Медиакарта
17:44 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Большое ожидание «Маленьких трагедий»

В Тобольском драматическом состоялись первые репетиции нового спектакля

Все мы ждём нового здания… Новых постановок, новых открытий, новых эмоций… Ждём Театра. Ну мы, зрители, просто ждём, а вот артисты работают. Солидное здание требует солидного репертуара, а потому входить в свой новый дом коллектив будет с классикой.

Слово директору ТДТ и, открою «секрет», одному из участников грядущей премьеры.

Сергей Радченко: «Реконструкция здания театра вступила в завершающую стадию. С этим, безусловно, связаны ожидания не только артистов и всех работников театра, но и наших зрителей. Пожалуй, с не меньшим интересом наблюдают за развитием событий коллеги из других регионов, наши зарубежные друзья-партнеры. Новое здание с его возможностями выводит театр на качественно иной, более высокий, уровень. Важно этому соответствовать и не обмануть ожидания. Один из презентационных проектов – премьера малого зала. Выбран достойный материал. «Маленькие трагедии» – уникальный образчик русской драматургии. Гений Пушкина в несколько страниц вместил космические проблемы, раскрытию которых иной автор посвятил бы тома. Постановочная группа спектакля нашему зрителю хорошо знакома. Режиссер Пётр Васильев и художник-постановщик Алевтина Торик. Они победители многих фестивалей, оба – лауреаты национальной теат­ральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

И впервые наш театр пригласил для работы над постановкой замечательного композитора Николая Морозова. Удивительные му­зыкальные произведения уже созданы для спектакля, артисты с удовольствием осваивают предложенный материал. Считаю, что театру повезло познакомиться с профессионалом такого высокого уровня и заинтересовать его совместной работой. Это хороший знак. Постараемся добраться до той вершины творчества, которая уже задана музыкальными темами, специально сочинёнными композитором к будущему спектаклю». Это действительно необычно… На моей памяти, впервые наш театр по-настоящему заказывает музыку. Причём заказывает на самом высоком уровне.

Несколько слов от композитора Николая Морозова

– Музыка к спектаклю уже создана?

– Почти. Осталась ещё работа, но я приехал сюда специально для того, чтобы понять, каковы возможности вашей труппы и, если угодно, вдохнуть воздух Тобольска. Всё это очень важно… Но большая часть музыки – да, уже написана. Показал её актёрам, и им, кажется, понравилось. Отлично поработали в эти три дня… И я, со своей стороны, уже теперь могу сказать – спектакль получится!

– Пушкин… «Маленькие трагедии»… Каково это – «озвучивать» Гения?

– Мне с этим везёт. Среди спектаклей, над которыми я работаю, почти нет «мишуры». И, конечно, Пушкин… «Дубровский», «Капитанская дочка», «Русалка», «Повести Белкина» – для разных театров писал музыку к этим произведениям.

Удивительные ощущения испытываешь, работая с Пушкиным… Он, кажется, и сам не понимал своей гениальности. Вот, беру «Пир во время чумы», думаю над музыкой к «Песне Мери»… Звуки – слова – звуки – мелодия – слова… И кажется, что поэт сам не понял, какого величия достиг. Написал и всё… Это и не гениальность даже. Такая… надмирность что ли.

А с «Маленькими трагедиями» работать просто интересно. Каждая из четырёх вещей хороша сама по себе. И есть общая канва, которая их объединяет – «сцепляет» одну с другой. Это – благодатная почва для композитора.

– На благодатной почве и пахать должно быть легко…

– Легко… Всё написалось достаточно быстро и сразу. Но вот с той же «Песней Мери» пришлось «поскрипеть зубами». Несколько вариантов, казавшихся поначалу бесспорными, отбросил, а потом как-то… Сел. Написал… И понял – то, что нужно. Это – Пушкин (простите некоторое самодовольство).

– Расскажите о звучании будущего спектакля.

– Как уже сказал, каждая из историй музыкально будет решена по-своему. И режиссёр для каждой трагедии придумал особенную стилистику. Я приверженец классической музыки, и в спектакле будут значительные фрагменты с симфоническим звучанием. Оркестра у вас нет, и они пойдут в записи (здесь серьёзные вопросы будут стоять перед звукорежиссёром). Но будут и живые инструменты – барабаны, скрипка, флейты… Зрители познакомятся и с тем, как звучит лауд.

– А это что ещё за экзотика?

