Медиакарта
3:33 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Основные причины, по которым налоговую выгоду могут не обосновать

Отдел досудебного аудита УФНС России по Тюменской области проанализировал арбитражную практику за 2012 год.

Налоговые органы региона более ответственно подходят к сбору материалов, доказывающих необоснованную налоговую выгоду. Суды указывают, что представленные налоговиками в материалы дела доказательства в своей совокупности все чаще опровергают доводы налогоплательщиков о реальности осуществления хозяйственных операций с заявленными контрагентами и свидетельствуют о получении необоснованной налоговой выгоды.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в виде уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Согласно Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы, а деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной если для целей налогообложения учтены операции не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) и получена налогоплательщиком при отсутствии реальной финансово-хозяйственной деятельности путем создания формального документооборота.

В связи с этим, при финансово-хозяйственных отношениях налогоплательщиков с «проблемными», недобросовестными контрагентами или организациями, обладающими признаками «фирм-однодневок», налоговым органом проводятся мероприятия налогового контроля для установления реальности сделки. В случае установления факта необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды, в том числе, в виде необоснованного возмещениях по налогу на добавленную стоимость или завышения расходов при исчислении налога на прибыль, при досудебном обжаловании таких ненормативных актов налогового органа, как на уровне Инспекций, так и на уровне Управления, возражения и жалобы налогоплательщиков остаются без удовлетворения.

О необоснованности получения налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют, в частности, следующие обстоятельства:

Невозможность реального осуществления налогоплательщиком (контрагентом) указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

Совершение операций с товаром, который не производился либо не мог быть произведен в заявленных объемах;

Отсутствие у контрагента управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

Регистрация контрагента незадолго до совершения хозяйственной операции;

Осуществление расчетов с использованием одного банка, осуществление транзитных платежей (обналичивание поступивших платежей, возврат денежных средств на счета проверяемого лица);

Недобросовестность контрагента – «массовый» адрес регистрации, учредитель и руководитель является учредителем и руководителем многих организаций, отсутствие по юридическому адресу, фактическое местонахождение неизвестно, непредставление бухгалтерской и налоговой отчетности, неотражение выручки в бухгалтерской и налоговой отчетности, неуплата налогов, отсутствие расходов на ведение деятельности (зарплата, коммунальные услуги, аренда и пр.);

Отрицание учредителей и должностных лиц контрагента в участии деятельности организации, подписание документом неуполномоченным лицом (почерковедческая экспертиза либо почерковедческое исследование), опросы физических лиц, взаимозависимость;

Отсутствие реальности реализации работ (услуг, товара);

Непроявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

УФНС России по Тюменской области напоминает, что добросовестные налогоплательщики могут воспользоваться электронными сервисами ведомства, чтобы максимально обезопасить себя. Информацию о контрагентах можно получить на официальном сайте УФНС России по Тюменской области в информационном ресурсе «Проверь себя и контрагента». Интерактивный сервис содержит максимум общедоступной информации, в том числе сведения из «Вестника государственной регистрации», адреса массовой регистрации и другие

Кроме того, в отделе досудебного аудита рекомендуют регулярно проводить сверку с налоговым органом и уточнять свои налоговые обязательства.