Для своих пациентов доктор Раевский – непререкаемый кумир
У регистратуры толпилась очередь. Бабуля лет 80-ти, сгорбленная от житейских забот, но на удивление бойкая, настойчиво требовала у регистратора талончик на приём к Раевскому. На ближайшее время талончиков к доктору не было. Отвергая все доводы регистраторши записаться на приём к другому специалисту, бабушка согласилась придти на приём через две недели и получила заветный талон. К Раевскому. Как и хотела. «Уж больно врач хороший!» – объяснила она слегка подуставшей очереди.
Доктор Раевский никогда не мечтал стать онкологом. Хирургом – да. А вот онкологом…. Но так уж распорядилась жизнь, что нашёл он себя именно в онкологии. Призвание? Наверное, призван Богом. Дарование – поручение свыше.
Окончив Карагандинский мединститут, в 1990 году молодой врач был призван на срочную службу в железнодорожные войска. В те годы медиков в армии не хватало. Воинская часть дислоцировалась в районе Тобольска. После бескрайних казахстанских степей сибирская природа поразила Сергея. Впечатлил и старинный город. Отслужив, принял решение остаться в этих местах. Хирургов в медсанчасти (нынешней городской поликлинике) было достаточно. Требовались онкологи. Поразмыслив, согласился. Прошёл специализацию в Ленинграде и с тех пор навсегда связал свою судьбу с онкологией.
В небольшом провинциальном городе работа врача узкой специализации видна как на ладони. Каждый день десятки пациентов, словно рентгеном, просвечивают его профессионализм. Помимо часов приёма в поликлинике, Сергей Викторович заведует в ней хирургическим отделением, оперирует, является лечащим врачом онкопалаты, есть у него и обычные дежурства по графику в областной больнице № 3. Нагрузка колоссальная.
Для своих пациентов Раевский – непререкаемый кумир. Пусть и оснащены сейчас медицинские учреждения новейшим оборудованием, и сильны современные лекарства, но врач всегда остаётся важным звеном в цепи между болезнью и выздоровлением. Человек никогда не должен оставаться один на один со своим недугом. Победить болезнь можно только в связке: больной – доктор. И чем надёжнее, прочнее эта связь, тем очевиднее положительный результат.
Мера ответственности любого врача в постановке правильного диагноза безмерно высока. Наверное, здесь как нигде более применимо выражение «Семь раз отмерь…»
На мой вопрос о том, как больные реагируют на поставленный доктором диагноз – «онкология», ведь по сути это приговор, Сергей Викторович резко возразил:
– А кто сказал, что это приговор?! Это предвзятое мнение, и оно неверно в корне. Поскольку онкология такое же заболевание, как и другие. Оно поддаётся лечению. Вся беда в том, что пациенты зачастую обращаются к нам уже с сильно запущенным заболеванием – 3-4 стадией. Но и у них есть надежда. Некоторые локализации рака успешно лечатся. К примеру, рак кожи. Труднее поддаются лечению печень, поджелудочная. Наличие опухоли – это ещё не повод опускать руки. На моей памяти – больной с 4 стадией. Его прооперировали в 92-ом – живёт и здравствует.
Конечно, сам диагноз люди воспринимают по-разному. Некоторым приходится говорить о нём сразу, чтобы не упустить время. Есть определенная категория больных, которые психологически не готовы к вердикту врача. Тут уж приходится Сергею Викторовичу быть настоящим психологом и постепенно, шаг за шагом, готовить пациента к тому, что он должен услышать. А самое главное, настроить на то, что болезнь надо побеждать. Больному так необходим живой отклик врача: взгляд, доброе слово. Ведь порой даже нечаянный жест доктора даёт ему либо надежду на выздоровление, либо…
Доктор не скрывает своей озабоченности тем, насколько легкомысленно относятся некоторые люди к своему здоровью. Даже автомобиль требует техосмотра. Казалось бы, человек сам должен быть заинтересован в регулярных медицинских осмот-рах. На деле это далеко не так. У людей порой в голове не укладывается: пришёл, к примеру, пациент на приём к хирургу с больным пальцем, а его подвергают к глубокому медосмотру разных специалистов. Зачем? Да именно затем, чтобы иметь общее представление о здоровье. Благодаря таким осмотрам иногда и выявляются патологии, в том числе и опухоли. И как жаль, считает Сергей Викторович, когда бывает упущено время.
– За последние 20-30 лет в лечении онкозаболеваний многое изменилось, – говорит доктор. – Есть немало случаев, когда прооперированные больные (рак груди 4 стадии с метастазами) по-прежнему живут, ведут достойный образ жизни. Современные средства лечения позволяют дать 10 дополнительных лет жизни 50-60-летнему человеку. Разве это не важный факт? Десятки, сотни вытащенных, прооперированных живут и здравствуют. Однако об этом все молчат. А вот когда бывает летальный исход – об этом говорят, да ещё как! Порой у людей формируется неверное мнение, и они не доверяют врачу: «Сделайте мне то-то, то-то». Читают литературу сомнительного характера, берут информацию из Интернета. Специальные сайты, на мой взгляд, не должны открываться без комментариев специалистов Минздрава. И, замечу, чем выше уровень интеллекта больного, тем меньше проблем, чем ниже – тем сложнее ему что-либо объяснить, труднее лечить.
Какой-либо одной причины онкозаболеваний, по мнению Сергея Викторовича, нет, их несколько: ухудшение экологии, употребление полуфабрикатов и продуктов длительного хранения, курение, алкоголь, стрессы. Онкопатология напрямую связана с чрезмерной загруженностью людей на производстве, нехваткой отдыха. В таком цейтноте у людей не остаётся времени для своего здоровья. И, как правило, со временем приходит расплата.
– Опухоль не приговор, – говорит ещё раз в заключение Сергей Викторович. – Мы лечим, продляем жизнь больным в условиях нашего стационара, возвращаем их в жизненную среду. Конечно, бывают и трудные случаи, приходится порой направлять некоторых больных в областной онкодиспансер. Но самое главное, нельзя халатно относиться к самому ценному, что есть у каждого, – собственному здоровью.
…Каждый день, отдавая себя по капельке пациентам, доктор Раевский не опустошается ни духовно, ни профессионально. Откуда-то вновь берутся силы, внутренняя концентрация, сосредоточие на встречу с больными. Бесспорно, специалист такого уровня давно бы мог найти себя в любом крупном городе – профессионалы нужны везде. Но что-то удерживает его здесь, у нас. Наверное, Тобольск имеет свойство цепкой хваткой держать таких докторов. Держать и дорожить.
Светлана Биркович
Юрий Попов (фото)