встретила его и почти сразу подумала: «Господи, до чего ж красивый человек! И какой ма-а-аленький…» Но что там рост – свет исходил от Валерки, поэзия. И не я одна это замечала.
Валерка, а для нас с вами – Валерий Петрович Медведев – преподавал тогда в культпросветучилище и играл небольшие роли в театре. И, конечно, они встретились – не могли не встретиться… Встретились на культовой тобольской постановке «Конька-Горбунка», в которой Альбина того самого Конька и играла.
И началось – цветы охапками, заморский напиток «Рислинг» ящиками и стихи, стихи, стихи.
– Все его студенты собирались в моей общежитской комнатке и до утра читали Цветаеву, Мандельштама, Пастернака. Есть ли сейчас такие комнаты и такие студенты? Есть, наверное, ведь со сцены я вижу лица нынешних зрителей, их глаза… И это – все те же глаза, что и у тех мальчиков-девочек из начала семидесятых.
Взрослеть нельзя
И Альбина пустилась в новое путешествие, точнее – продолжила, однажды на берегах Селенги начатое. Теперь уже со спутником.
Питер, Дзержинск, Свердловск, Лысьва, Ирбит. Города, театры, артисты, зрители, друзья… Реки и мосты, дороги с перекрестьями, пыль да туман.
А в 1999 году они приехали-вернулись в Тобольск, и Альбине Шафировой, нажившей к тому времени и актерского, и жизненного опыта, пришлось вновь завоёвывать любовь-уважение местной публики.
Удалось ли?
Если вы зритель театра имени Петра Павловича Ершова, то уж наверняка знакомы с её работами в спектаклях «Женщина, не знавшая слёз», «Очень простая история», «Театр, шум за сценой», «С любимыми не расставайтесь», «Корабль дураков», «Дикарь», «Дом Бернарды Альбы», «Одноклассники», «Верните бабушку», «Мой внук Вениамин». Да что я перечисляю – там ещё полтора десятка наберётся ролей.
Ролей весьма разных, но при этом очень «Шафировских». С наличием фирменного профессионального почерка и явно ощущаемым наивным задором той забайкальской девчонки, которая мечтала когда-то о том, чтобы в их доме жил «настоящий негритёнок».
А о грядущем бенефисе актрисы Альбины Шафировой, который состоится 27 июня, мы даже и говорить не стали. Отмахнулась она от моего предложения «подать мероприятие с помпой»:
– Я столько лет уклонялась от этих самых бенефисов, отказывалась от предложений устроить творческий вечер к юбилею… Это такой день… День, который заставляет повзрослеть, а нам, актёрам, взрослеть нельзя. Я как поняла это ещё там, на сцене Дома пионеров, так и сейчас считаю – в свои законные шестьдесят пять.
Дмитрий КАРАСИЕР