– Замечательная вещь! Уникальный звук. Это переходный этап от лютни к гитаре – щипковый инструмент с шестью двойными струнами. У него особый строй. Лауд до сих пор почитают в Испании. Очень он популярен в Латинской Америке… Сейчас вот, здесь, в Сибири, артист тобольского театра Павел Жук осваивает особенности игры на лауде. Помузицируют-споют и другие артисты…

– А вот это мы пока, с вашего разрешения, оставим в секрете... У вас огромный опыт работы с драматическими коллективами. Скажите, часто ли провинциальные театры обращаются к композиторам, или специально написанная музыка – удел столичных сцен?

– Вижу обратную тенденцию – чем театр дальше от столицы, тем в нём точнее понимают значение му­зыкального оформления спектакля. Это не значит, что в Москве или Питере на композиторов махнули рукой – нет. Но провинция всё чаще и чаще начинает выделяться тщательностью проработки деталей спектак­ля… Здесь есть время на то, чтобы подумать, остановиться-оглянуться и… подумать ещё. Это правильно. Музыка в спектакле – такой же полноценный соучастник действа, как декорации, свет, артисты, зрители… Можно взять музыку «из подбора», но это обедняет спектакль, а в конечном итоге – обедняет зрителя.

А теперь – Васильев…

Этого человека и режиссёра тоболякам (тем, что ходят в театр, разумеется) представлять не надо. Открывший для себя хоть один драгоценный ларец-спектакль васильевской выделки, знает – работать поверхностно этот режиссёр просто не умеет… Теперь ждём от него откровения «Маленьких трагедий».

– Начали вы в Тобольске с Ершова. Потом были евангельские сюжеты и европейская классика, был Чуковский. Когда задумались о Пушкине?

– Давно уже эти строки, эти образы, эти истории со мной. Нужно было только найти место, для того чтобы реализовать замысел. Именно – место. Потому что не только ваш театр совпадает с моим настроением, но и сам город.

– Ваши спектакли в Тобольске это обязательно равноправное сценическое существование актёров и кукол. И Александра Сергеевича марионетками «разбавите»?

– Не только марионетками – будут разные виды кукол. И именно в этом произведении интересно обыграть название. «Маленькие трагедии»… Маленький театр маленьких актёров-кукол… Но несмот­ря на великое богатство выразительных средств кукольного театра, для того, чтобы на сцене был Пушкин, необходимы люди-артисты. И в вашем театре на сегодняшний момент всё подходит для воплощения этой большой (и во многом смелой) идеи.

– Какие именно трагедии войдут в ваш спектакль?

– Конечно же, все четыре. «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Думаю, не зря Александр Сергеевич собрал их в один цикл… Но мы собираемся уплотнить действие так, чтобы это был спектакль в одном действии продолжительностью в полтора часа.

– И предыдущие ваши спектакли не отнёс бы к категории «детских» – пришедшие на них взрослые зрители получают не меньше эмоций и информации к размышлению. Но уж «Маленькие трагедии» точно не «Царь Пузан»…

– Конечно, адресность спектакля меняется. Мы не говорим о детском спектакле, но при этом не отрицаем того, что на него придут юные зрители. Только при условии, что это будут подготовленные юные зрители. Всё-таки очень серьёзные темы. Это Пушкин… Но театр – всегда зрелище. И эту составляющую мы насытим многими красками – сменой масштабов, необычными приёмами, замечательной музыкой. «Цеплять» ведь можно не только глубиной мысли. Дойти до понимания можно разными путями… Главное, чтобы было смотреть интересно…

– А будет?

– Конечно. Четыре разных истории, рассказанных по-разному. Различные кукольные системы. Живая музыка и настоящие артис­ты… Будет интересно, я уверен.

Всё должно получиться ещё и потому, что в Тобольске мне замечательно работается. И уже мистические какие-то связи появляются… Совпадения такие, даже на бытовом уровне.

Вот, скажем, билеты из Питера куплены были 6 июня – в самый день рождения Пушкина. А потом сидим в аэропорту с Николаем Александровичем (композитор Морозов – прим. Авт.). Рассуждаем о связях Пушкина и Тобольска – их больше, чем на первый взгляд кажется. И вот звонок – директор вашего театра.

– Здравствуйте, вылетаете?

– Здравствуйте. Да, вот-вот уже к трапу…

– Счастливого полёта. В Тюменском аэропорту вас встретит Александр Сергеевич… Вот так… И ведь знаю, что это имя-отчество замечательного театрального водителя. Но прямо вот за душу взяло – летишь в Тобольск с «Маленькими трагедиями», и встречает тебя Александр Сергеевич…

Послесловие

В июне композитор и режиссёр провели первые репетиции, которые можно назвать музыкальными. Основная постановочная работа начнётся в августе. Ну а премьера «Маленьких трагедий» состоится уже в новом здании театра.