Медиакарта
11:23 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Под звон мечей и скрежет стали

6 – 7 июля на территории туристкого комплекса «Абалак» проходил V международный фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле», организаторами которого являются правительство Тюменской области, администрация г. Тобольска, гостиница «Славянская», клуб исторической реконструкции «Ильвинг».

Поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по туризму, правительство Тюменской области, администрация г. Тобольска, департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО. Его стратегическими партнёрами выступили авиакомпания «ЮТэйр», «Гранд Моторс» – официальный дилер NISSAN в Тобольске, филиал «Росгосстраха» в Тюменской области, филиал МТС в Тюменской области. Фестиваль собрал более 200 реконструкторов, представляющих ведущие клубы страны и ближнего зарубежья. Число гостей, посетивших «Абалакское поле», составило более 16 тысяч.

В историческом лагере

На склоне высокого брега Иртыша раскинулся исторический лагерь. Здесь по соседству разместились в походных палатках русичи, славяне, викинги, которых на Руси называли варягами, причём последних даже больше. Интерес к культуре, быту викингов в среде исторических реконструкторов по-прежнему высок. Обитатели лагеря живут настоящей жизнью. «Не путайте нас с ролевиками, – говорит мне мужчина, помешивающий кашу в котелке, и сам представляется: – Я – хозяин небольшого исландского хутора рубежа X –XI веков». Про Исландию того периода Вадим Зевлевер, приехавший на фестиваль из Новосибирска, знает многое, что позволяет ему практически перемещаться во времени. И, похоже, ему в эпохе раннего средневековья нравится. Единственное, чего не хватает его душе у викингов, так это кавалерии, а они, как известно, по суше передвигались пешими. Сей пробел он восполняет погружением в 1812 год, где является командиром гусарского полка, но это уже другая история.

Первый день фестиваля выдался жарким. «Вы в реке не искупались?» – интересуюсь я у «хуторянина». «А у нас в Исландии в реках или озёрах купаются только ненормальные», – слышу в ответ. Вадим рассказал мне о ночных баталиях с местным гнусом. Но ночь позади, а под палящим солнцем и благодаря дыму от костра комаров и мошек стало куда меньше.

Вадим быстро забывает о «комариной войне» и с восхищением восклицает: «Какая у вас тут красота, какие просторы!» Наши взоры устремлены на реку. И будто по заказу из-за поворота появляется теплоход. Чуточку фантазии, и мы представляем себе, что это средневековая ладья. Для Вадима Зевлевера погружение в историю – дело привычное, так как он историк по специальности и преподаёт историю и фехтование в центре патриотического воспитания.

В третий раз приехала на наш фестиваль Лидия Исаева из Барнаула. Платье выдаёт в ней жительницу Великого Новгорода рубежа X – XI веков. На груди у неё поблёскивает лунница (женское украшение-оберег). И почему-то именно этот элемент одежды заставляет меня поинтересоваться у Лидии, что её так привлекает в той эпохе. Девушка, прихлёбывающая из глиняной посуды душистый чай из трав, признаётся, что чувствует себя вполне комфортно в раннем средневековье, хотя бытовые условия там намного сложней.

– Это вам не 21 век с микроволновками, компьютерами, сотовыми телефонами и прочими чудесами техники, – говорит Лидия, – но оказывается, что и без всего этого можно спокойно прожить. А пища, приготовленная в походных условиях на костре, особенно вкусна.

Вполне устраивает Лидию, противницу эмансипации, и её положение в Великом Новгороде. Она довольна своей будущей судьбой и готова стать женой, матерью, хранительницей домашнего очага.

– У вас здесь так чудно, – улыбается Лидия. – Место для фестиваля выбрано просто сказочное. Настраивает на определённый лад и близость лагеря с монастырём. Мы наслаждаемся колокольным звоном.

Девушка призналась, что ей, экономисту по профессии, увлечение исторической реконструкцией доставляет массу удовольствия и позволяет приумножить знания по истории.

