Насколько мы приблизились к «451 градусу по Фаренгейту»
Перечитывая как-то на досуге одноименный роман Рэя Брэдбери, написанный, кстати, в 1953 году, стало совершенно не по себе от явно сбывающихся в книге предсказаний.
Во времена своей институтской молодости, за неимением Интернета и виртуальной реальности, он воспринимался не более чем изощрённая фантастика, не имеющая ничего общего с жизнью землян. Кроме, может быть, некоторых случайных (?!) совпадений. Посудите сами, в романе описывалось тоталитарное общество, где литература находится под запретом, и правительство ведёт очередную непонятную никому войну. Но ведь мы не были похожи на людей, потерявших связь с природой, с интеллектуальным наследием человечества, друг с другом. Да и про интерактивное телевидение с проекцией на «три стены» или виртуальное общение, которым заполнена современная жизнь, мы и не слышали.
Теперь же фантастические домыслы всё более приобретают черты нашей реальности. Мы не сжигаем книги в прямом смысле, но забываем о их существовании. Потребительское мышление и неспособность критически мыслить делает нас похожими на персонажей романа. «Чтобы сделать всех счастливыми» – таков смысл уничтожения книг. Как уберечься самому от такого «счастья» и спасти своих детей? Возможно ли отдалить то самое время, в котором бумага превращается в пепел? О вечном и житейском беседуем с библиотекарем центральной детской библиотеки имени П.П. Ершова Людмилой Фисенко.
– С какого возраста надо приучать ребёнка к чтению? Это надо делать ещё, когда он в утробе матери, – уверена на личном опыте Людмила Николаевна. – Там маленький человечек развивается, а значит, воспринимает всякую информацию, пока только где-то на уровне подсознания. Надо вслух вместе с ним читать книги, слушать музыку, ходить в театр, в общем, получать как можно больше положительных эмоций. Сразу после рождения надо много разговаривать с ребёнком, читать ему сказки, стишки, прибаутки, петь песенки. А уже когда он начал осознавать себя, начал играть, распознавать, что такое книга, то здесь очень важен личный пример родителя.
– А если эти важные моменты безвозвратно упущены родителями, детский сад и школа способны восстановить связь с книгой?
– Школа и детсад стоят на втором месте после родительского примера. Его, к сожалению, ничто не может заменить. Интерес взрослых к этому источнику мудрости и взаимное обсуждение прочитанного бесспорно увлечёт и детей. Небольшой совет родителям: они должны оберегать своё чадо от телевизора, хотя бы до школы, и не позволять жить в виртуальной действительности. Как считают учёные-психологи, это чудо технического прогресса зомбирует детей. Каждому ребёнку важно найти свою книгу, в которой есть то, что ему близко, что его волнует. Задача школы, впрочем, как и родителей, вовремя дать такую книгу. Поэтому надо знать интересы ребёнка, вовремя открыть его. И, конечно, владеть информацией в мире литературы и её новинок. Работа библиотекаря как раз и состоит в том, чтобы помочь разобраться в этом разнообразии. Мы всегда готовы посоветовать достойную книгу, а чтобы она ещё стала нужной и близкой подростку, школа и библиотека работают совместно. Учителя лучше знают своих подопечных, больше общаются с ними, а у нас не всегда есть возможность проникнуть в их внутренний мир, многие ребята слишком закрыты, и мы не можем им ничего предложить.
– Вы предугадали мой вопрос и одновременно подтвердили высказывание премьер-министра Владимира Путина на встрече с писателями в прошлом году, где он отметил падение интереса к чтению. «И в этом виноват не только Интернет, но и сами писатели, – говорил Владимир Путин. – Если молодой человек – юноша или девушка – имеет возможность взять в руки интересную для них книгу – книгу, которая связана с их жизнью напрямую, отражает среду, в которой они живут, говорит о проблемах, которыми они живут, то такая книга будет находить отклик у читателя». Получается, что у нас нет книг, которые были бы интересны подрастающему поколению? Поэтому они и не читают?
– Вы знаете, я не соглашусь с тем, что дети сегодня не читают. Они очень много читают, не обязательно ходят в библиотеки. Сейчас слишком загружен образовательный процесс, поэтому им некогда даже прочесть художественную литературу, которая не входит в школьную программу. Учащимся приходится прочитывать огромное количество информационной литературы, писать доклады, рефераты, научные статьи. Просто не остаётся времени на то, чтобы почитать для отдыха. У нас пользуется спросом литература по психологии (тесты для подростков), как влиять на людей, как общаться, как развить память, внимание, мышление, как научиться гипнозу. Они уже со среднего возраста пытаются определиться с будущей профессией, направлены на карьеру и получение денег. Время диктует свои интересы. И сейчас много произведений, которые нашли отклик в детских душах. Мы, например, можем предложить замечательный журнал «Крылья», который выписывает наша библиотека. В нём печатают произведения современных писателей, классику, лирику известных авторов и самих читателей. Любой подросток найдёт здесь то, что его волнует. Даже родители смогут найти многие ответы на вопросы о пристрастиях современных подростков, об их внутренних переживаниях.
– Почему обязательно нужно сохранить книгу в нашей жизни?
– Книга пробуждает душу, – лаконично подвела итог Людмила Николаевна.
Курьёзный случай из практики Людмилы Фисенко: Шестиклассница заинтересовалась книгой о первой беременности.
– Ты эту книгу почитаешь, но позже, – посоветовала библиотекарь.
– Так я уже её читала, хочу перечитать, – безапелляционно ответила девочка.
«Как непоправимо я отстала от жизни», – подумала женщина.
Дарья Лисовская