Не спеша прохаживаюсь по выставочному залу и всё более испытываю странное тихое чувство… Успокоенность какую-то, умиротворение… Насыщение, если угодно.
Бердяев говорил о «духовной сытости», входящей в противоречие с «духовным голодом», который есть «пророческие предчувствия и русский мессианизм». Но я вовсе не жажду божественной правды на земле, равной небесной. Мне достаточно сытости… Или, попросту, радости.
Вот она – эта радость. На холстах и листах плотной бумаги, забранных в строгие рамы. Простая, как Вечность, незамысловатая, как Мироздание… Картины иркутского художника Николая Статных.
На нужный лад настроила первая же работа. Автопортрет сепией и акварелью – этакий хитрован-бородач в раздуваемом ветром дождевике шагает себе то ли вниз по косогору, то ли вдаль по земному скату. И лёгкий батожок в его руке подозрительно похож на детскую палочку-лошадку. Так и идёт вперёд под прямыми струями серого дождя этот человек… И дождевичок раздувается, а игогошка весело толкает бурую землю.
А дальше – больше. Размашистая живопись (часть работ принадлежит кисти Людмилы Статных – жены художника), виртуозная графика, выполненная в различных техниках, принадлежащая самым разнообразным жанрам. На выставке, открывшейся в торговом комплексе «Ермак» (павильон «Вольница»), представлено несколько образчиков книжной графики. В частности – замечательная серия иллюстраций к произведениям Уэллса.
Николай Статных говорит о том, что к литературе вообще относится с особым вниманием:
– Многие мои работы связаны с книгами. Вот и в Тобольске мы представляем портреты Достоевского и жены его. В Новокузнецке я даже планировал создание Дома-музея писателя. Ведь именно там (тогда это был город Кузнецк) Фёдор Михайлович обвенчался с Марией Исаевой… Музея не получилось, но работ, связанных с Достоевским, у меня немало.
Председатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов поясняет, что художник прибыл в Тобольск не только для того, чтобы явить свои работы и пройтись по «достоевским местам».
– Мы сейчас ведём разговор о создании большого цикла иллюстраций к «Сказке о Коньке-Горбунке». Художник, Николай Семёнович, совершенно замечательный. Талантливейший иллюстратор, как вы сами видите. Думаю, что вместе мы сумеем подготовить достойный подарок к 200-летию со дня рождения Петра Павловича Ершова, которое совсем не за горами и долами, а уже в 2015 году.
И сам художник молвит, что сказку про диковинного Конька знает с детства и знает чуть ли не наизусть:
– Мечта создать иллюстрации для этой великой книги живёт во мне давно. Это большое дело… Очень большое. «Конёк» Ершовский – вещь космического масштаба. И теперь, когда я побывал у вас, в Тобольске… Нужно браться за работу. Как там у Петра Павловича: «Полно спать! Время дело исправлять!»
Что ж, дело благое и, надеюсь, исполнимое. И после этого разговора тотчас начинаешь примечать в работах Николая Статных много чего нашенского – Ершовского.
Вон какие печные дымы подпирают низкий свод дегтярного неба… А «Ряженые»! Пушистая такая картина, добрая, но и с некой подоплёкой-рогатинкой… Колодцы да пугала… Скоморохи – колпаки бубенчатые, домры переливчатые, печь русская да петух на запечье… Кузнец-надёжа… Рынок – гости, лавки открывайте, покупайте-продавайте!..
И вот ещё две работы. Литография «Плетень», всмотревшись в которую (здесь нельзя «посмотреть на», можно только «всмотреться в»), ты начинаешь кое-что понимать... Даже если раньше ты думал, что понимаешь многое.
«Пасечник»… Вечный старик. Он, словно архаичное древо, прорастает из разнотравья. Он нежит в чёрных ладонях невесомое облако сот. Абрисы ульев за Его спиной растворяются в небытии, напоминая о куполах неведомых великих храмов, в одночасье веков ставших руинами.
Вот этому Пасечнику точно чуждо мессианство и прочий духовный голод. Он просто есть… Есть во имя радости.
Дмитрий КАРАСИЕР
Юрий ПОПОВ (фото)