По соседству была разбита юрта клуба исторических реконструкторов «Медвежий двор» из Башкирии. Я бы назвала её интернациональной площадкой, так как шатёр дал кров представителям Киевской Руси, волжским булгарам, славянам, северокавказским аланам. Все они дружно колдовали над приготовлением гороховой каши, аутентичным блюдом. Пока горох замачивался, кашевары поджарили на сковороде мелко нарезанные кусочки сала с лучком. Поджарку они добавят в гороховую кашу. Говорят, выходит сытно и вкусно. Попробовать мне не удалось, так как блюдо находилось на стадии приготовления.

Лагерь жил своей жизнью. Пока мирной. Его обитатели штопали одежду, готовили завтрак, нежились на солнышке, прогуливались на лужайке. Моё внимание привлекли молодая мама с полуторагодовалой дочкой. Тюменки Екатерина и Злата Киселёвы чувствовали себя в скандинавских платьях весьма комфортно, что вполне понятно, ведь пошиты они из натуральных тканей, без добавления синтетических волокон, а значит, дышат и от жары спасают.

– Мы со скандинавского острова Готланд, – пояснила Екатерина. – На фестиваль приехали всей семьёй. Это уже наша традиция. Приезжали на «Абалакское поле» ещё до рождения Златы. Теперь вот втроём. Удивляло, что малышка замечательно переносила спартанские условия жизни и, кажется, всем была довольна. В то время как маленькие гости фестиваля, прибывшие из нашего 21 века, капризничали, изнывая от жары. «Наверное, дело в одежде, – промелькнуло в голове. – Вот бы всех нас переодеть в лён да хлопок».

Екатерина показала мне место, где встали лагерем наши зарубежные гости – клуб исторической реконструкции «Варгенторн» (г. Витебск, Белоруссия). Но побеседовать с ними не удалось. Гости, утомлённые дальним вояжем, несмотря на жару и духоту в палатках, крепко спали.

А вот походным кузнецам Андрею Попову и Дмит­рию Севостьянову было не до сна. Работа в кузнице под открытым небом кипела с раннего утра. Заказов было много: кому треногу костровую сделать, кому чапельник для сковородки. Кузнецы, прибывшие в лагерь из г. Миасса Челябинской области, старались на славу.

На ристалище

Центральной площадкой фестиваля, конечно же, стало ристалище, куда стекались толпы народа, взяв его плотным кольцом. Нельзя сказать, что современный человек кровожаден. Времена, когда всё решали мечи, клинки и шпаги, канули в Лету. Сегодня большинство разногласий решается за столом переговоров. Но многие из нас мечтают совершить путешествие во времени и хотя бы одним глазком заглянуть в эпоху раннего средневековья, эпоху сильных и мужественных людей, время зарождения государственности на Руси, увидеть бои средневековых воинов, от которых кровь холодеет, а адренолина выбрасывается столько, что человеку долго не потребуется экстрим.

На ристалище правил бал Антон Панькин, ведущий, историк, мистик, музыкант. Он верен нашему фестивалю, и все пять лет комментирует воинские поединки, мастерски вводя зрителей-болельщиков в мир средневекового воинского искусства. Приезжал он к нам, когда проживал по соседству в Омске, приехал и нынче, проделав неблизкий путь от северной столицы (он теперь житель Санкт-Петербурга). Без его комментариев многое в турнире воинов было бы непонятным для современного человека.

А поединки воинов были настоящими, не бутафорными. Участники были облачены в воинские доспехи, вес которых составил 20 – 30 кг, использовали они в поединках боевое холодное оружие, правда незаточенное, чтобы минимизировать травмы. Турнирные поединки были самым зрелищным мероприятием фестиваля. Главный приз фестиваля – меч – достался клубу исторической реконструкции «Соболиный камень» (г. Екатеринбург).

Ноу-хау нынешнего фестиваля стала большая интеравктивная программа для гостей. Все желающие после проведения официальных состязаний могли испытать себя в ратном мастерстве, в плетении кольчуг, изготовлении средневековых украшений, гончарном, кузнечном деле.

Покидали гости туркомплекс «Абалак», построенный в традициях сибирского деревянного зодчества, в отлично м настроении, преисполненные желанием побыстрее рассказать своим друзьям и знакомым об этом ярком, самобытном, увлекательнейшем фестивале.

Анна ЩЕРБИНИНА