Медиакарта
10:59 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Можно ли вылечить тобольскую медицину?

«Если я заболею, к врачам обращаться не стану…»

Такое решение приняла моя знакомая пять лет назад, натерпевшись унижений в огромных очередях в поликлинике. И держит слово. Уж не знаю, как она справляется с недугами, но справляется же. С некоторых пор я стала разделять её мнение полностью и бесповоротно.

Но одно дело решить это для себя, другое – когда помощь нужна ребёнку. «Уж в детской-то поликлинике не может быть такого бардака», – с такой мыслью, встав пораньше, я предприняла туда первую и последнюю вылазку. Долго выспрашивала: «Кто последний?» – и наконец выяснила. Молодой мужчина долго не хотел называться, ему явно не нравилось быть последним, ибо очередь была огромна и многолика.

Вам знакомо это мучительное чувство потерянного времени, когда понимаешь, что у тебя забрали несколько часов жизни, скомкали и выбросили под ноги? Наверное, знакомо. Осадок потом остаётся на недели: почему нас так унижают?

Стоим, ждём. Мелкое, томительное и гадкое чувство подобострастия всё время наползало на меня, и я, признаюсь, задолго приказала себе не волноваться, не дёргаться и обязательно убрать заискивающую улыбку с лица в ту минуту, когда подойду к окошку. Но организм не слушался. Он то нервно подхихикивал, то покрывался гусиной кожей. Ровно за пять человек регистраторша объявила, что талонов к нужному мне специалисту нет. Расстроенная, я поплелась на остановку. Здесь долго стоять не пришлось: притормозила иномарка моей знакомой. Узнав о наших мытарствах с талонами, она сразу спросила: «А что, у тебя знакомых нет? У меня (а её сыну девять месяцев) никогда таких проблем нет». Вот они, обладатели «блата»! Они никогда не стоят в очереди. Их дела решают без их участия, и я даже догадываюсь как. Всякий раз собираюсь поступить тем же образом и всякий раз думаю: «Да ладно, потрачу час-два, что я – не из народа, что ли?» Но один раз всё же поступилась своими принципами: пожалела дочь, у которой после Нового года каждое утро начиналось со звонков в регистратуру детской поликлиники. И в течение нескольких месяцев она слышала в телефонной трубке бесстрастный, равнодушный голос: «Талонов к этому специалисту нет, к другому – тем более. Звоните в феврале, будет запись на апрель…» Звонит сегодня – талонов ещё нет, звонит завтра – уже нет. Просится платно, но, оказывается, в детской поликлинике платные услуги не положены. Закон, видите ли, такой. А где, скажите, господа хорошие, тогда закон, который позволяет издеваться над детьми? Нам говорят, демографическая ситуация плохая, программы придумывают, чтобы поощрить родителей с двумя и более детьми. Но почему же нет программы, предусматривающей беспрепятственное оказание помощи детям? Почему руководство поликлиники, не сумевшее организовать должным образом работу лечебного учреждения, своими действиями плодит потенциальных инвалидов? Ведь кому как не им должно быть известно, что несвоевременное оказание лечебных услуг чревато…

Страшный случай произошёл в одной тобольской семье как раз по этой причине. Юля, молодая мама, рассказала, что когда в три месяца они пришли к неврологу, он не обнаружил у её дочери никаких патологий, а ещё через три месяца было уже поздно. Они предприняли попытку полечить малышку в Китае, вся родня собирала на эту поездку деньги, но результат неутешительный.

Но вернёмся к моим принципам, которыми я поступилась ради родных мне людей. Звонок нужному человеку – и мы попадаем к специалисту. Но, если честно, ситуацию это не спасло: ещё раз попасть к тому же специалисту после прохождения курса лечения мы не смогли. Причина та же – нет талонов. Почти как в детской считалке: «Лыко и мочало – начинай сначала!» Надоело! Но ведь мы, взрослые, ответственны перед своим ребёнком, и когда он подрастёт, ему не скажешь: «Сынок, у тебя проблемы со здоровьем, потому что твои родители не смогли взять талон к врачу». Разве он нас поймёт?

