За свои 85 лет коллектив предприятия «ТриФ» прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы
Продукция Тобольской швейной фабрики неоднократно становилась дипломантом конкурсов «Лучшие товары и услуги Тюменской области», «100 лучших товаров России».
Рубль
в рассрочку
Тобольская швейная фабрика – одно из старейших предприятий города. Ещё в первой половине двадцатого столетия существовала артель «Труженица».
В информации, подготовленной для нашей газеты Тобольским государственным архивом, сообщается, что «в материалах архивного фонда «Отдел местного хозяйства исполнительного комитета Тобольского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» хранится протокол общего собрания Тобольской кустарно-промысловой артели «Труженица» от 20.11.1927 г.»
В тот день сорок членов артели, поручив разработать и подписать новый устав пяти женщинам по фамилии Поповы: Параскеве Антоновне, Анне Фёдоровне, Анастасии Матвеевне, Екатерине Петровне, Александре Ивановне и одному мужчине – Георгию Самоловову, учредили «Труженицу». Определили паевой взнос «в размере 1 (один) рубль с каждого члена артели с рассрочкой уплаты взноса до трёх месяцев». Вступительный взнос установили в 20 копеек.
Удостоверение о регистрации устава артели «Труженица» в промышленном отделе окрисполкома помечено 25.02.1928 года по реестру № 48.
Преемники
«Труженицы»
Обратите внимание: членов артели было 40 человек. И сегодня, в дни предстоящего 85-летнего юбилея, на фабрике трудится тоже 40 человек.
Конечно, ассортимент выпускаемой продукции существенно разнится. Женщины, двадцать с лишним процентов которых в то время были безграмотны, вязали рыбацкие сети, шили головные уборы, одежду, плели кули из рогожи, привезённой из близлежащих деревень. Шили гимнастёрки, овчинные полушубки, меховые рукавицы и много полезных для Сибири вещей. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов «Труженица», обеспечивая советских воинов добротной зимней экипировкой, помогала приблизить Победу.
Вот на базе этой «Труженицы» и родилась швейная фабрика, получившая государственную форму собственности. Но на начальном этапе швеи приходили сюда работать… со своими ручными швейными машинками.
Лепили кирпичи
и стежили ватники
В далёком 1949 году 17-летней девчонкой пришла на фабрику Нина Жаркова. И 27 лет здесь проработала. Швеёй, бригадиром, мастером, закройщиком, начальником цеха…
– И строила я фабрику, что на горе, – вспоминает Нина Михайловна. – В ту пору кирпича в городе не было. Мы, работницы фабрики, ежедневно по 30 человек пешком ходили в деревню Блинникова – месили глину, лепили кирпичи. Наша фабрика одна из первых перебралась на гору, в то самое здание, где и сейчас она находится.
Нина Михайловна рассказывает, как развивалось производство. Шили рабочие халаты, стёганые ватники. Да-да, те самые фуфайки: серая хлопчатобумажная ткань, набитая слоем ваты и прошитая прямыми, без претензий на изыск, стежками. И вся страна была одета именно в эту «униформу».
Уже в 1959 году на фабрике появилось 20 электрических швейных машин, осваивались новые методы производства, 600 человек уже работают в просторных цехах. В 60-70-е годы с потока ежедневно выходят тысячами экземпляров хлопчатобумажные детские и рабочие рубашки, нарядные шёлковые с перламутровыми пуговицами. Ежедневно фабрика выпускала до четырёх тысяч сорочек, они разлетались по всему Советскому Союзу, и не только.
Время дефицита
Это было в начале девяностых того же двадцатого века. Дефицит элементарных предметов быта и одежды, продуктов питания оголил прилавки практически всех городских магазинов. Но народ был одет и обут, от голода никто не умер, мало того, холодильники у многих ломились от запасов. Где люди покупали вещи и продукты? Дотошный историк, безусловно, не обойдёт своим вниманием такое явление, как блат. В малочисленном Тобольске, где каждый кому-нибудь сват или брат, им пользовался почти каждый.
Корейские корни
Вот тогда-то на «швейке», чтобы насытить местный рынок мужской сорочкой, придумали, где найти дополнительные рабочие руки. Ткани, лекала и всё, что необходимо для изготовления этого, по тем временам действительно рукотворного шедевра, переправлялись в… Корею! Уже оттуда дополнительную готовую продукцию привозили в Тобольск. Здесь её перерабатывали, то есть устраняли брак, которого на первых порах было много, упаковывали и вместе с тем, что сшили сами, поставляли в магазины города. Производительность по сегодняшним меркам была ошеломляющей – до одного миллиона сорочек в год.
– Я сейчас хожу по городу и свои рубашки узнаю: их носят до сих пор! – удивляется директор фабрики Лариса Зорина.
Впрочем, ничего странного и нет. Во-первых, в то время многое набирали «про запас», а теперь, когда хорошая мужская сорочка из хлопка стоит очень дорого, люди достают из сундуков то, что не потеряло своей актуальности. Во-вторых, те сорочки и в самом деле были отменно выполнены: классические модели, качественная натуральная ткань всевозможных расцветок, нейтральная фурнитура. И главное, всё исполнено с любовью. И это несмотря на огромный «вал», поточное производство. Мастерство швей, прежде всего, тобольских, даже в такой экстремальной ситуации не подводило.
