Медиакарта
3:41 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

перекрёсток мнений: Нести ли дальше ленинский крест?

Речь о том самом бревне, которое нёс Ленин на первом коммунистическом субботнике. Продолжать ли это дело в эпоху капиталистического труда?

Парадоксы нашего менталитета

Прошёл по городу в день объявленного субботника. Что-то не видно активности. Городская администрация вокруг прибрала, ещё одно-два «сознательных» предприятия. И всё! А газоны даже на центральных улицах по-прежнему пестрят брошенными полиэтиленовыми пакетами, коробочками от соков, обёртками от конфет, автобусными билетиками. И только ленивый, пройдя мимо, не добавит свой личный вклад.

В душе вначале растёт недовольство. Всплывают ностальгические воспоминания: а раньше! В день субботника улицы полны людей с граблями, мётлами, лопатами, и к вечеру город блистает первозданной чистотой… Но что-то мешает признать видение прошлого верным.

Понял! Мы живём в другом уже веке. И в другой социально-экономической формации. Мы же объявили, что перешли к рыночной экономике! Вроде капитализм у нас. Да и предприятия вокруг всё больше частные. И подход к коэффициенту полезного действия работника уже иной, чем был когда-то: «Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». Сегодня каждая минута рабочего времени должна быть отдана труду во благо производства, за это хозяин и деньги платит!

А тут субботник по очистке улиц. Но за наведение их чистоты кто-то уже выиграл тендер у муниципалитета, получил бюджетные денежки (кстати, из налогов тех же предприятий, уплаченных в городскую казну). Крамольная мысль закрадывается в голову: мы хотим посидеть на двух стульях? Пребывая в капитализме, стремимся сохранить традиции, заложенные ещё дедушкой Лениным? Так крепко сидит в генетической памяти незабвенное брёвнышко, под которое вождь мировой революции подставил своё «интеллектуальное» плечо? Или это парадоксы нашего менталитета, корнями уходящие в советское прошлое?

В самом сохранении традиций нет ничего предосудительного, если это не входит в противоречие с реальностью. А в случае с субботником оно (противоречие) очевидно. Вспомним историю: субботники зародились в 1919 году, когда после многолетней разрухи нужно было возрождать страну. А почему сегодня-то, бросив основную работу, люди должны ликвидировать огрехи нерадивых уборщиков улиц?

Удивляет далёкий от глубины мысли, но так любимый коммунальщиками лозунг: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Тезис, по сути, верен. Но это – не вся правда. Сентенция выдернута из контекс­та, оборвана. А продолжение логично и не совсем для коммунальщиков удобно: «А не мусорят там, где вовремя и, главное, чисто убирают». Именно такая позиция эффективно воспитывает, приучает общество к чистоте. Да и, если вовремя и регулярно, не накапливая месяцами, убирать мусор, как это делается каждым хорошим хозяином в своём доме или в цивилизованных странах Европы, субботники по очистке и не понадобятся!

Ну посудите сами, как можно обвинять самих жителей города в том, что они бросают мусор не туда? А куда бросать? Выходя из автобуса, законопослушный гражданин имеет потребность билетик использованный выбросить. А урна на остановке переполнена донельзя, не очищалась уже много дней, или её вообще нет! Или, скажем, наши дворы. Мусор из квартир транспортируется в мусоропроводы или в баки у подъездов. Машины-мусороуборщики вывезли, но насыпалось мелкого сора и всевозможных фантиков – изобилие. Так и остались они до следующего вывоза разлетаться на ветру. А потом жильцов приглашают на субботник, будто только вчера вой­на закончилась, и много лет всем было не до мусора. Чтобы люди, до этого заплатив за неполученные услуги, ещё их сами себе и оказали. И непременно выслушали от коммунальщиков (по ТВ или в газете, а то и воочию), что они-де невоспитанные неряхи!

Да полноте! Нельзя усидеть на двух стульях. Если говорим о рыночной экономике, так будем последовательны. Законы её (экономики) действительны для всех! И для тех, кто занимается сервисом, получая народные денежки. Не важно, из бюджета ли, непосредственно ли от сограждан по квитанциям за услуги. – А субботник? – спросите вы. Неужели отказаться от доброй традиции?

Говорят, общественно полезный труд сплачивает людей, облагораживает, воспитывает патриотизм. Если, конечно, он озарён высокой идеей, реально созидателен. Как это было когда-то: самый первый субботник провели рабочие депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги, после трудового дня за ночь… отремонтировав три паровоза. Мусор-то они ни за кого не убирали. И сегодня, думаю, вполне актуальны в нашем городе субботники, к примеру, по закладке парков, скверов, озеленению улиц, посадке цветов. Всё во благо родного города!

Игорь КРАПАЛЬ

Вот и весь «энтузязизм»

Я уверена, что против проведения субботников сегодня выступают только ленивые люди или кому просто-напросто наплевать на то, каким будет наш город. Да-да, и переубедить меня в этом вряд ли кому удастся. Я за то, чтобы на общегородские субботники выходили всем миром и после всем же миром следили за порядком в городе, а иначе…

Наверное, мне здесь надо вспомнить, как проходили раньше субботники. Но я не буду этого делать. Зачем? Те, кто убеждён, что субботники только разлагают службы, которые должны убирать, мыть, ходить за каждым и подбирать брошенные небрежно пустую бутылку или окурок, так и останутся при своём мнении, а те, кто, вооружившись метлой или граблями, выходили во дворы, они и так помнят. Поэтому я обращусь к умному высказыванию Вячеслава Глазычева, профессора, градостроителя, который считал, что «городской культуры в России сейчас ещё нет, есть только слободская – строились слободы при заводах. И, несмот­ря на то, что многие заводы приказали долго жить, стереотипы остаются. Стереотипы людей без гражданского чувства, без чувства того, что это их город».

Вот оно – объяснение массовой пассивности, нежелания палец о палец ударить, чтобы город наш был чище и красивее. Хотя противники субботников как раз и хотят жить в комфорте и во всех уголках кричат, что в городе грязно, «почему так плохо убирают?».

Да, действительно, в этом году город и после общегородского субботника выглядит неубранным. До многих уголков просто не дошли не то что мётлы, даже грабли.

Службы, ответст­венные за чистоту, как раз вышли на субботник и убрали не только причисленные к ним территории, но и другие. А вот трудового наст­роя, как раньше, среди населения не ощущалось. Не видно было на улицах молодёжи, школьников, их учителей. А ведь культура поведения как раз начинается с детства, и если они уже сейчас считают, что пусть убирают те, кому деньги платятся, а мы как сорили, так и будем сорить, то порядка у нас в городе точно не будет. Не мы ли, взрослые, сами плодим тунеядцев, не ценящих чужой труд? Вот вам и весь «энтузязизм», как говаривал великий Райкин.

В последние годы в Тобольске появилось много зон отдыха. На их содержание выделяются средства и там действительно относительно чисто. Но есть у нас в городе такие уголки первозданной природы, коммунальщики их называют ещё «бесхозными», куда забредают только те, кому нужно посидеть под деревом и распить бутылку. На уборку таких территорий у города просто не хватает средств. В результате зелёная зона превращается в сплошную свалку. В одном 10 микрорайоне таких зон три. Проходя мимо них, я каждый раз думаю, почему те же учащиеся средней школы № 16 не вышли на субботник и не прибрали хотя бы один учас­ток. Над другим взяли бы шефство торговые предприятия, из окон которых видна вся эта мусорная клоака. Ан нет! Тогда что же мы жалуемся, что живём в грязном городе? Мы заслужили то, что имеем сегодня.

Вера ВЛАДОВА