Взрослая поликлиника – отдельный разговор. К примеру, в 7 «а» микрорайоне, за подстанцией, на протяжении двух лет нет участкового врача. Мой коллега жаловался: «Не дай Бог заболеть – умрёшь в очередях или бегая по кабинетам. Прихожу в поликлинику с одной болячкой, ухожу уже с двумя».

Шесть лет назад он перенёс операцию на сердце, и оно нет-нет да беспокоит его. На приём к участковому после долгих мытарств он ещё как-то попадает, и терапевт назначает ему суточный мониторинг сердца. А здесь уже начинаются парадоксы жизни: его делают только в 3-й областной больнице, а очередь, чтобы тебе его поставили, только через три месяца.

– Может они рассчитывают, что через три месяца этот больной умрёт, или боли к этому времени сами прекратятся? И зачем мне нужна такая медицина? – возмущался он.

Так же считает и Владимир Морозов, который пришёл на приём к депутату областной Думы Владимиру Майеру по поводу не первый год сломанного томографа. Этим же вопросом задавалась и моя подруга, интеллигентнейшая женщина, которой тоже довелось пройти через городскую поликлинику. Это надо было так её довести, что она, привыкшая молча проглатывать и хамство, и оскорбления, в этот раз не выдержала и позвонила мне. Из её прерываемого то и дело всхлипами рассказа я поняла, что в этот раз она пришла к дежурному врачу, так как уже мочи не было терпеть.

К дежурному врачу она попала, а вот чтобы взять талон к отоларингологу, ей пришлось выстоять длиннющую очередь. В результате она опоздала выписать больничный лист. Вместо того чтобы поддержать больного, терапевт Галина Анкушева стала кричать на неё. Но больше всего подругу ранили слова терапевта: «От вас одни проблемы!» Простите, госпожа терапевт, если вы выбрали «…стезю врача, значит, должны научиться помогать, не только выписывая рецепты, но и своей ободряющей речью...». Кстати, это не мои слова, а губернатора Владимира Якушева. А дальше, если вы не в курсе, он сказал вот что: «…Когда мы научимся уважать друг друга, и решать наши проблемы без крика, без напора, спокойно, доброжелательно, тогда и здоровья прибавится – с обеих сторон». Вы считаете, он не прав?

А вот в очереди подруга, чтобы взять талон на 2 апреля к отоларингологу, простояла зря. Он заболел. Да, врачи тоже люди, но где же опять было руководство поликлиники? Почему они не смогли организовать приём у другого врача? Не спорю, это хлопотно, это, наверное, очень сложно, но на то и администрация, чтобы находить выход из сложившихся ситуаций. Проще простого – извиниться за доставленные неудобства. Кстати, извинений тоже не последовало. А больной подруге, еле стоящей на ногах, ничего не оставалось делать, как снова идти в регистратуру и брать талон, хорошо, что он был, на 26 апреля. А я в который раз подумала: «Если я заболею, к врачам обращаться не стану…»

Вера ХОХЛОВА

Доверься эскулапу

Как нас лечат? Довольны ли мы получаемыми медицинскими услугами? Скажу, что довольны – слукавлю. И тем не менее я выбрала роль адвоката, а не обвинителя, хотя и меня многое не устраивает в тобольском здравоохранении.

Почему? Объясню. Требовать и ждать чего-то сверхъестественного от лечебно-профилактических учреждений города со 100-тысячным населением не приходится. Средства и силы на открытие специализированных медицинских цент­ров, таких, например, как онкологический, кардиологический, аккумулируются в больших городах, в нашем случае в Тюмени. Перед местной же медициной стоят несколько иные задачи: оказание первичной медицинской помощи, проведение диагностики, организация профилактической работы. И с этим местное здравоохранение вполне справляется. Неоценимую помощь в профилактике оказывают взрослый и детский центры здоровья, попасть куда проще простого. Здесь ты узнаешь практически всё о своём организме: получишь ценные рекомендации, а если это необходимо, то и направления к узким специалистам.