«Бирюзовое» дело
Перестроечным пертурбациям не удалось обойти Тобольскую «швейку». В то время она носила лиричное и вполне женское название «Бирюза».
Именно «Бирюза» оказалась в числе первых предприятий, на которое «точили зуб» предприимчивые земляки, оказавшиеся в ту пору у власти и пытавшиеся прибрать её к рукам простейшим способом банкротства. Противостояли-то им слабые женщины, отдавшие десятилетия своей жизни фабрике.
– Волею судьбы наша фабрика первой попала в эту «мясорубку», на нас учились хозяйствовать по-новому, – теперь уже спокойно рассказывают швеи. – И мы сами тоже учились. Выживать.
«Бим-Бо»
из Тобольска
А выживали по-разному. К примеру, одно время, спрятав подальше личные амбиции, сотрудничали с тюменской «раскрученной» фирмой – шили и поставляли детскую одежду, которая в торговые сети шла под торговой маркой «Бим-Бо».
– Сколько мы для них перешили одежды! – говорит Лариса Ивановна. – Комбинезонов, курток. И я так благодарна этой фирме: мы научились работать с верхней одеждой.
Грусть сквозит в воспоминаниях: этой фирмы уже нет, нет и многих других партнёров и клиентов. Но есть и радость – швейная фабрика жива.
«Три Ф»
Сегодня швеи всё увереннее переходят в сферу услуг. Решили полностью отказаться от поставок продукции в розничную сеть, перешли в формат работы по заказам.
Кстати, слово «формат» является одной из составляющих названия предприятия «Три Ф». Расшифровывается это очень даже загадочно: фигура, форма, формат. Теперь поразмышляйте, что бы это значило? Фигура – понятно: индивидуальные заказы, индивидуальный подход к каждому клиенту, соответственно, к особенностям его фигуры. Форма… Это не только прямолинейное – пошив форменной одежды для школьников и всевозможной спецодежды, но и поиск разнообразных форм обслуживания потребителей. Формат – это тоже специфика работы с клиентами и… определённая ступень в развитии предприятия. Можно, конечно, трактовать и по-иному, скажем, от латинского formatum «оформленное». Потому что каждый индивидуальный заказ тобольские швейники могут оформить, как того потребует клиент: скомплектовать фурнитурой – значками, погонами, шевронами, мало этого, даже обувью и головными уборами. Не чураются и таких заказов, как пошив чехлов, автомобильных и на мебель, декоративных подушек с логотипами и аппликацией. В общем, фантазия работает в полную силу.
«Ангелы» одеваются
здесь
Ещё несколько лет назад была приятно поражена экипировкой хоккейной команды «Ангел Сибири». Куртки, костюмы, комбинезоны сидели на мальчишках как по заказу. Оказалось, они и шиты были по индивидуальному заказу здесь, на швейной фабрике. Расцветка, качество ткани и пошива – всё говорит о высоком профессионализме мастеров.
И не раз уже швейники выполняли объёмные заказы ледового дворца «Кристалл», экипируя разновозрастные мальчишечьи команды.
Жил на поляне
Розовый слон
Минувший год стал ещё одним переходным периодом для тобольских швей. И полезным уроком в плане повышения профессионального мастерства.
Дело в том, заказчиками наших земляков в большинстве своём почему-то становятся иногородние предприятия и организации. И сегодня география сотрудничества «Три Ф» не ограничена только Тобольском, Тобольским и Вагайским районами, Тюменью, Сургутом и другими северными городами. Продукцию фабрики можно встретить и в Екатеринбурге, и Челябинске, и в других городах страны. Шагнула она далеко за пределы Тюменской области.
Так вот один из далёких партнёров и сделал необычный заказ – сшить костюм Розового слона. Ростовая кукла в полный рост высокого человека, пышущая теплом, добродушием и юмором. Пришлось швеям научиться работать с непривычными для них прежде материалами – мехом, бархатом, кружевным полотном. Потому что с Розовым слоном дружили Крокодил и Девушка в голубом, прообраз любимой Буратино капризницы Мальвины.
И как из рога изобилия посыпались заказы на национальные костюмы. Не только от вокальных ансамблей разных национальных автономий, домов культуры и клубов. Сегодня и рестораны, и кафе, работающие в режиме разнообразных национальных кухонь, стараются персонал нарядить привлекательно, используя яркий и богатый народный колорит.
А новогодние костюмы Деда Мороза и Снегурочки, сшитые в необычной технике, вообще можно считать шедеврами рукоделья.
– У нас много сотрудников, отдавших фабрике более 25 лет своей жизни, – рассказывает Лариса Ивановна Зорина. – Это швеи Гульфарис Алимова, Галиябану Карымова, Насифа Рахимова, Татьяна Жетикова, начальник производственного цеха Людмила Редикульцева, главный бухгалтер Татьяна Журавлева. Именно они сегодня стараются не только сохранять фабричные традиции, но и осваивают новые материалы, специализации, их мастерство позволяет побеждать на всевозможных конкурсах.
Через несколько дней на фабрике будут отмечать юбилей. Но 85 прошедших лет не старят производство, и о годах здесь не говорят. Здесь просто и без пафоса делают своё дело.
Раиса ПОЛОВИНКО