Когда моё здоровье дало трещину, таких центров ещё не было. Но я была благодарна врачам областной больницы № 3, куда меня доставила скорая помощь. Меня обследовали и поставили диаг­ноз – «онкология под вопросом». Тут же выписали направление в онкологический центр Тюмени. Действия наших врачей были абсолютно правильными. Возьмись они меня лечить, упустили бы время, а с онкологией не шутят – счёт идёт порой не на месяцы, а на недели. В Тюмени я прошла через всё, что было необходимо, – операцию, курс химиотерапии, и довольно быстро вернулась в строй. Так что врачи не только сохранили мне жизнь, но и трудоспособность.

Чтобы далее контролировать своё состояние здоровья, я имею возможность консультироваться у местного онколога. И меня это вполне устраивает. Уверена, нет неизлечимых болезней, главное здесь – ранняя диагностика. И в этом вопросе многое зависит от нас самих, от желания пройти медосмотр, посетить центр здоровья, обследоваться более углублённо на диагностическом оборудовании, а оно в городе имеется. Дождались мы и дорогостоящего оборудования, в котором нуждались тоболяки. Отделение гемодиализа оснащено аппаратом искусственной почки, где одновременно могут принять пятерых пациентов (всего их 20). Раньше этим людям приходилось ездить в областной центр. Скоро начнёт функционировать МРТ, работают ангиограф, аппараты УЗИ, компьютерный томограф. Это ли не настоящий прорыв для небольшого города?

Среди тоболяков бытует мнение, что якобы анализам, забор которых проходит в наших лечебных учреждениях, доверять нельзя. «Не знаю, откуда это утверждение вообще взялось, – говорит советник главы администрации города Владимир Репетиев. – Наши лаборатории оснащены современным оборудованием, да и специалисты там работают высокого уровня. Лично я им полностью доверяю».

В тобольском здравоохранении, как считает всё тот же эксперт Владимир Репетиев, есть две большие проблемы – нехватка площадей и кадров. И если первую при поддержке губернатора решить удастся – уже выделяются средства на проектно-сметную документацию нового здания поликлиники в 7 «а» микрорайоне, а значит, не за горами и само строительство, то вторая оказалась трудноразрешимой. Выпускники медицинских вузов не изъявляют желания ехать в Тобольск, не возвращаются в родной город и наши дипломированные земляки. «Ситуацию можно изменить лишь с помощью правительства страны, если оно возродит практику обязательного распределения», – считает Репетиев.

Да, нам катастрофически не хватает врачей. Одной только городской поликлинике требуется 25 специалистов. Укомплектованность участковыми терапевтами составляет 67%, педиатрами – 79,2%, узкими специалистами – 74,5%. Так что на тех, кто работает, и выезжают. А среди них есть и врачи от Бога, к которым все стремятся попасть на приём, и опытные трудоголики, которые не покинут поликлинику, пока не примут последнего пациента из очереди, и молодые врачи, полные свежих идей, хотя последние в меньшинстве. И не их вина, что нам приходится сидеть в очереди (это отголоски всё той же кадровой проблемы). Главное, чтобы приняли и правильное лечение назначили. Кстати, с введением записи по Интернету, что само по себе является прогрессивным явлением, стали возникать курьёзы. Например, один пациент записал на приём подряд по времени себя и всех домочадцев. Пришёл же к врачу один и заявил: «У меня целый час, осмотрите меня внимательно».

Всем тоболякам, знакомым и незнакомым, хочу пожелать здоровья. А если уж приключилась болезнь, доверяйтесь врачам.

Анна ЩЕРБИНИНА